Право на осуществление медицинской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на осуществление медицинской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по техническому обслуживанию медицинской техники по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды... исходили из отсутствия в данном случае у заказчика правовых оснований для требования аттестата аккредитации испытательной лаборатории [у участника - ред.], представившего лицензию на право осуществления деятельности по... техническому обслуживанию медицинской техники.
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды... исходили из отсутствия в данном случае у заказчика правовых оснований для требования аттестата аккредитации испытательной лаборатории [у участника - ред.], представившего лицензию на право осуществления деятельности по... техническому обслуживанию медицинской техники.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Предоставление поддельного (подложного) диплома или сертификата специалиста при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)...отказывая... [истице - ред.] в удовлетворении иска, суд... исходил из того, что наличие у медицинского работника наряду с дипломом об образовании свидетельства об аккредитации (действующего сертификата специалиста) является одним из существенных условий выполнения им деятельности, а именно: удостоверяет само право на осуществление медицинской деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)...отказывая... [истице - ред.] в удовлетворении иска, суд... исходил из того, что наличие у медицинского работника наряду с дипломом об образовании свидетельства об аккредитации (действующего сертификата специалиста) является одним из существенных условий выполнения им деятельности, а именно: удостоверяет само право на осуществление медицинской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О принадлежности медицинских услуг, осуществляемых медицинской организацией, к видам медицинской деятельности, дающим право на применение ставки 0% по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57461)Вопрос: О принадлежности медицинских услуг, осуществляемых медицинской организацией, к видам медицинской деятельности, дающим право на применение ставки 0% по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 03-03-06/1/57461)Вопрос: О принадлежности медицинских услуг, осуществляемых медицинской организацией, к видам медицинской деятельности, дающим право на применение ставки 0% по налогу на прибыль.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)15. Установить, что по 31 декабря 2026 г. к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей-хирургов при условии прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности допускаются лица:
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)15. Установить, что по 31 декабря 2026 г. к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей-хирургов при условии прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности допускаются лица:
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть первая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Для выявления некоторых особенностей труда медицинских работников обратимся к Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4>. В соответствии с ч. 1 ст. 69 данного Федерального закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, во-первых, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и, во-вторых, прошедшие аккредитацию специалиста.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Для выявления некоторых особенностей труда медицинских работников обратимся к Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4>. В соответствии с ч. 1 ст. 69 данного Федерального закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, во-первых, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и, во-вторых, прошедшие аккредитацию специалиста.
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть вторая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Названный Федеральный закон определяет условия, позволяющие реализовать право на осуществление медицинской деятельности. К таким условиям относятся наличие у претендента медицинского или иного образования и свидетельства об аккредитации специалиста, результаты анализа понимания правового значения которых приведены в первой части работы.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Названный Федеральный закон определяет условия, позволяющие реализовать право на осуществление медицинской деятельности. К таким условиям относятся наличие у претендента медицинского или иного образования и свидетельства об аккредитации специалиста, результаты анализа понимания правового значения которых приведены в первой части работы.
Статья: Примечание к ст. 238 УК РФ: будет ли медикам "дышать чуть легче"?
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Закон", 2025, N 1)Во-первых, медицинская помощь может оказываться не только медицинскими работниками. Согласно Закону об основах охраны здоровья граждан <5> медицинское вмешательство может выполняться как медицинским работником, так и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в профилактических, исследовательских, диагностических, лечебных, реабилитационных целях и осуществляющим различные медицинские обследования и манипуляции (п. 5 ст. 2). К числу таких лиц относятся, например, педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья (ч. 2.1 ст. 69).
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Закон", 2025, N 1)Во-первых, медицинская помощь может оказываться не только медицинскими работниками. Согласно Закону об основах охраны здоровья граждан <5> медицинское вмешательство может выполняться как медицинским работником, так и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в профилактических, исследовательских, диагностических, лечебных, реабилитационных целях и осуществляющим различные медицинские обследования и манипуляции (п. 5 ст. 2). К числу таких лиц относятся, например, педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся, а также осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья (ч. 2.1 ст. 69).
Статья: Нормативно-правовая регламентация новых высоких технологий в медицине. Правовые неопределенности, проблемные вопросы
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При этом под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При этом под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Вопрос: Кто отвечает за своевременное прохождение аккредитации в целях получения права на осуществление медицинской деятельности в РФ - медицинский работник или работодатель?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Кто отвечает за своевременное прохождение аккредитации в целях получения права на осуществление медицинской деятельности в РФ - медицинский работник или работодатель?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Кто отвечает за своевременное прохождение аккредитации в целях получения права на осуществление медицинской деятельности в РФ - медицинский работник или работодатель?
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Развитие телемедицины не отменяет задачу по расширению сети фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских бригад. Отметим, что федеральные законодательные акты не в должной мере ориентированы на потенциал этих своеобразных медицинских субъектов. Так, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" позволяет осуществлять фармацевтическую деятельность лицам, обладающим правом на осуществление медицинской деятельности и получившим дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Полагаем, что перечень должен быть расширен: не только сельские населенные пункты, но и районы с неблагоприятными климатическими условиями. В некотором роде восполняют этот пробел нормы федерального законодательства <1>, согласно которым в малочисленных населенных пунктах (т.е. 1) менее 100 жителей, 2) временных (сезонных) населенных пунктах, 3) населенных пунктах, более чем на 6 км удаленных от медицинских организаций или их структурных подразделений) медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, должны организовать оказание первой помощи населению до прибытия медицинских работников при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, с привлечением одного из домовых хозяйств, которые создаются из расчета не менее одного домового хозяйства на каждый населенный пункт.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Развитие телемедицины не отменяет задачу по расширению сети фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских бригад. Отметим, что федеральные законодательные акты не в должной мере ориентированы на потенциал этих своеобразных медицинских субъектов. Так, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" позволяет осуществлять фармацевтическую деятельность лицам, обладающим правом на осуществление медицинской деятельности и получившим дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Полагаем, что перечень должен быть расширен: не только сельские населенные пункты, но и районы с неблагоприятными климатическими условиями. В некотором роде восполняют этот пробел нормы федерального законодательства <1>, согласно которым в малочисленных населенных пунктах (т.е. 1) менее 100 жителей, 2) временных (сезонных) населенных пунктах, 3) населенных пунктах, более чем на 6 км удаленных от медицинских организаций или их структурных подразделений) медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, должны организовать оказание первой помощи населению до прибытия медицинских работников при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, с привлечением одного из домовых хозяйств, которые создаются из расчета не менее одного домового хозяйства на каждый населенный пункт.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обязательным условием любого медицинского вмешательства в отношении любого человека является дача предварительного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. При этом в соответствии со ст. 2 ФЗ "Об основах здоровья граждан" под медицинским вмешательством понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обязательным условием любого медицинского вмешательства в отношении любого человека является дача предварительного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. При этом в соответствии со ст. 2 ФЗ "Об основах здоровья граждан" под медицинским вмешательством понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В представленной участником закупки лицензии на право осуществления медицинской деятельности указан следующий адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленинградская, д. 73а. Контрольный орган счел правомерным отклонение заявки со ссылкой на несоответствие участника закупки требованию, установленному на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <27>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В представленной участником закупки лицензии на право осуществления медицинской деятельности указан следующий адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленинградская, д. 73а. Контрольный орган счел правомерным отклонение заявки со ссылкой на несоответствие участника закупки требованию, установленному на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <27>.
Статья: Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В последние годы уделяется особое внимание профессиональной квалификации медицинских работников. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста <1>. Помимо получения медицинского образования, лицо, претендующее на занятие должности медицинского работника, также должно пройти процедуру аккредитации специалиста, утвержденную Приказом Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1081н <2>. Приказом предусмотрено прохождение аккредитации: первичной, первичной специализированной и периодической. Первичную и первичную специализированную аккредитацию должны проходить лица, завершившие медицинское образование разных уровней; имеющие высшее немедицинское образование после прохождения программ профессиональной переподготовки; имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более пяти лет и завершившие освоение дополнительных профессиональных программ. Прохождение периодической аккредитации предусмотрено для лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования - программ повышения квалификации с целью повышения профессионального уровня и расширения квалификации. Повышать свою квалификацию медицинские работники должны не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности <3>, что, соответственно, указывает на периодичность прохождения аккредитации.
(Акатнова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В последние годы уделяется особое внимание профессиональной квалификации медицинских работников. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста <1>. Помимо получения медицинского образования, лицо, претендующее на занятие должности медицинского работника, также должно пройти процедуру аккредитации специалиста, утвержденную Приказом Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1081н <2>. Приказом предусмотрено прохождение аккредитации: первичной, первичной специализированной и периодической. Первичную и первичную специализированную аккредитацию должны проходить лица, завершившие медицинское образование разных уровней; имеющие высшее немедицинское образование после прохождения программ профессиональной переподготовки; имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более пяти лет и завершившие освоение дополнительных профессиональных программ. Прохождение периодической аккредитации предусмотрено для лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования - программ повышения квалификации с целью повышения профессионального уровня и расширения квалификации. Повышать свою квалификацию медицинские работники должны не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности <3>, что, соответственно, указывает на периодичность прохождения аккредитации.
Статья: Процессуальное положение врача в осмотре трупа
(Зашляпин Л.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В Законе о здравоохранении отсутствует нормативное определение родового понятия "врач". Закон закрепляет лишь видовые понятия "медицинский работник" (п. 13 ст. 2) и "лечащий врач" (п. 15 ст. 2). В силу этого возможно конструирование нормативной модели понятия "врач" как лица, имеющего право на осуществление медицинской деятельности (ст. 69), организующего обследование и лечение пациента, предоставляющего информацию о состоянии здоровья, рекомендующего лекарственные препараты и медицинские изделия, обязанного оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией и соблюдать врачебную тайну (ст. 72 - 73 Закона о здравоохранении). Однако эта модель ограничивается рамками законодательства о здравоохранении и системой отношений "пациент - врач", связанных с оказанием медицинской помощи. Специальная процессуальная правоспособность врача из норм Закона о здравоохранении не выводится.
(Зашляпин Л.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В Законе о здравоохранении отсутствует нормативное определение родового понятия "врач". Закон закрепляет лишь видовые понятия "медицинский работник" (п. 13 ст. 2) и "лечащий врач" (п. 15 ст. 2). В силу этого возможно конструирование нормативной модели понятия "врач" как лица, имеющего право на осуществление медицинской деятельности (ст. 69), организующего обследование и лечение пациента, предоставляющего информацию о состоянии здоровья, рекомендующего лекарственные препараты и медицинские изделия, обязанного оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией и соблюдать врачебную тайну (ст. 72 - 73 Закона о здравоохранении). Однако эта модель ограничивается рамками законодательства о здравоохранении и системой отношений "пациент - врач", связанных с оказанием медицинской помощи. Специальная процессуальная правоспособность врача из норм Закона о здравоохранении не выводится.