Право на переработку произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на переработку произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1260 ГК РФПравомерно созданное производное произведение можно использовать и после окончания срока действия лицензии на переработку >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (второе полугодие 2022 г.)
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.2. В Госдуму внесен проект закона, предусматривающего
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.2. В Госдуму внесен проект закона, предусматривающего
Статья: Критерии признания произведения производным в США
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)4. Нарушение права на создание производного произведения
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)4. Нарушение права на создание производного произведения
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
(ред. от 23.07.2025)2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Право на переработку произведения является одним из способов использования результата интеллектуальной деятельности и как таковое принадлежит правообладателю, в том числе не являющемуся автором первоначального произведения, который вправе перерабатывать произведение (в частности, модифицировать программу для ЭВМ или базу данных) и осуществлять последующее использование нового (производного) произведения независимо от автора первоначального произведения.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Право на переработку произведения является одним из способов использования результата интеллектуальной деятельности и как таковое принадлежит правообладателю, в том числе не являющемуся автором первоначального произведения, который вправе перерабатывать произведение (в частности, модифицировать программу для ЭВМ или базу данных) и осуществлять последующее использование нового (производного) произведения независимо от автора первоначального произведения.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Условия о судьбе исключительного права могут понадобиться, если в результате переработки возникнет производное произведение, которое является объектом авторских прав (пп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). При переработке программы оно возникает не всегда. Такой вывод можно сделать из пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Например, вряд ли можно говорить о создании нового произведения, если при переработке лишь устранены технические проблемы в работе программы и немного усовершенствован ее интерфейс.
(КонсультантПлюс, 2025)Условия о судьбе исключительного права могут понадобиться, если в результате переработки возникнет производное произведение, которое является объектом авторских прав (пп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). При переработке программы оно возникает не всегда. Такой вывод можно сделать из пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Например, вряд ли можно говорить о создании нового произведения, если при переработке лишь устранены технические проблемы в работе программы и немного усовершенствован ее интерфейс.
Статья: Охрана объектов интеллектуальной собственности после переработки по законодательству Республики Казахстан
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Согласно пп. 33 ст. 2 Закона об авторском праве переработка произведения - это изменение оригинального произведения из одного жанра в другой. При этом видами переработки произведения являются инсценировка, постановка и аранжировка оригинального произведения <4>. В свою очередь в соответствии со ст. 34 ЗоАП РК объектами смежных прав являются постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. То есть можно сделать вывод, что результатом переработки может стать не только производное произведение, но и объект смежных прав, например, в виде постановки. Да и в основе создания любого объекта смежных прав лежит объект авторского права. Более того, для создания, например, фонограммы или иного объекта смежных прав необходимо разрешение автора (композитора, поэта) на использование музыкального произведения с текстом, если, конечно, объект авторского права не перешел в общественное достояние. Таким образом, у производного произведения и объектов смежных прав, есть общие признаки: 1) зависимость от оригинальных объектов авторского права; 2) необходимость разрешения от правообладателей на использование оригинальных объектов авторского права.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Согласно пп. 33 ст. 2 Закона об авторском праве переработка произведения - это изменение оригинального произведения из одного жанра в другой. При этом видами переработки произведения являются инсценировка, постановка и аранжировка оригинального произведения <4>. В свою очередь в соответствии со ст. 34 ЗоАП РК объектами смежных прав являются постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. То есть можно сделать вывод, что результатом переработки может стать не только производное произведение, но и объект смежных прав, например, в виде постановки. Да и в основе создания любого объекта смежных прав лежит объект авторского права. Более того, для создания, например, фонограммы или иного объекта смежных прав необходимо разрешение автора (композитора, поэта) на использование музыкального произведения с текстом, если, конечно, объект авторского права не перешел в общественное достояние. Таким образом, у производного произведения и объектов смежных прав, есть общие признаки: 1) зависимость от оригинальных объектов авторского права; 2) необходимость разрешения от правообладателей на использование оригинальных объектов авторского права.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> От случаев прекращения действия лицензионного договора с правом на переработку произведения в связи с его нарушением лицензиатом надо отличать ситуации, когда такой лицензионный договор прекратился в связи с истечением срока его действия. В последнем случае его прекращение не отражается негативным образом на создателе производного или составного произведения, если они были созданы в период действия такого договора (см.: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 марта 2017 г. по делу N А40-43542/2016).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> От случаев прекращения действия лицензионного договора с правом на переработку произведения в связи с его нарушением лицензиатом надо отличать ситуации, когда такой лицензионный договор прекратился в связи с истечением срока его действия. В последнем случае его прекращение не отражается негативным образом на создателе производного или составного произведения, если они были созданы в период действия такого договора (см.: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 марта 2017 г. по делу N А40-43542/2016).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)При этом согласно подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся в том числе производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)При этом согласно подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся в том числе производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)При этом в подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ установлено, что к объектам авторских прав также относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)При этом в подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ установлено, что к объектам авторских прав также относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
Статья: Защита добросовестного приобретателя исключительного права
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В пользу защиты добросовестного приобретателя говорит ряд аргументов: при ее отсутствии нарушается принцип равенства, возникает риск вынесения несправедливых решений, притом что круг заинтересованных в такой защите лиц шире, чем это свойственно обороту вещей, он определяется интересами конечного приобретателя, многочисленных лицензиатов, сублицензиатов, технических, информационных посредников, правообладателей активов, созданных на основе спорного исключительного права (производные произведения, зарегистрированные на их основе товарные знаки, промышленные образцы, зарегистрированные на основе письма-согласия (п. 6 ст. 1483 ГК) сходные до степени смешения товарные знаки, доменные имена и т.д.). Иными словами, в результате деятельности последующих приобретателей спорный объект интеллектуальной собственности может преобразовываться, мультиплицироваться и активно распространяться по рынку, в связи с чем его выбытие из обладания конечного приобретателя затронет интересы значительного числа участников оборота. Предоставление такой защиты, напротив, имеет ряд позитивных последствий: позволит укрепить оборот исключительных прав и положительно отразится на стимулах для инвестиционной деятельности в творческих или инновационных сферах экономики.
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В пользу защиты добросовестного приобретателя говорит ряд аргументов: при ее отсутствии нарушается принцип равенства, возникает риск вынесения несправедливых решений, притом что круг заинтересованных в такой защите лиц шире, чем это свойственно обороту вещей, он определяется интересами конечного приобретателя, многочисленных лицензиатов, сублицензиатов, технических, информационных посредников, правообладателей активов, созданных на основе спорного исключительного права (производные произведения, зарегистрированные на их основе товарные знаки, промышленные образцы, зарегистрированные на основе письма-согласия (п. 6 ст. 1483 ГК) сходные до степени смешения товарные знаки, доменные имена и т.д.). Иными словами, в результате деятельности последующих приобретателей спорный объект интеллектуальной собственности может преобразовываться, мультиплицироваться и активно распространяться по рынку, в связи с чем его выбытие из обладания конечного приобретателя затронет интересы значительного числа участников оборота. Предоставление такой защиты, напротив, имеет ряд позитивных последствий: позволит укрепить оборот исключительных прав и положительно отразится на стимулах для инвестиционной деятельности в творческих или инновационных сферах экономики.
Статья: Правовое положение переводчика в трансграничных авторских отношениях
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Требование к переводчику сохранять идентичность сути первоначального произведения в производном произведении ставит вопрос об охране авторским правом не только формы произведения, но и его основного содержания. В статье д. ю. н., профессора Оксаны Викторовны Лутковой, профессора кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), речь идет о том, что применительно к отношениям "первичный автор - переводчик" обнаруживаются изъяны классической модели правообладания; правообладание представляется зависимым. В правоотношении "автор произведения - переводчик" присутствует множественность статутов - более одного интеллектуального статута и статута, связанного с неимущественными правами - и выбор применимого права в трансграничном отношении, в зависимости от коллизионного подхода государства суда применительно к каждому из правообладателей, может как совпадать (lex loci protectionis), так и отличаться (lex loci originis).
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)Требование к переводчику сохранять идентичность сути первоначального произведения в производном произведении ставит вопрос об охране авторским правом не только формы произведения, но и его основного содержания. В статье д. ю. н., профессора Оксаны Викторовны Лутковой, профессора кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), речь идет о том, что применительно к отношениям "первичный автор - переводчик" обнаруживаются изъяны классической модели правообладания; правообладание представляется зависимым. В правоотношении "автор произведения - переводчик" присутствует множественность статутов - более одного интеллектуального статута и статута, связанного с неимущественными правами - и выбор применимого права в трансграничном отношении, в зависимости от коллизионного подхода государства суда применительно к каждому из правообладателей, может как совпадать (lex loci protectionis), так и отличаться (lex loci originis).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В традиционном смысле слова, пародия - это произведение, которое преследует цель создания у слушателя, читателя или зрителя смешливого или комического эффекта. Предполагается, что при создании пародии ее автор сознательно повторяет оригинальные черты уже известного общественности произведения. Несмотря на существующие правовые нормы, в современной судебной практике отсутствует необходимый четкий подход к пониманию и правовой трактовке понятия "пародия". Кроме того, правоприменительной практикой до сих пор так и не выработаны однозначные критерии (условия), позволяющие разграничивать без особых затруднений пародийное использование объекта авторского права и переработку произведения. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23 апреля 2019 г. N 10 надлежащих разъяснений относительно природы и понимания пародии не дал, лишь повторил законодателя, почти дословно воспроизведя нормы п. 4 ст. 1274 ГК РФ <684>. Безусловно, такая ситуация не могла остаться без внимания представителей научного сообщества.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В традиционном смысле слова, пародия - это произведение, которое преследует цель создания у слушателя, читателя или зрителя смешливого или комического эффекта. Предполагается, что при создании пародии ее автор сознательно повторяет оригинальные черты уже известного общественности произведения. Несмотря на существующие правовые нормы, в современной судебной практике отсутствует необходимый четкий подход к пониманию и правовой трактовке понятия "пародия". Кроме того, правоприменительной практикой до сих пор так и не выработаны однозначные критерии (условия), позволяющие разграничивать без особых затруднений пародийное использование объекта авторского права и переработку произведения. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23 апреля 2019 г. N 10 надлежащих разъяснений относительно природы и понимания пародии не дал, лишь повторил законодателя, почти дословно воспроизведя нормы п. 4 ст. 1274 ГК РФ <684>. Безусловно, такая ситуация не могла остаться без внимания представителей научного сообщества.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Возможные ситуации такого использования можно разделить на три вида в зависимости от субъекта использования. К первому виду следует отнести случаи использования производного произведения его автором или правопреемником автора в силу закона, в частности работодателем или наследником. Ко второму виду относятся случаи использования производного произведения иным лицом на основании договора с его автором, в частности заказчиком, приобретателем исключительного права, лицензиатом, доверительным управляющим. Третий вид составляют случаи использования производного произведения иным лицом, действующим без согласия обладателя исключительного права на производное произведение и при отсутствии оснований для отнесения соответствующего использования к случаям свободного использования.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Возможные ситуации такого использования можно разделить на три вида в зависимости от субъекта использования. К первому виду следует отнести случаи использования производного произведения его автором или правопреемником автора в силу закона, в частности работодателем или наследником. Ко второму виду относятся случаи использования производного произведения иным лицом на основании договора с его автором, в частности заказчиком, приобретателем исключительного права, лицензиатом, доверительным управляющим. Третий вид составляют случаи использования производного произведения иным лицом, действующим без согласия обладателя исключительного права на производное произведение и при отсутствии оснований для отнесения соответствующего использования к случаям свободного использования.