Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик
Подборка наиболее важных документов по запросу Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик
(Малеина М.Н.)
("Lex russica", 2019, N 3)ПРАВО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
(Малеина М.Н.)
("Lex russica", 2019, N 3)ПРАВО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Статья: Некоторые проблемы установления пределов правового регулирования общественных отношений в сфере образования
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)<13> Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. N 3 (148). С. 27.
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)<13> Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. N 3 (148). С. 27.
Статья: Проблемы, связанные с изменением климата: способы конституционного реагирования
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)По мнению экспертов, в настоящее время можно говорить о постепенном утверждении климатического конституционализма посредством судебной практики, формировании в глобальном масштабе определенных стандартов, оказывающих влияние на национальные конституционные системы <72>. Вместе с тем отдельные специалисты в области конституционного права выражают сомнения в эффективности подачи конституционных жалоб или исков в органы судебной власти. Выступая в октябре 2023 года на ежегодной конференции преподавателей конституционного права, Б. Вегенер отмечал, что суды как институты индивидуальной правовой защиты не являются ни институционально, ни интеллектуально подходящим местом для борьбы с климатическим кризисом и для руководства необходимыми преобразованиями в данной области. Соответствующие жалобы или иски скорее отвлекают от решения актуальных вопросов формулирования и реализации рациональной политики защиты климата в глобальном масштабе <73>.
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)По мнению экспертов, в настоящее время можно говорить о постепенном утверждении климатического конституционализма посредством судебной практики, формировании в глобальном масштабе определенных стандартов, оказывающих влияние на национальные конституционные системы <72>. Вместе с тем отдельные специалисты в области конституционного права выражают сомнения в эффективности подачи конституционных жалоб или исков в органы судебной власти. Выступая в октябре 2023 года на ежегодной конференции преподавателей конституционного права, Б. Вегенер отмечал, что суды как институты индивидуальной правовой защиты не являются ни институционально, ни интеллектуально подходящим местом для борьбы с климатическим кризисом и для руководства необходимыми преобразованиями в данной области. Соответствующие жалобы или иски скорее отвлекают от решения актуальных вопросов формулирования и реализации рациональной политики защиты климата в глобальном масштабе <73>.
Статья: Критерии охраноспособности объектов авторского права
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно могут быть новыми, но форма их выражения должна быть оригинальной. Указанное находит подтверждение и в судебной практике. Так, по иску о защите права на рабочую программу как часть плана учебного курса обратилось ООО "Медиамузыка" к ООО "Мультиурок". Нижестоящими судами установлено, что "план учебного курса является методическим пособием, то есть методикой обучения, которая в силу пункта 5 статьи 1259 ГК РФ и с учетом пункта 80 Постановления N 10 не охраняется авторским правом" <19>. По указанному делу СИП не согласился с выводами нижестоящих судов, придя к выводу, что план учебного курса подлежит правовой охране по следующим причинам. Судом отмечено, что "под учебно-методическим пособием понимается учебное пособие, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания" <20>. Действительно, авторским правом не охраняется содержание объекта авторского права, поэтому методика как конкретный способ взаимодействия между преподавателем и обучающимися не подлежит правовой охране, однако, исходя из системного толкования пункта 5 Приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 г. N 1052 (ред. от 22.01.2024) "Об утверждении Порядка подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий...", можно сделать вывод, что репродуцируемые оригинал-макеты и электронные формы методического пособия содержат, помимо материала по методике преподавания, еще и пример рабочей программы по учебному курсу. Данный факт не был учтен нижестоящими судами, а именно ими неправильно была дана квалификация внешней формы и содержания рабочей программы как части плана учебного курса. В связи с тем что внешняя форма произведения охраняется нормами авторского права, указанные конкретные текстовые фрагменты рабочей программы представляют собой охраняемую авторским правом объективную форму литературного произведения <21>.
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно могут быть новыми, но форма их выражения должна быть оригинальной. Указанное находит подтверждение и в судебной практике. Так, по иску о защите права на рабочую программу как часть плана учебного курса обратилось ООО "Медиамузыка" к ООО "Мультиурок". Нижестоящими судами установлено, что "план учебного курса является методическим пособием, то есть методикой обучения, которая в силу пункта 5 статьи 1259 ГК РФ и с учетом пункта 80 Постановления N 10 не охраняется авторским правом" <19>. По указанному делу СИП не согласился с выводами нижестоящих судов, придя к выводу, что план учебного курса подлежит правовой охране по следующим причинам. Судом отмечено, что "под учебно-методическим пособием понимается учебное пособие, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания" <20>. Действительно, авторским правом не охраняется содержание объекта авторского права, поэтому методика как конкретный способ взаимодействия между преподавателем и обучающимися не подлежит правовой охране, однако, исходя из системного толкования пункта 5 Приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 г. N 1052 (ред. от 22.01.2024) "Об утверждении Порядка подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий...", можно сделать вывод, что репродуцируемые оригинал-макеты и электронные формы методического пособия содержат, помимо материала по методике преподавания, еще и пример рабочей программы по учебному курсу. Данный факт не был учтен нижестоящими судами, а именно ими неправильно была дана квалификация внешней формы и содержания рабочей программы как части плана учебного курса. В связи с тем что внешняя форма произведения охраняется нормами авторского права, указанные конкретные текстовые фрагменты рабочей программы представляют собой охраняемую авторским правом объективную форму литературного произведения <21>.
Статья: Правовые проблемы использования изображения гражданина
(Захаренко Д.С.)
("Юрист", 2016, N 21)<2> Красавчикова Л.О. Личная жизнь граждан под охраной закона. М., 1983. С. 83; Малеина М.Н. Право на индивидуальный облик (вид) // Советское государство и право. 1990. N 11. С. 134; Тагайназаров Ш.Т. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в СССР. Душанбе, 1990. С. 170; Николаева А.А. Изображение гражданина: проблемы правового регулирования, использования, охраны и защиты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2015. С. 60.
(Захаренко Д.С.)
("Юрист", 2016, N 21)<2> Красавчикова Л.О. Личная жизнь граждан под охраной закона. М., 1983. С. 83; Малеина М.Н. Право на индивидуальный облик (вид) // Советское государство и право. 1990. N 11. С. 134; Тагайназаров Ш.Т. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в СССР. Душанбе, 1990. С. 170; Николаева А.А. Изображение гражданина: проблемы правового регулирования, использования, охраны и защиты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2015. С. 60.
Статья: Технодетерминизм в частном праве: влияние биопринтинга на развитие концепции защиты права на цифровой образ
(Богданов Д.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)12. Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. N 3. С. 24 - 33.
(Богданов Д.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)12. Малеина М.Н. Право обучающегося и преподавателя на индивидуальный облик // Lex russica. 2019. N 3. С. 24 - 33.
Статья: Подготовка населения и сотрудников экстренных оперативных служб к оказанию первой помощи
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- учебное пособие "Первая помощь: учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь";
(Никитин А.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 11)- учебное пособие "Первая помощь: учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь";
Вопрос: О количестве попыток прохождения проверки знания требований охраны труда с использованием ЕИСОТ и оформлении протокола проверки знания требований охраны труда.
(Письмо Минтруда России от 08.11.2024 N 15-2/ООГ-3453)Пунктом 78 Правил установлено, что проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Письмо Минтруда России от 08.11.2024 N 15-2/ООГ-3453)Пунктом 78 Правил установлено, что проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы. Обучение по индивидуальному учебному плану возможно, например, если обучающийся не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность (п. 3 ч. 1 ст. 34, ч. 9 ст. 58 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы. Обучение по индивидуальному учебному плану возможно, например, если обучающийся не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность (п. 3 ч. 1 ст. 34, ч. 9 ст. 58 Закона N 273-ФЗ).
Вопрос: Вправе ли ИП работать преподавателем в среднем специальном учебном заведении?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, вправе работать преподавателем в среднем специальном учебном заведении при наличии соответствующей квалификации, а также при отсутствии у него ограничений на занятие педагогической деятельностью.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, вправе работать преподавателем в среднем специальном учебном заведении при наличии соответствующей квалификации, а также при отсутствии у него ограничений на занятие педагогической деятельностью.