Право на получение бесплатных лекарств
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на получение бесплатных лекарств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.2 "Набор социальных услуг" Федерального закона "О государственной социальной помощи""Исходя из приведенных нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, и имеющего заболевание от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым граждане обеспечиваются бесплатно."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение (бесплатно, со скидкой)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, имеющие право на бесплатное получение лекарств
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, имеющие право на бесплатное получение лекарств
Нормативные акты
показать больше документов"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание, что отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи", не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым, гарантированного комментируемым Законом и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности Постановлением Правительства N 890 (см. Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14.04.2021 N 56-КАД21-2-К9);
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание, что отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи", не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым, гарантированного комментируемым Законом и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности Постановлением Правительства N 890 (см. Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14.04.2021 N 56-КАД21-2-К9);
Статья: Проблемы реализации государственных гарантий лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями: финансово-правовой аспект
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)С правовой точки зрения складывается ситуация, в рамках которой такие пациенты не имеют права на получение бесплатных лекарственных препаратов, так как это правомочие в нормативном правовом акте прямо не прописано, источник финансирования законодательно не определен и расходное обязательство у Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на выполнение данной деятельности не возникает. В правоприменительной практике это приводит к отказам в предоставлении гражданам лекарственных препаратов для лечения таких заболеваний, так как заболевание не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний и финансовое обеспечение предоставления лекарственных препаратов для его лечения не может осуществляться за счет денежных средств бюджета субъекта РФ.
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)С правовой точки зрения складывается ситуация, в рамках которой такие пациенты не имеют права на получение бесплатных лекарственных препаратов, так как это правомочие в нормативном правовом акте прямо не прописано, источник финансирования законодательно не определен и расходное обязательство у Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на выполнение данной деятельности не возникает. В правоприменительной практике это приводит к отказам в предоставлении гражданам лекарственных препаратов для лечения таких заболеваний, так как заболевание не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний и финансовое обеспечение предоставления лекарственных препаратов для его лечения не может осуществляться за счет денежных средств бюджета субъекта РФ.
Ситуация: Какие льготы имеют многодетные родители?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей, кроме указанного права, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами при амбулаторном лечении по рецептам врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы (ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы N 60).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей, кроме указанного права, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами при амбулаторном лечении по рецептам врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы (ч. 2 ст. 31 Закона г. Москвы N 60).
Статья: К вопросу о бюджетно-правовом регулировании лекарственного обеспечения инвалидов
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Кроме того, из смысла Закона N 178-ФЗ льготополучатели лекарственных средств подразделяются на две категории - льготники федерального и регионального уровней. В соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <18> "федеральные инвалиды" имеют право на получение лекарств бесплатно.
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Кроме того, из смысла Закона N 178-ФЗ льготополучатели лекарственных средств подразделяются на две категории - льготники федерального и регионального уровней. В соответствии со ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ <18> "федеральные инвалиды" имеют право на получение лекарств бесплатно.
Ситуация: В каком порядке инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Категории инвалидов, имеющих право на получение лекарств бесплатно или с 50%-ной скидкой при амбулаторном лечении
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Категории инвалидов, имеющих право на получение лекарств бесплатно или с 50%-ной скидкой при амбулаторном лечении
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.