Право подписи бухгалтерской отчетности
Подборка наиболее важных документов по запросу Право подписи бухгалтерской отчетности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 N 13АП-43978/2023 по делу N А56-102738/2022
Категория спора: Поставка.
Требования поставщика: О взыскании задолженности по оплате поставленного товара.
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного товара.
Решение: Отказано.Таким образом, акт сверки расчетов на 12.10.2021, подписанный сторонами до заключения договора переуступки права требования и отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности поставок в адрес ООО "К-33", даже при отсутствии в материалах дела договора цессии от 15.10.2021, принимая во внимание, что истец является стороной договора и инициировал уступку права требования, не свидетельствует, что обязательство по оплате долга исполнено ответчиком ненадлежащему лицу.
Категория спора: Поставка.
Требования поставщика: О взыскании задолженности по оплате поставленного товара.
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного товара.
Решение: Отказано.Таким образом, акт сверки расчетов на 12.10.2021, подписанный сторонами до заключения договора переуступки права требования и отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности поставок в адрес ООО "К-33", даже при отсутствии в материалах дела договора цессии от 15.10.2021, принимая во внимание, что истец является стороной договора и инициировал уступку права требования, не свидетельствует, что обязательство по оплате долга исполнено ответчиком ненадлежащему лицу.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Что относится к бухгалтерским услугам
(КонсультантПлюс, 2025)...Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, признав иск необоснованным. Выводы суда основаны на следующем: сторонами "четко" не определен предмет договора, не согласована обязанность исполнителя составлять какие-то конкретные документы либо выполнять какие-то конкретные работы, из односторонних актов... не представляется возможным установить характер выполненных работ и объем исследованных и подготовленных исполнителем документов, истцом документально не опровергнуты указанные заказчиком причины отказа от подписания актов оказанных услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)...Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, признав иск необоснованным. Выводы суда основаны на следующем: сторонами "четко" не определен предмет договора, не согласована обязанность исполнителя составлять какие-то конкретные документы либо выполнять какие-то конкретные работы, из односторонних актов... не представляется возможным установить характер выполненных работ и объем исследованных и подготовленных исполнителем документов, истцом документально не опровергнуты указанные заказчиком причины отказа от подписания актов оказанных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право первой и второй подписи
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, во внутренней деятельности организации руководитель может назначить уполномоченное лицо (например, заместителя) для подписания соответствующих документов на период своего отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность, выходные и праздничные дни, внеурочное время суток при круглосуточной работе компании и пр.), либо определить направление деятельности, в пределах которой тот или иной сотрудник получает соответствующую свободу усмотрения в подписании документов от имени организации (например, начальник отдела кадров - право подписания документов, связанных с приемом на работу, увольнением и кадровым сопровождением отдельных категорий сотрудников; главный бухгалтер - право подписания различных хозяйственных и финансовых документов, налоговой и бухгалтерской отчетности и пр.). В этих случаях в соответствующих приказах, как и в доверенностях, следует непосредственно фиксировать перечень документов, в отношении которых уполномоченное лицо вправе будет проставлять свою подпись от имени организации вместо руководителя.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, во внутренней деятельности организации руководитель может назначить уполномоченное лицо (например, заместителя) для подписания соответствующих документов на период своего отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность, выходные и праздничные дни, внеурочное время суток при круглосуточной работе компании и пр.), либо определить направление деятельности, в пределах которой тот или иной сотрудник получает соответствующую свободу усмотрения в подписании документов от имени организации (например, начальник отдела кадров - право подписания документов, связанных с приемом на работу, увольнением и кадровым сопровождением отдельных категорий сотрудников; главный бухгалтер - право подписания различных хозяйственных и финансовых документов, налоговой и бухгалтерской отчетности и пр.). В этих случаях в соответствующих приказах, как и в доверенностях, следует непосредственно фиксировать перечень документов, в отношении которых уполномоченное лицо вправе будет проставлять свою подпись от имени организации вместо руководителя.
Готовое решение: Какими полномочиями наделяется исполняющий обязанности директора организации
(КонсультантПлюс, 2025)Передать исполняющему обязанности руководителя вы можете только те полномочия, которыми согласно учредительному документу обладает сам руководитель. Например, исполняющему обязанности могут быть переданы компетенции по реализации трудовых отношений (заключение трудовых договоров, подписание приказов и др.); по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности; по заключению сделок. Но учтите, если право директора на заключение сделок было ограничено учредительным документом, то такие ограничения распространяются и на исполняющего обязанности. Это, в частности, касается таких юрлиц, как ООО и АО (п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО и п. 2 ст. 69 Закона об АО).
(КонсультантПлюс, 2025)Передать исполняющему обязанности руководителя вы можете только те полномочия, которыми согласно учредительному документу обладает сам руководитель. Например, исполняющему обязанности могут быть переданы компетенции по реализации трудовых отношений (заключение трудовых договоров, подписание приказов и др.); по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности; по заключению сделок. Но учтите, если право директора на заключение сделок было ограничено учредительным документом, то такие ограничения распространяются и на исполняющего обязанности. Это, в частности, касается таких юрлиц, как ООО и АО (п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО и п. 2 ст. 69 Закона об АО).
Нормативные акты
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов"
(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол N 6)2.3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.
"Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов"
(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол N 6)2.3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.
Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н
(ред. от 07.02.2020)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2010 N 18008)7. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. Если указанная бухгалтерская отчетность была представлена каким-либо иным пользователям, то бухгалтерская отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (исправленная бухгалтерская отчетность), подлежит повторному представлению этим пользователям.
(ред. от 07.02.2020)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2010 N 18008)7. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. Если указанная бухгалтерская отчетность была представлена каким-либо иным пользователям, то бухгалтерская отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (исправленная бухгалтерская отчетность), подлежит повторному представлению этим пользователям.
Статья: И.о. директора не вправе подписывать отчетность
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)И.О. ДИРЕКТОРА НЕ ВПРАВЕ ПОДПИСЫВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)И.О. ДИРЕКТОРА НЕ ВПРАВЕ ПОДПИСЫВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ
Статья: Инвентаризация будет проводиться по новым правилам
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- объекты бухгалтерского учета экономического субъекта (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- объекты бухгалтерского учета экономического субъекта (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации (заказчика) расчеты с иностранным исполнителем (не взаимозависимым лицом), не имеющим постоянного представительства на территории РФ и не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика НДС, если оплата производится в евро в месяце, следующем за месяцем оказания услуг?..
(Консультация эксперта, 2025)на конец месяца, в котором подписан акт, - 93,0 руб/евро;
(Консультация эксперта, 2025)на конец месяца, в котором подписан акт, - 93,0 руб/евро;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации приобретение объекта недвижимости (производственного здания) на условиях рассрочки оплаты, если за предоставленную рассрочку проценты отдельно не взимаются?..
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость производственного здания, приобретаемого по договору купли-продажи недвижимости, составляет 7 200 000 руб. (в том числе НДС 1 200 000 руб.). Кадастровая стоимость здания не превышает 22 000 000 руб. В месяце получения здания от продавца и принятия его к учету в составе объектов основных средств (ОС) уплачена государственная пошлина и поданы документы на государственную регистрацию перехода права собственности на здание. Иных затрат, связанных с приобретением здания, организация не несет. В следующем месяце зарегистрирован переход права собственности на здание. Оплата производится в рассрочку по 2 400 000 руб. в течение трех месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации перехода права собственности на здание к организации. По данным налогового учета передающей стороны срок полезного использования здания (относящегося к десятой амортизационной группе) установлен равным 420 месяцам, из которых оно эксплуатировалось предыдущим собственником (продавцом) 120 месяцев. Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования установлен организацией равным 300 месяцам. Амортизация начисляется линейным способом (методом). Ликвидационная стоимость здания признана равной нулю. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете. Организация применяет метод начисления в налоговом учете и не использует право на применение амортизационной премии. Бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца.
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость производственного здания, приобретаемого по договору купли-продажи недвижимости, составляет 7 200 000 руб. (в том числе НДС 1 200 000 руб.). Кадастровая стоимость здания не превышает 22 000 000 руб. В месяце получения здания от продавца и принятия его к учету в составе объектов основных средств (ОС) уплачена государственная пошлина и поданы документы на государственную регистрацию перехода права собственности на здание. Иных затрат, связанных с приобретением здания, организация не несет. В следующем месяце зарегистрирован переход права собственности на здание. Оплата производится в рассрочку по 2 400 000 руб. в течение трех месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации перехода права собственности на здание к организации. По данным налогового учета передающей стороны срок полезного использования здания (относящегося к десятой амортизационной группе) установлен равным 420 месяцам, из которых оно эксплуатировалось предыдущим собственником (продавцом) 120 месяцев. Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования установлен организацией равным 300 месяцам. Амортизация начисляется линейным способом (методом). Ликвидационная стоимость здания признана равной нулю. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете. Организация применяет метод начисления в налоговом учете и не использует право на применение амортизационной премии. Бухгалтерская отчетность составляется на конец каждого календарного месяца.
Корреспонденция счетов: Как в учете организации-заказчика отразить получение субсидии из бюджета на компенсацию расходов, понесенных на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые дали положительный результат, учитываемый в качестве НМА?..
(Консультация эксперта, 2025)В третьем месяце списания расходов на НИОКиТР организации за счет средств бюджета выделена субсидия в размере понесенных затрат (о чем подписано соглашение о ее предоставлении). Денежные средства перечислены на расчетный счет организации в этом же месяце.
(Консультация эксперта, 2025)В третьем месяце списания расходов на НИОКиТР организации за счет средств бюджета выделена субсидия в размере понесенных затрат (о чем подписано соглашение о ее предоставлении). Денежные средства перечислены на расчетный счет организации в этом же месяце.
Статья: Как подтвердить реальность затрат и как не нужно составлять подтверждающие документы
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Какие документы вправе подписывать главбух, должно быть прописано в его должностной инструкции. Как правило, это учетные регистры, бухгалтерские справки, внутренняя отчетность и др.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Какие документы вправе подписывать главбух, должно быть прописано в его должностной инструкции. Как правило, это учетные регистры, бухгалтерские справки, внутренняя отчетность и др.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году при исправлении несущественной ошибки предшествующего отчетного года после подписания бухгалтерской отчетности за этот год либо при исправлении существенной ошибки предшествующего года после подписания бухгалтерской отчетности за этот год организацией (в том числе субъектом малого предпринимательства), которая вправе применять упрощенные способы;
Статья: Подготовлен новый стандарт: проект ФСБУ "Расходы"
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Экономический субъект раскрывает выбранный им способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения данного Стандарта и последствия изменения учетной политики, соответствующие выбранному способу их отражения, в своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением Стандарта.
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Экономический субъект раскрывает выбранный им способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения данного Стандарта и последствия изменения учетной политики, соответствующие выбранному способу их отражения, в своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением Стандарта.
Корреспонденция счетов: Как с 2025 г. отражается в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности право на использование программного обеспечения для ЭВМ, полученное организацией на основании лицензионного договора?..
(Консультация эксперта, 2025)Как с 2025 г. отражается в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности право на использование программного обеспечения для ЭВМ, полученное организацией на основании лицензионного договора?
(Консультация эксперта, 2025)Как с 2025 г. отражается в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности право на использование программного обеспечения для ЭВМ, полученное организацией на основании лицензионного договора?
Статья: О предмете допроса подставного лица - участника незаконного образования юридического лица
(Грибунов О.П., Назырова Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Какова цель образования юридического лица? Какие учебные заведения он окончил? Имеются ли навыки управления юридическим лицом? Где ранее осуществлял трудовую деятельность? Регистрировались ли ранее на его имя иные юридические лица? Какие виды экономической деятельности осуществляются юридическим лицом? Каков штат сотрудников юридического лица? Какие должности они занимают? Как оформлены трудовые отношения? Каковы их анкетные и контактные сведения? Кому поручено ведение бухгалтерской отчетности юридического лица? В каких кредитных учреждениях открыты расчетные счета юридического лица? Кто их открывал и какие документы по данному поводу подписывались? Какое имущество принадлежит проверяемому юридическому лицу? Кто имеет право представления интересов проверяемого юридического лица без доверенности? Какой доход получен за период деятельности юридического лица? Какие выплаты и в каком размере за период деятельности данного юридического лица он получал лично? Кто является контрагентами юридического лица, их наименование и расположение? Какие договорные отношения их связывают? Подписывались ли им лично документы по договорным отношениям с контрагентами, где, когда и при каких обстоятельствах? Где хранятся данные документы? Каков порядок сдачи налоговой отчетности? Кто готовил необходимые документы для сдачи отчетности? Кем и когда, каким способом данная отчетность сдавалась в налоговый орган? Подписывались ли лицом лично документы по бухгалтерской и налоговой отчетности? Может ли он подтвердить достоверность сведений, содержащихся в сданных декларациях от имени юридического лица в налоговый орган?
(Грибунов О.П., Назырова Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Какова цель образования юридического лица? Какие учебные заведения он окончил? Имеются ли навыки управления юридическим лицом? Где ранее осуществлял трудовую деятельность? Регистрировались ли ранее на его имя иные юридические лица? Какие виды экономической деятельности осуществляются юридическим лицом? Каков штат сотрудников юридического лица? Какие должности они занимают? Как оформлены трудовые отношения? Каковы их анкетные и контактные сведения? Кому поручено ведение бухгалтерской отчетности юридического лица? В каких кредитных учреждениях открыты расчетные счета юридического лица? Кто их открывал и какие документы по данному поводу подписывались? Какое имущество принадлежит проверяемому юридическому лицу? Кто имеет право представления интересов проверяемого юридического лица без доверенности? Какой доход получен за период деятельности юридического лица? Какие выплаты и в каком размере за период деятельности данного юридического лица он получал лично? Кто является контрагентами юридического лица, их наименование и расположение? Какие договорные отношения их связывают? Подписывались ли им лично документы по договорным отношениям с контрагентами, где, когда и при каких обстоятельствах? Где хранятся данные документы? Каков порядок сдачи налоговой отчетности? Кто готовил необходимые документы для сдачи отчетности? Кем и когда, каким способом данная отчетность сдавалась в налоговый орган? Подписывались ли лицом лично документы по бухгалтерской и налоговой отчетности? Может ли он подтвердить достоверность сведений, содержащихся в сданных декларациях от имени юридического лица в налоговый орган?