Право на обращение в конституционный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на обращение в конституционный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 200 ГК РФ "Начало течения срока исковой давности"2.2.1. Срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, даже если заявление в интересах этого лица подано другим лицом, в силу закона наделенным правом обратиться в суд (позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 125 Конституции РФ"Что же касается требования З.В. Смирновой о даче толкования Конституции Российской Федерации, то статья 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации и статья 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не относят граждан к тем органам и лицам, которые наделены правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как подать жалобу в Конституционный Суд РФ на нарушение прав и свобод гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)соответствующие нормы, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)соответствующие нормы, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации <*>:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации <*>:
Статья: КС РФ о срочных трудовых договорах в организациях, созданных на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Уволенный работник обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав абзацем седьмым части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Уволенный работник обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав абзацем седьмым части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд РФ только с жалобой.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд РФ только с жалобой.
Статья: Институт уполномоченных по правам человека в России: концептуальные основы и эволюция
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)В ряде регионов уполномоченный наделялся более широким кругом полномочий, в частности, правом законодательной инициативы, правом обращения в Конституционный (уставный) суд, правом инициировать общественную проверку, общественную экспертизу и рядом других.
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)В ряде регионов уполномоченный наделялся более широким кругом полномочий, в частности, правом законодательной инициативы, правом обращения в Конституционный (уставный) суд, правом инициировать общественную проверку, общественную экспертизу и рядом других.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще в 2001 г. Конституционный Суд РФ в Определении от 6 июля 2001 г. N 150-О отметил, что при оспаривании должником задолженности или иной ответственности перед взыскателем нотариус не вправе совершать исполнительную надпись и должен разъяснить взыскателю его право обратиться за разрешением спора в суд. В случае же несоблюдения нотариусом установленного законом порядка и совершения исполнительной надписи при наличии спора с заявлением в суд в соответствии с ч. 2 ст. 49 Основ законодательства о нотариате может обратиться должник (абз. 2 п. 2 Определения). Как указано в другом Определении Конституционного Суда РФ, право на обращение в суд за разрешением спора сохраняется за субъектами спорных отношений и при передаче исполнительной надписи нотариуса для исполнения (абз. 2 п. 2 Определения от 11 октября 2002 г. N 256-О).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще в 2001 г. Конституционный Суд РФ в Определении от 6 июля 2001 г. N 150-О отметил, что при оспаривании должником задолженности или иной ответственности перед взыскателем нотариус не вправе совершать исполнительную надпись и должен разъяснить взыскателю его право обратиться за разрешением спора в суд. В случае же несоблюдения нотариусом установленного законом порядка и совершения исполнительной надписи при наличии спора с заявлением в суд в соответствии с ч. 2 ст. 49 Основ законодательства о нотариате может обратиться должник (абз. 2 п. 2 Определения). Как указано в другом Определении Конституционного Суда РФ, право на обращение в суд за разрешением спора сохраняется за субъектами спорных отношений и при передаче исполнительной надписи нотариуса для исполнения (абз. 2 п. 2 Определения от 11 октября 2002 г. N 256-О).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)За деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется президентский контроль, как непосредственный, так и опосредованный. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент издает указы, касающиеся местного самоуправления, обладает правом законодательной инициативы, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ по вопросу проверки конституционности федерального или регионального правового регулирования местного самоуправления, а также инициировать конституционную проверку проекта закона. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" введена система оценки деятельности органов местного самоуправления, утвержден Перечень показателей ее эффективности, среди которых удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями. При Президенте России действует Совет по развитию местного самоуправления <1>, на заседании которого рассматривались и вопросы участия местного самоуправления в реализации национальных проектов, осуществления муниципального контроля <2>.
Статья: Вопросы корпоративного права в позициях Конституционного Суда РФ
(Шиткина И.С., Музафаров Э.Э., Наймушина В.А., Севеева К.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Конституционный Суд РФ обосновывал такое право юридического лица путем истолкования природы юридического лица как объединения нескольких лиц, обладающего правом на обращение в Конституционный Суд РФ. Такую позицию Конституционный Суд РФ впервые высказал в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах": "Акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в КС РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав".
(Шиткина И.С., Музафаров Э.Э., Наймушина В.А., Севеева К.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)Конституционный Суд РФ обосновывал такое право юридического лица путем истолкования природы юридического лица как объединения нескольких лиц, обладающего правом на обращение в Конституционный Суд РФ. Такую позицию Конституционный Суд РФ впервые высказал в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах": "Акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в КС РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав".
Статья: Обновленная Конституция Республики Беларусь: ответы на вызовы современности
(Василевич Г.А., Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Новая ст. 116.1 Конституции посвящена полномочиям Конституционного Суда. Согласно части первой данной статьи расширен круг субъектов обращения в Конституционный Суд: помимо установленных ранее субъектов (Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров) в него включается Президиум ВНС, что, на наш взгляд, не исключает право обращения в Конституционный Суд всего Всебелорусского народного собрания.
(Василевич Г.А., Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Новая ст. 116.1 Конституции посвящена полномочиям Конституционного Суда. Согласно части первой данной статьи расширен круг субъектов обращения в Конституционный Суд: помимо установленных ранее субъектов (Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров) в него включается Президиум ВНС, что, на наш взгляд, не исключает право обращения в Конституционный Суд всего Всебелорусского народного собрания.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 12.03.2024 N 10-П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д.Б."
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9)Вышестоящие судебные инстанции в удовлетворении требований предпринимательницы также отказали. Исчерпав другие способы защиты своих прав, предпринимательница обратилась с жалобой в КС РФ.
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9)Вышестоящие судебные инстанции в удовлетворении требований предпринимательницы также отказали. Исчерпав другие способы защиты своих прав, предпринимательница обратилась с жалобой в КС РФ.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации наделила граждан правом обращения в Конституционный Суд с жалобой на нарушение законом их конституционных прав и свобод. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", развивая приведенное конституционное положение, не только сохранил прежний плодотворный опыт конституционного правосудия, но и существенно его усовершенствовал.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации наделила граждан правом обращения в Конституционный Суд с жалобой на нарушение законом их конституционных прав и свобод. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", развивая приведенное конституционное положение, не только сохранил прежний плодотворный опыт конституционного правосудия, но и существенно его усовершенствовал.
Статья: Конституционный контроль в Республике Казахстан: Конституционный Суд - Конституционный Совет - Конституционный Суд
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Одним из показателей доступности института конституционного контроля выступает круг субъектов - инициаторов возбуждения производства. Согласно ст. 18 Закона о конституционном судопроизводстве правом обращения в Конституционный Суд обладали:
(Малиновский В.А., Нурмагамбетов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Одним из показателей доступности института конституционного контроля выступает круг субъектов - инициаторов возбуждения производства. Согласно ст. 18 Закона о конституционном судопроизводстве правом обращения в Конституционный Суд обладали: