Право на получение пособия по безработице
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на получение пособия по безработице (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""Отсутствие у ответчика постоянной регистрации по месту жительства в <адрес>, при фактическом проживании в этом населенном пункте, не может нарушать его право состоять на учете в качестве безработного и получать пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", получать от государства содействие в поиске подходящей работы."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Занятые граждане" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих ведение ФИО1 определенного вида деятельности, который позволял бы отнести ее к категории занятых граждан, а также получения ответчиком дохода от данной деятельности, суд признал, что ФИО11 не может быть признана самозанятой по смыслу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в связи с чем имела право на получение мер социальной поддержки безработных, в том числе по получению пособия по безработице."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как безработному получить пособие по уходу за ребенком до полутора лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. В период прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости за безработным гражданином сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В указанный период содействие в поиске подходящей работы безработному гражданину приостанавливается.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. В период прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости за безработным гражданином сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В указанный период содействие в поиске подходящей работы безработному гражданину приостанавливается.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Д., полагая, что в результате таких действий ответчиков были нарушены его права на получение пособия по безработице, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в Пенсионный фонд Российской Федерации центром занятости населения в отношении его были представлены недостоверные сведения, в связи с чем, ссылаясь на ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 1069 и 1070 ГК РФ, просил суд обязать центр занятости населения восстановить его на учете в качестве безработного с 1 апреля 2016 г. по 1 декабря 2018 г., взыскать с центра занятости населения пособие по безработице в размере 142 290 руб. 83 коп., убытки в виде неполученных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 40 970 руб. 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., судебные расходы в размере 500 руб.; взыскать с регионального министерства труда, социальной защиты и демографии в его пользу невыплаченный прожиточный минимум с апреля 2016 по ноябрь 2018 года с учетом ставки Банка России и инфляции в размере 347 874 руб. 32 коп.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Д., полагая, что в результате таких действий ответчиков были нарушены его права на получение пособия по безработице, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в Пенсионный фонд Российской Федерации центром занятости населения в отношении его были представлены недостоверные сведения, в связи с чем, ссылаясь на ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 1069 и 1070 ГК РФ, просил суд обязать центр занятости населения восстановить его на учете в качестве безработного с 1 апреля 2016 г. по 1 декабря 2018 г., взыскать с центра занятости населения пособие по безработице в размере 142 290 руб. 83 коп., убытки в виде неполученных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 40 970 руб. 33 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., судебные расходы в размере 500 руб.; взыскать с регионального министерства труда, социальной защиты и демографии в его пользу невыплаченный прожиточный минимум с апреля 2016 по ноябрь 2018 года с учетом ставки Банка России и инфляции в размере 347 874 руб. 32 коп.
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В период участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 565-ФЗ (за исключением граждан, для которых оплачиваемые общественные работы являются подходящей работой) (ч. 7 ст. 34 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В период участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 565-ФЗ (за исключением граждан, для которых оплачиваемые общественные работы являются подходящей работой) (ч. 7 ст. 34 Закона N 565-ФЗ).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Право бесплатно пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование по направлению органа службы занятости предоставлено безработным гражданам в случаях, если: они не имеют квалификации; им невозможно подобрать подходящую работу в связи с отсутствием необходимой квалификации; им необходимо изменить профессию, специальность в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у них квалификации; ими утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности. Отдельным категориям безработных граждан предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование (ч. 5 ст. 30 Федерального закона о занятости). При направлении безработного гражданина на обучение за ним сохраняется право на получение пособия по безработице.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Право бесплатно пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование по направлению органа службы занятости предоставлено безработным гражданам в случаях, если: они не имеют квалификации; им невозможно подобрать подходящую работу в связи с отсутствием необходимой квалификации; им необходимо изменить профессию, специальность в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у них квалификации; ими утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности. Отдельным категориям безработных граждан предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование (ч. 5 ст. 30 Федерального закона о занятости). При направлении безработного гражданина на обучение за ним сохраняется право на получение пособия по безработице.
Статья: Готовятся поправки в Трудовой кодекс, а также по персонифицированному учету и регистрации страхователей
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 2)Различное понимание судами содержания законоположений, предусматривающих порядок и условия выплаты уволенному работнику среднего месячного заработка за период трудоустройства, приводит к тому, что отдельные работники в период поиска подходящей работы, которая может стать для них основным местом работы (а получаемая в связи с этим заработная плата - основным источником дохода), оказываются лишенными права на выплату среднего месячного заработка лишь по причине того, что они продолжают выполнять оплачиваемую работу у другого работодателя, которая на момент увольнения с основной работы являлась для них работой по совместительству. Вместе с тем рассматриваемая гарантия исходя из своего целевого предназначения должна обеспечивать материальную поддержку всем работникам, уволенным с основного места работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников. Работа по совместительству не становится автоматически для работника основной при его увольнении с основного места работы. Поскольку увольнение с основной работы обычно приводит к утрате части (причем нередко весьма существенной) совокупного трудового дохода работника, продолжение им работы по совместительству не исключает необходимости поиска данным работником иной работы, которая стала бы для него основной. Поиск такой работы, как правило, занимает определенное и подчас достаточно длительное время, в течение которого имеет место снижение уровня материального обеспечения работника и его семьи при одновременном отсутствии у него, как у занятого лица, права на получение пособия по безработице. В силу этого указанный работник объективно нуждается в материальной поддержке и потому не может по общему правилу лишаться права на предоставление предусмотренной законом гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 2)Различное понимание судами содержания законоположений, предусматривающих порядок и условия выплаты уволенному работнику среднего месячного заработка за период трудоустройства, приводит к тому, что отдельные работники в период поиска подходящей работы, которая может стать для них основным местом работы (а получаемая в связи с этим заработная плата - основным источником дохода), оказываются лишенными права на выплату среднего месячного заработка лишь по причине того, что они продолжают выполнять оплачиваемую работу у другого работодателя, которая на момент увольнения с основной работы являлась для них работой по совместительству. Вместе с тем рассматриваемая гарантия исходя из своего целевого предназначения должна обеспечивать материальную поддержку всем работникам, уволенным с основного места работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников. Работа по совместительству не становится автоматически для работника основной при его увольнении с основного места работы. Поскольку увольнение с основной работы обычно приводит к утрате части (причем нередко весьма существенной) совокупного трудового дохода работника, продолжение им работы по совместительству не исключает необходимости поиска данным работником иной работы, которая стала бы для него основной. Поиск такой работы, как правило, занимает определенное и подчас достаточно длительное время, в течение которого имеет место снижение уровня материального обеспечения работника и его семьи при одновременном отсутствии у него, как у занятого лица, права на получение пособия по безработице. В силу этого указанный работник объективно нуждается в материальной поддержке и потому не может по общему правилу лишаться права на предоставление предусмотренной законом гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В период прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости за безработным гражданином сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения". В указанный период содействие в поиске подходящей работы безработному гражданину приостанавливается.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В период прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости за безработным гражданином сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения". В указанный период содействие в поиске подходящей работы безработному гражданину приостанавливается.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Тимуршина получала пособие по безработице и не сообщила что стала учредителем ООО. Судебная коллегия приговор в отношении Тишуриной по ст. 159 УК РФ отменила, прекратив уголовное дело за отсутствием состава преступления по следующим основаниям. Преступление, за которое осуждена Тимуршина, может быть совершено только при наличии прямого умысла. Однако данных о совершении Тимуршиной умышленных действий, направленных на завладение чужим имуществом путем обмана, в материалах дела не имеется. Для привлечения Тимуршиной к ответственности за мошенничество необходимо было доказать, что Тимуршина знала о том, что, став учредителем какого-либо предприятия, она не имела права на получение пособия по безработице, и умышленно скрыла это с целью незаконного его получения. Но таких доказательств судом не установлено <647>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Тимуршина получала пособие по безработице и не сообщила что стала учредителем ООО. Судебная коллегия приговор в отношении Тишуриной по ст. 159 УК РФ отменила, прекратив уголовное дело за отсутствием состава преступления по следующим основаниям. Преступление, за которое осуждена Тимуршина, может быть совершено только при наличии прямого умысла. Однако данных о совершении Тимуршиной умышленных действий, направленных на завладение чужим имуществом путем обмана, в материалах дела не имеется. Для привлечения Тимуршиной к ответственности за мошенничество необходимо было доказать, что Тимуршина знала о том, что, став учредителем какого-либо предприятия, она не имела права на получение пособия по безработице, и умышленно скрыла это с целью незаконного его получения. Но таких доказательств судом не установлено <647>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Нормы Закона о занятости, регулирующие отношения по определению размера пособия по безработице, неоднократно становились предметом исследования судов различных судебных инстанций. В частности, при рассмотрении споров, связанных с определением размера пособия по безработице отдельным категориям граждан, суды обращали внимание на необходимость соблюдения принципов справедливости и юридического равенства в отношении граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций. Так, граждане М.А. Белогурова, Т.А. Иванова, С.Г. Климова и А.В. Молодцов, которые осуществляли трудовую деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, были уволены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ, признаны в установленном порядке безработными и им было начислено пособие по безработице в размере его минимальной величины. Оспаривая в Конституционном Суде РФ положения п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости (в ред. от 10 января 2003 г.), заявители указали на то, что положения Закона о занятости не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку), и тем самым лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере, а также не предусматривают для таких граждан возможности досрочного выхода на пенсию. По их мнению, это противоречит закрепленному в ст. 19 Конституции РФ принципу равенства, поскольку Законом о занятости им предоставляются меры социальной поддержки в связи с безработицей в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Нормы Закона о занятости, регулирующие отношения по определению размера пособия по безработице, неоднократно становились предметом исследования судов различных судебных инстанций. В частности, при рассмотрении споров, связанных с определением размера пособия по безработице отдельным категориям граждан, суды обращали внимание на необходимость соблюдения принципов справедливости и юридического равенства в отношении граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций. Так, граждане М.А. Белогурова, Т.А. Иванова, С.Г. Климова и А.В. Молодцов, которые осуществляли трудовую деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, были уволены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ, признаны в установленном порядке безработными и им было начислено пособие по безработице в размере его минимальной величины. Оспаривая в Конституционном Суде РФ положения п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости (в ред. от 10 января 2003 г.), заявители указали на то, что положения Закона о занятости не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку), и тем самым лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере, а также не предусматривают для таких граждан возможности досрочного выхода на пенсию. По их мнению, это противоречит закрепленному в ст. 19 Конституции РФ принципу равенства, поскольку Законом о занятости им предоставляются меры социальной поддержки в связи с безработицей в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций.
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработными являются граждане, соответствующие определенным критериям и состоящие на регистрационном учете в качестве безработных. При определенных условиях они имеют право на получение пособия по безработице, назначение пенсии по предложению государственного учреждения службы занятости, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование и ряд иных мер поддержки.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработными являются граждане, соответствующие определенным критериям и состоящие на регистрационном учете в качестве безработных. При определенных условиях они имеют право на получение пособия по безработице, назначение пенсии по предложению государственного учреждения службы занятости, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование и ряд иных мер поддержки.