Право народов на самоопределение
Подборка наиболее важных документов по запросу Право народов на самоопределение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Референдум как одна из форм реализации права народов на самоопределение
(Степанюк Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5
(Степанюк Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5
Статья: Международная информационная безопасность как гарантия осуществления права народов на самоопределение
(Смирных С.Е.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 2)"Международное право и международные организации", 2022, N 2
(Смирных С.Е.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 2)"Международное право и международные организации", 2022, N 2
Нормативные акты
Федеративный договор от 31.03.1992
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору")реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору")реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,
"Международный пакт о гражданских и политических правах"
(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья: Право на этническую идентичность и проблемы его реализации (из опыта российских езидов)
(Кочои С.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<34> См.: Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 15 - 19.
(Кочои С.М.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<34> См.: Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 15 - 19.
Статья: Вопросы правосубъектности народа в конституционно-правовых отношениях
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Это западноевропейская концепция суверенитета прав человека, посредством которой происходит подмена понятий народного и государственного суверенитета и прав человека. Какая следующая мысль должна возникнуть после того, как суверенность зафиксирована не за народом, а за правами человека как неким универсальным набором возможностей, характеризующихся общепризнанностью и высшей ценностью? А мысль такая: нет государственного суверенитета, первоисточником которого является суверенитет народа. Источником власти и силы признается не территория, на которой проживает самоопределившаяся социальная общность, а права человека. Согласно порядку, основанному на неких правилах, обоснование внешнеполитических позиций национальных правительств ссылками на государственный суверенитет и право народов на самоопределение больше не имеет значения, это неважная часть правовой аргументации в современном глобализированном мире; власть и силу имеют универсальные права человека, вопросы нарушения и защиты которых только и должны лежать в основе правовой аргументации в международно-правовых спорах. Такая подмена понятий идет вразрез с разделением международного и государственного права, международно-правовой и национально-правовой юрисдикции.
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Это западноевропейская концепция суверенитета прав человека, посредством которой происходит подмена понятий народного и государственного суверенитета и прав человека. Какая следующая мысль должна возникнуть после того, как суверенность зафиксирована не за народом, а за правами человека как неким универсальным набором возможностей, характеризующихся общепризнанностью и высшей ценностью? А мысль такая: нет государственного суверенитета, первоисточником которого является суверенитет народа. Источником власти и силы признается не территория, на которой проживает самоопределившаяся социальная общность, а права человека. Согласно порядку, основанному на неких правилах, обоснование внешнеполитических позиций национальных правительств ссылками на государственный суверенитет и право народов на самоопределение больше не имеет значения, это неважная часть правовой аргументации в современном глобализированном мире; власть и силу имеют универсальные права человека, вопросы нарушения и защиты которых только и должны лежать в основе правовой аргументации в международно-правовых спорах. Такая подмена понятий идет вразрез с разделением международного и государственного права, международно-правовой и национально-правовой юрисдикции.
Статья: Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сохранении и защите исторической памяти
(Богуславская Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Таким образом, в решениях КС РФ по вопросам сохранения и защиты исторической памяти, исторической правды Суд руководствуется такими принципами, как принцип равенства, справедливости, соразмерности, гуманизма, ограничения прав и свобод федеральным законом, национальной безопасности, солидарности, конституционной идентичности, права народов на самоопределение, территориальной целостности, права на судебную защиту и рядом других принципов. Роль Конституционного Суда РФ заключается в защите и охране конституционно значимых ценностей, в том числе и исторической памяти, исторической правды, в обеспечении гарантий защиты прав и свобод граждан в данной сфере, стоя на страже интересов общества и государства по передаче знаний об исторических событиях и необходимости формирования уважительного отношения граждан к истории.
(Богуславская Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)Таким образом, в решениях КС РФ по вопросам сохранения и защиты исторической памяти, исторической правды Суд руководствуется такими принципами, как принцип равенства, справедливости, соразмерности, гуманизма, ограничения прав и свобод федеральным законом, национальной безопасности, солидарности, конституционной идентичности, права народов на самоопределение, территориальной целостности, права на судебную защиту и рядом других принципов. Роль Конституционного Суда РФ заключается в защите и охране конституционно значимых ценностей, в том числе и исторической памяти, исторической правды, в обеспечении гарантий защиты прав и свобод граждан в данной сфере, стоя на страже интересов общества и государства по передаче знаний об исторических событиях и необходимости формирования уважительного отношения граждан к истории.
Статья: Самоопределение народов в призме национальной безопасности Российской Федерации
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Подводя итоги и опираясь на совокупность всех ранее перечисленных обстоятельств, на наш взгляд, наиболее целесообразным способом разрешения рассмотренных проблемных аспектов в части реализации права самоопределения народа и национальной безопасности будет закрепление в рамках Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации понятия "самоопределение народа", оснований его реализации, процедур и требований, которые должны учитываться при внутреннем самоопределении многонационального народа России. Представляется, что четкая регламентация механизма реализации права на самоопределение позволит избежать различных негативных явлений, в частности злоупотребления данным правом, разжигания сепаратистских настроений, экстремизма, терроризма, территориальных споров и конфликтов в рамках нашего многонационального и многоконфессионального государства.
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Подводя итоги и опираясь на совокупность всех ранее перечисленных обстоятельств, на наш взгляд, наиболее целесообразным способом разрешения рассмотренных проблемных аспектов в части реализации права самоопределения народа и национальной безопасности будет закрепление в рамках Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации понятия "самоопределение народа", оснований его реализации, процедур и требований, которые должны учитываться при внутреннем самоопределении многонационального народа России. Представляется, что четкая регламентация механизма реализации права на самоопределение позволит избежать различных негативных явлений, в частности злоупотребления данным правом, разжигания сепаратистских настроений, экстремизма, терроризма, территориальных споров и конфликтов в рамках нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Статья: Риски современного международного обычая и пути их минимизации
(Исполинов А.С.)
("Международное правосудие", 2023, N 2)Однако принятые во втором десятилетии XXI века решения международных судов (в первую очередь Международного суда ООН (далее - МС ООН, Суд), а также верховных и конституционных судов ряда стран показывают, на наш взгляд, риски, которые несет в себе в силу своей специфики современное международное обычное право, а также нарастающее осознание этих рисков государствами и поиск путей для их минимизации. Если говорить о МС ООН, то речь в первую очередь идет о применяемой им спорной методике идентификации обычая в его консультативном заключении по поводу деколонизации архипелага Чагос, в котором Суд оказался перед необходимостью четко определить время появления обычной нормы о праве народов на самоопределение <5>. С другой стороны, Конституционный суд Италии (далее - КС Италии) в 2014 году в своем ставшем уже знаменитым решении 238/2014 <6> не только признал неконституционность внутреннего закона, принятого во исполнение решения МС ООН по делу о юрисдикционных иммунитетах <7>, но и решил вопрос о действии в национальном правопорядке обычной нормы международного права о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства. КС Италии указал, что в силу своего противоречия Конституции эта норма не может войти в национальный правопорядок и не должна применяться национальными судами. Практически одновременно на другом конце света Верховный суд Бангладеш в своем решении по делу Government of Bangladesh v. Abdul Quader Molla <8> впервые в истории международного права заявил об одностороннем выходе страны из международного обычая, даже несмотря на то, что данная обычная норма была признана доктриной в качестве императивной нормы международного права.
(Исполинов А.С.)
("Международное правосудие", 2023, N 2)Однако принятые во втором десятилетии XXI века решения международных судов (в первую очередь Международного суда ООН (далее - МС ООН, Суд), а также верховных и конституционных судов ряда стран показывают, на наш взгляд, риски, которые несет в себе в силу своей специфики современное международное обычное право, а также нарастающее осознание этих рисков государствами и поиск путей для их минимизации. Если говорить о МС ООН, то речь в первую очередь идет о применяемой им спорной методике идентификации обычая в его консультативном заключении по поводу деколонизации архипелага Чагос, в котором Суд оказался перед необходимостью четко определить время появления обычной нормы о праве народов на самоопределение <5>. С другой стороны, Конституционный суд Италии (далее - КС Италии) в 2014 году в своем ставшем уже знаменитым решении 238/2014 <6> не только признал неконституционность внутреннего закона, принятого во исполнение решения МС ООН по делу о юрисдикционных иммунитетах <7>, но и решил вопрос о действии в национальном правопорядке обычной нормы международного права о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства. КС Италии указал, что в силу своего противоречия Конституции эта норма не может войти в национальный правопорядок и не должна применяться национальными судами. Практически одновременно на другом конце света Верховный суд Бангладеш в своем решении по делу Government of Bangladesh v. Abdul Quader Molla <8> впервые в истории международного права заявил об одностороннем выходе страны из международного обычая, даже несмотря на то, что данная обычная норма была признана доктриной в качестве императивной нормы международного права.
Статья: Политико-юридический взгляд на институт признания государств в международном праве
(Ермолович Г.П.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)<4> Харченко М.П. Роль Организации Объединенных Наций в процессе признания государств. Право народов на самоопределение на примере самопровозглашенных государств постсоветского пространства // Международное публичное и частное право. 2014. N 5. С. 9.
(Ермолович Г.П.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)<4> Харченко М.П. Роль Организации Объединенных Наций в процессе признания государств. Право народов на самоопределение на примере самопровозглашенных государств постсоветского пространства // Международное публичное и частное право. 2014. N 5. С. 9.
Статья: Участие СССР и России в международных механизмах защиты прав человека: новый путь или повторение предыдущего?
(Халафян Р.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)<7> См.: Bloed A., van Hoof F. Some Aspects of the Socialist View of Human Rights // Essays on Human Rights in the Helsinki Process / ed. by A. Bloed, P. van Dijk. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1985. P. 29 - 57, 37 - 41; Мовчан А.П. Международная защита прав человека (Всеобщая декларация и проекты пактов о правах человека) / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Госюриздат, 1958. С. 10 - 11. Разбор роли СССР в становлении права народов на самоопределение см.: Бауринг Б. Деградация международного правового порядка? Реабилитация права и возможность политики: Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 12 - 36.
(Халафян Р.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)<7> См.: Bloed A., van Hoof F. Some Aspects of the Socialist View of Human Rights // Essays on Human Rights in the Helsinki Process / ed. by A. Bloed, P. van Dijk. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1985. P. 29 - 57, 37 - 41; Мовчан А.П. Международная защита прав человека (Всеобщая декларация и проекты пактов о правах человека) / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Госюриздат, 1958. С. 10 - 11. Разбор роли СССР в становлении права народов на самоопределение см.: Бауринг Б. Деградация международного правового порядка? Реабилитация права и возможность политики: Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 12 - 36.
Статья: Понятие коренных малочисленных народов в международном праве и внутреннем законодательстве: теоретико-методологические аспекты
(Давыдов Е.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Ключевые слова: коренные малочисленные народы, международные стандарты, права человека, самоопределение народов.
(Давыдов Е.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)Ключевые слова: коренные малочисленные народы, международные стандарты, права человека, самоопределение народов.
Статья: Личность в российской правовой системе: поиск новых подходов
(Синюков В.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)развитие комплексной доктрины прав человека и права народов на самоопределение;
(Синюков В.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)развитие комплексной доктрины прав человека и права народов на самоопределение;
Статья: Третий референдум по вопросу о самоопределении в Новой Каледонии
(Пономаренко А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)В соответствии с Нумейским соглашением 1998 г. Правительство Новой Каледонии имело право инициировать три референдума по вопросу о самоопределении региона. В связи с этим самоопределение в Новой Каледонии можно охарактеризовать как "продолжающееся выражение права народа на самоопределение".
(Пономаренко А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)В соответствии с Нумейским соглашением 1998 г. Правительство Новой Каледонии имело право инициировать три референдума по вопросу о самоопределении региона. В связи с этим самоопределение в Новой Каледонии можно охарактеризовать как "продолжающееся выражение права народа на самоопределение".