Право на возврат товара надлежащего качества
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на возврат товара надлежащего качества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Действующее законодательство предусматривает возможность обменять или вернуть продавцу только непродовольственный товар надлежащего качества (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Обмен или возврат продовольственных товаров надлежащего качества невозможен."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Из содержания названных выше положений вытекает определенная последовательность действий покупателя при отказе от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, согласно которой он должен своевременно заявить о своем отказе от товара, обеспечить продавцу возможность проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершить действия по передаче данного товара продавцу. В противном случае продавец может быть лишен права на заявление обоснованных возражений против возврата товара надлежащего качества со ссылкой на то, что возвращаемый товар не соответствует требованиям, предусмотренным абзаца 3 пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как покупатель может вернуть поставщику товар надлежащего качества и получить обратно деньги за него
(КонсультантПлюс, 2025)Если законом или договором не предусмотрено право вернуть товар надлежащего качества (например, если у вас просто отпала необходимость в товаре), нужно договариваться с поставщиком, чтобы он согласился на такой возврат. Просто вернуть по своему желанию качественный товар без оснований нельзя. Чтобы зафиксировать ваши договоренности, включая срок возврата товара надлежащего качества, вы можете подписать соглашение.
(КонсультантПлюс, 2025)Если законом или договором не предусмотрено право вернуть товар надлежащего качества (например, если у вас просто отпала необходимость в товаре), нужно договариваться с поставщиком, чтобы он согласился на такой возврат. Просто вернуть по своему желанию качественный товар без оснований нельзя. Чтобы зафиксировать ваши договоренности, включая срок возврата товара надлежащего качества, вы можете подписать соглашение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Из содержания названных выше положений вытекает определенная последовательность действий покупателя при отказе от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, согласно которой он должен своевременно заявить о своем отказе от товара, обеспечить продавцу возможность проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершить действия по передаче данного товара продавцу. В противном случае продавец может быть лишен права на заявление обоснованных возражений против возврата товара надлежащего качества со ссылкой на то, что возвращаемый товар не соответствует требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Из содержания названных выше положений вытекает определенная последовательность действий покупателя при отказе от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, согласно которой он должен своевременно заявить о своем отказе от товара, обеспечить продавцу возможность проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершить действия по передаче данного товара продавцу. В противном случае продавец может быть лишен права на заявление обоснованных возражений против возврата товара надлежащего качества со ссылкой на то, что возвращаемый товар не соответствует требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В случае, если договор купли-продажи между продавцом и потребителем был заключен дистанционно, срок, в течение которого потребитель имеет право на возврат товара надлежащего качества, зависит от того, была ли потребителю сообщена информация о порядке и сроках возврата товара в момент его доставки (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). В случае, если такая информация была своевременно доведена до сведения потребителя, последний имеет право вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной суммы в течение 7 дней после передачи товара. В случае же, если информация о сроках и порядке возврата товара потребителю сообщена не была, указанный срок составляет 3 месяца с момента передачи товара. Как отмечается в литературе, "предоставлением столь длительного срока для отказа от исполнения договора законодатель как бы компенсирует те затруднения, которые испытывает покупатель, не имея возможности непосредственно ознакомиться с товаром (образцом товара) перед заключением и во время заключения договора" <12>.
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В случае, если договор купли-продажи между продавцом и потребителем был заключен дистанционно, срок, в течение которого потребитель имеет право на возврат товара надлежащего качества, зависит от того, была ли потребителю сообщена информация о порядке и сроках возврата товара в момент его доставки (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). В случае, если такая информация была своевременно доведена до сведения потребителя, последний имеет право вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной суммы в течение 7 дней после передачи товара. В случае же, если информация о сроках и порядке возврата товара потребителю сообщена не была, указанный срок составляет 3 месяца с момента передачи товара. Как отмечается в литературе, "предоставлением столь длительного срока для отказа от исполнения договора законодатель как бы компенсирует те затруднения, которые испытывает покупатель, не имея возможности непосредственно ознакомиться с товаром (образцом товара) перед заключением и во время заключения договора" <12>.
Статья: О правовой природе подарочных карт
(Магомедова З.И., Ахмеджанова Р.Р.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2021 г. N 2284-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указано, что правовое регулирование, содержащееся в п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1, учитывает специфику указанного способа продажи товара и направлено на защиту прав граждан (потребителей) как более слабой стороны договора розничной купли-продажи. Оно предоставляет потребителям возможность компетентного выбора товаров и не вводит ограничений в отношении права на возврат товара надлежащего качества, кроме прямо установленных в данном пункте. Поэтому оно не может быть признано нарушающим конституционные права заявителя, указанные в жалобе <8>.
(Магомедова З.И., Ахмеджанова Р.Р.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2021 г. N 2284-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указано, что правовое регулирование, содержащееся в п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1, учитывает специфику указанного способа продажи товара и направлено на защиту прав граждан (потребителей) как более слабой стороны договора розничной купли-продажи. Оно предоставляет потребителям возможность компетентного выбора товаров и не вводит ограничений в отношении права на возврат товара надлежащего качества, кроме прямо установленных в данном пункте. Поэтому оно не может быть признано нарушающим конституционные права заявителя, указанные в жалобе <8>.
Ситуация: Как вернуть качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем при определенных условиях такой товар можно вернуть продавцу, у которого он был приобретен, например, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье), которые не подлежат обмену и возврату по указанным основаниям. Также по общему правилу нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем при определенных условиях такой товар можно вернуть продавцу, у которого он был приобретен, например, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье), которые не подлежат обмену и возврату по указанным основаниям. Также по общему правилу нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 2284-О, содержащееся в п. 4 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" правовое регулирование не закрепляет ограничений в отношении предусмотренного данным пунктом права на возврат товара надлежащего качества, за исключением прямо им установленных <93>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 2284-О, содержащееся в п. 4 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" правовое регулирование не закрепляет ограничений в отношении предусмотренного данным пунктом права на возврат товара надлежащего качества, за исключением прямо им установленных <93>.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Действующее законодательство предусматривает возможность обменять или вернуть продавцу только непродовольственный товар надлежащего качества (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Обмен или возврат продовольственных товаров надлежащего качества невозможен.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Действующее законодательство предусматривает возможность обменять или вернуть продавцу только непродовольственный товар надлежащего качества (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Обмен или возврат продовольственных товаров надлежащего качества невозможен.