Право оперативного управления при реорганизации юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Право оперативного управления при реорганизации юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инвентаризация основных средств и прав пользования активами
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)- передаточные акты или разделительные балансы (в случае реорганизации юридического лица);
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)- передаточные акты или разделительные балансы (в случае реорганизации юридического лица);
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Решения Российской Федерации как учредителя о реорганизации государственных юридических лиц в публично-правовую компанию принимаются в виде нормативных актов, которыми определяется способ реорганизации <335>. Кроме того, анализ законодательства показывает, что в последующем Правительством РФ такое решение о реорганизации конкретизируется посредством принятия соответствующего постановления <336>. В некоторых случаях такие акты Правительства РФ содержат нормы о передаче в собственность компании в качестве имущественного взноса конкретного имущества <337>. Необходимо отметить, что при смешанной реорганизации федеральных казенных учреждений (слияние и преобразование) в ППК "Единый заказчик" данной компании должно переходить имущество реорганизуемых юридических лиц. Но фактически этой компании Российской Федерацией передается в собственность в качестве имущественного взноса находящееся в оперативном управлении реорганизуемых учреждений недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки, находящиеся у реорганизуемых учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, право оперативного управления имуществом и право постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица - правопредшественника трансформируются в право собственности компании. Согласно ст. 58 ГК РФ при реорганизации в форме слияния имеет место правопреемство (то есть передача существующих прав в неизменном виде). Однако в данном случае реорганизация учреждений в ППК "Единый заказчик" в форме слияния не влечет правопреемства, а влечет трансформацию прав, передаваемых этой компании от реорганизуемых учреждений. В связи с этим процесс, предполагающий прекращение деятельности учреждений и создание компании на основе их имущества, по своей природе отличен от реорганизации, так как в этом случае компания получает имущество от предшественников на других правах, в качестве имущественного взноса. Данный процесс следует рассматривать как особое правовое явление, отличное от форм реорганизации, предусмотренных в ГК РФ. Его специфика заключается в том, что объем и характер правомочий публично-правовой компании не зависит от права юридического лица - предшественника, что не свойственно правопреемству при реорганизации.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 N 7
(ред. от 28.09.2018)
"О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности"
(вместе с "Положением об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности")4. Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций.
(ред. от 28.09.2018)
"О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности"
(вместе с "Положением об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности")4. Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций.
Статья: Юридическая ответственность за правонарушения в отдельных сферах обязательного социального страхования и социального обеспечения
(Березин Д.А., Левандовская Ж.А.)
("Цивилист", 2022, N 4)14 июля 2022 г. был принят Федеральный закон N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", основанием принятия такого законодательного акта послужило создание Правительством РФ Фонда пенсионного и социального страхования РФ путем реорганизации государственного учреждения - ПФР с одновременным присоединением к нему ФСС РФ. Исходя из содержания норм указанного Федерального закона 1 января 2023 г. появится новый субъект гражданско-правовых отношений - юридическое лицо, некоммерческая организация с организационно-правовой формой государственного внебюджетного фонда. Такой субъект будет представлять тип государственного учреждения, имеющий имущество на праве оперативного управления, а также будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному и социальному страхованию, который будет осуществлять функции и полномочия, ранее возложенные на ПФР и ФСС РФ. В соответствии с законодательством РФ субъект будет обеспечивать непрерывность исполнения закона и осуществлять полномочия по привлечению к ответственности других субъектов обязательного социального страхования и социального обеспечения.
(Березин Д.А., Левандовская Ж.А.)
("Цивилист", 2022, N 4)14 июля 2022 г. был принят Федеральный закон N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", основанием принятия такого законодательного акта послужило создание Правительством РФ Фонда пенсионного и социального страхования РФ путем реорганизации государственного учреждения - ПФР с одновременным присоединением к нему ФСС РФ. Исходя из содержания норм указанного Федерального закона 1 января 2023 г. появится новый субъект гражданско-правовых отношений - юридическое лицо, некоммерческая организация с организационно-правовой формой государственного внебюджетного фонда. Такой субъект будет представлять тип государственного учреждения, имеющий имущество на праве оперативного управления, а также будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному и социальному страхованию, который будет осуществлять функции и полномочия, ранее возложенные на ПФР и ФСС РФ. В соответствии с законодательством РФ субъект будет обеспечивать непрерывность исполнения закона и осуществлять полномочия по привлечению к ответственности других субъектов обязательного социального страхования и социального обеспечения.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Ключевые слова: дочернее общество, холдинг, снятие вуали, множественность лиц, реорганизация, ответственность, контролирующее лицо, гражданско-правовое сообщество.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Ключевые слова: дочернее общество, холдинг, снятие вуали, множественность лиц, реорганизация, ответственность, контролирующее лицо, гражданско-правовое сообщество.
Статья: Порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)На деле, как и в случае с казенными учреждениями, единственным собственником имущества таких юридических лиц является государство; пусть не единственным, но основным источником их финансирования - тоже государство, а заявленное ограничение ответственности проявляется лишь в ее субсидиарном характере в случае с оперативным управлением. Хозяйственное ведение, предполагающее обособление ответственности созданного государством юридического лица, тем не менее сохраняет за собственником имущества ряд ключевых организационно-управленческих полномочий: определение предмета и цели деятельности, создание, реорганизация, ликвидация. В итоге организации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оказываются лишь формально самостоятельными, а определение формы участия государства через них в обороте как опосредованной - условным.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)На деле, как и в случае с казенными учреждениями, единственным собственником имущества таких юридических лиц является государство; пусть не единственным, но основным источником их финансирования - тоже государство, а заявленное ограничение ответственности проявляется лишь в ее субсидиарном характере в случае с оперативным управлением. Хозяйственное ведение, предполагающее обособление ответственности созданного государством юридического лица, тем не менее сохраняет за собственником имущества ряд ключевых организационно-управленческих полномочий: определение предмета и цели деятельности, создание, реорганизация, ликвидация. В итоге организации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оказываются лишь формально самостоятельными, а определение формы участия государства через них в обороте как опосредованной - условным.
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Последний, но очень значимый аспект прекращения права пользования помещениями общежитий и служебными помещениями заключается в законодательно обеспеченной возможности перехода прав на жилые помещения, занятые гражданами, от юридических лиц - балансодержателей жилья к иным лицам. Так, Э.Д. Горина обращает внимание на "некорректно изложенную норму" ЖК РФ - ч. 3 ст. 92, согласно которой помещения специализированного фонда не могут отчуждаться, передаваться внаем или в аренду, за исключением заключения договоров найма специализированного жилья или ссуды. Ссылаясь на мнение А.Е. Польщиковой <7>, автор полагает, что право собственности на жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения может переходить лишь "в силу правопреемства или в порядке разграничения" <8>. В действительности права на служебные жилые помещения и помещения в общежитиях могут переходить от предприятий и учреждений к другим лицам в порядке правопреемства при реорганизации и ликвидации предприятий, а также передаваться их публичными собственниками другим юридическим лицам или другим публичным собственникам. При этом согласно ч. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения". Логика, побудившая законодателя принять именно такую норму, вполне понятна. Служебный жилищный фонд, как правило, предназначен для проживания сотрудников конкретной организации. Однако законодатель не предусмотрел возможность образования специфических юридических лиц, на баланс которым могут передаваться служебные жилые помещения или здания общежитий в целях более эффективного управления жилищным фондом конкретного муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Это породило на практике неоднозначную ситуацию, заложниками которой оказались сотрудники, например, образовательных учреждений Пермского края.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Последний, но очень значимый аспект прекращения права пользования помещениями общежитий и служебными помещениями заключается в законодательно обеспеченной возможности перехода прав на жилые помещения, занятые гражданами, от юридических лиц - балансодержателей жилья к иным лицам. Так, Э.Д. Горина обращает внимание на "некорректно изложенную норму" ЖК РФ - ч. 3 ст. 92, согласно которой помещения специализированного фонда не могут отчуждаться, передаваться внаем или в аренду, за исключением заключения договоров найма специализированного жилья или ссуды. Ссылаясь на мнение А.Е. Польщиковой <7>, автор полагает, что право собственности на жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения может переходить лишь "в силу правопреемства или в порядке разграничения" <8>. В действительности права на служебные жилые помещения и помещения в общежитиях могут переходить от предприятий и учреждений к другим лицам в порядке правопреемства при реорганизации и ликвидации предприятий, а также передаваться их публичными собственниками другим юридическим лицам или другим публичным собственникам. При этом согласно ч. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения". Логика, побудившая законодателя принять именно такую норму, вполне понятна. Служебный жилищный фонд, как правило, предназначен для проживания сотрудников конкретной организации. Однако законодатель не предусмотрел возможность образования специфических юридических лиц, на баланс которым могут передаваться служебные жилые помещения или здания общежитий в целях более эффективного управления жилищным фондом конкретного муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Это породило на практике неоднозначную ситуацию, заложниками которой оказались сотрудники, например, образовательных учреждений Пермского края.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право хозяйственного ведения - один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, наряду с правом оперативного управления, предназначено для осуществления управления имуществом без передачи создаваемым юридическим лицам права собственности на соответствующее имущество.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право хозяйственного ведения - один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, наряду с правом оперативного управления, предназначено для осуществления управления имуществом без передачи создаваемым юридическим лицам права собственности на соответствующее имущество.
Статья: Разрешительный способ создания фондов
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)В настоящей работе под фондом имеется в виду организационно-правовая форма юридического лица. Некоторые, как коммерческие, так и некоммерческие, организации содержат в своем наименовании слово "фонд", однако организационно-правовая форма у них иная. Например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и другие. У данных юридических лиц организационно-правовая форма государственных учреждений, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления. Имущество некоммерческих унитарных организаций с организационно-правовой формой - фонд принадлежит им на праве собственности.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)В настоящей работе под фондом имеется в виду организационно-правовая форма юридического лица. Некоторые, как коммерческие, так и некоммерческие, организации содержат в своем наименовании слово "фонд", однако организационно-правовая форма у них иная. Например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и другие. У данных юридических лиц организационно-правовая форма государственных учреждений, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления. Имущество некоммерческих унитарных организаций с организационно-правовой формой - фонд принадлежит им на праве собственности.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Вместе с тем п. 1 ст. 71 ГК РФ предписывает ведение дел товарищества по общему согласию всех участников, а в случаях, прямо установленных в учредительном договоре, - с согласия большинства участников. В ГК РФ не определяется порядок выявления согласия участников юридического лица, но очевидно, что он сходен с тем, который предусмотрен для высшего органа управления юридического лица. Законодатель сконструировал интересную ситуацию, в которой совокупность всех участников юридического лица не называется высшим органом управления, но без согласия этой совокупности управляющее лицо не может предпринять ни одного значимого стратегического действия. Полагаем, законодательная формулировка "с согласия всех участников" должна быть расшифрована в учредительном договоре юридического лица. А расшифровка этого понятия приведет к определению порядка выявления общего согласия всех участников, который прописан законодательством для высшего органа юридического лица, имеющего членство. Из этого следует, что законодатель непоследователен в регулировании деятельности юридических лиц, для которых установлено непосредственное управление участниками. Участники не наделены правом единолично принимать судьбоносные решения (о реорганизации, ликвидации, изменении основных видов деятельности) и осуществлять стратегическое управление юридическим лицом. Подобное законодательное решение означает, что участники вправе осуществлять только оперативное управление непосредственно. Для решения стратегических задач необходимо созывать всех участников юридического лица. И чем это собрание отличается от собрания высшего органа управления? Только тем, что порядок созыва и принятия решений для высшего органа управления прописан законодательством, а для собрания участников - учредительным договором. Следует также отметить, что все модели непосредственного управления сопровождаются как общим согласием, так и неограниченной ответственностью участников юридических лиц, создаваемых в организационно-правовых формах, для которых законодатель выбрал модели непосредственного управления.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Вместе с тем п. 1 ст. 71 ГК РФ предписывает ведение дел товарищества по общему согласию всех участников, а в случаях, прямо установленных в учредительном договоре, - с согласия большинства участников. В ГК РФ не определяется порядок выявления согласия участников юридического лица, но очевидно, что он сходен с тем, который предусмотрен для высшего органа управления юридического лица. Законодатель сконструировал интересную ситуацию, в которой совокупность всех участников юридического лица не называется высшим органом управления, но без согласия этой совокупности управляющее лицо не может предпринять ни одного значимого стратегического действия. Полагаем, законодательная формулировка "с согласия всех участников" должна быть расшифрована в учредительном договоре юридического лица. А расшифровка этого понятия приведет к определению порядка выявления общего согласия всех участников, который прописан законодательством для высшего органа юридического лица, имеющего членство. Из этого следует, что законодатель непоследователен в регулировании деятельности юридических лиц, для которых установлено непосредственное управление участниками. Участники не наделены правом единолично принимать судьбоносные решения (о реорганизации, ликвидации, изменении основных видов деятельности) и осуществлять стратегическое управление юридическим лицом. Подобное законодательное решение означает, что участники вправе осуществлять только оперативное управление непосредственно. Для решения стратегических задач необходимо созывать всех участников юридического лица. И чем это собрание отличается от собрания высшего органа управления? Только тем, что порядок созыва и принятия решений для высшего органа управления прописан законодательством, а для собрания участников - учредительным договором. Следует также отметить, что все модели непосредственного управления сопровождаются как общим согласием, так и неограниченной ответственностью участников юридических лиц, создаваемых в организационно-правовых формах, для которых законодатель выбрал модели непосредственного управления.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Текст главы II ГК Республики Молдова содержит положения о правовом режиме лиц в целом. В соответствии с положениями ст. 55 ГК Республики Молдова (первоначальная его редакция) юридическим лицом является организация, которая имеет отдельное имущество и данным имуществом несет ответственность по своим обязательствам, может приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, брать на себя обязательства, может выступать истцом и ответчиком в суде. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 61 МГК, согласно которой "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Текст главы II ГК Республики Молдова содержит положения о правовом режиме лиц в целом. В соответствии с положениями ст. 55 ГК Республики Молдова (первоначальная его редакция) юридическим лицом является организация, которая имеет отдельное имущество и данным имуществом несет ответственность по своим обязательствам, может приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, брать на себя обязательства, может выступать истцом и ответчиком в суде. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 61 МГК, согласно которой "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".