Право избирать и быть избранным
Подборка наиболее важных документов по запросу Право избирать и быть избранным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)2.3. Право избирать и быть избранным
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)2.3. Право избирать и быть избранным
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право осужденного избирать и быть избранным
(подготовлен Верховным Судом РФ)право осужденного избирать и быть избранным
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избирательные права граждан - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке (пп. 28 ст. 2 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избирательные права граждан - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке (пп. 28 ст. 2 Закона N 67-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовую основу регулирования права граждан избирать и быть избранными в органы власти помимо Конституции РФ как Основного Закона страны составляют Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обширное региональное законодательство, представленное в некоторых субъектах РФ кодифицированными актами, например Избирательный кодекс Тверской области, и детализирующие положения обозначенных законов различные подзаконные акты.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовую основу регулирования права граждан избирать и быть избранными в органы власти помимо Конституции РФ как Основного Закона страны составляют Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обширное региональное законодательство, представленное в некоторых субъектах РФ кодифицированными актами, например Избирательный кодекс Тверской области, и детализирующие положения обозначенных законов различные подзаконные акты.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Показательно в связи с отмеченным Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П. В п. 3 данного Постановления отмечается, что согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Установленные нормативными актами правительства Москвы, правительства Московской области и главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают разрешительный правовой режим регистрации граждан, который не соответствует праву каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выбирать место жительства. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов, кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора. Эти нормы препятствуют реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией, в частности, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; права свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства; права на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Показательно в связи с отмеченным Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П. В п. 3 данного Постановления отмечается, что согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Установленные нормативными актами правительства Москвы, правительства Московской области и главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают разрешительный правовой режим регистрации граждан, который не соответствует праву каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выбирать место жительства. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов, кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора. Эти нормы препятствуют реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией, в частности, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; права свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства; права на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования.
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип всеобщего избирательного права включает в себя всеобщее активное избирательное право (право избирать) и всеобщее пассивное избирательное право (право быть избранным). Конституцией РФ и избирательным законодательством установлены общие условия реализации данных видов избирательного права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принцип всеобщего избирательного права включает в себя всеобщее активное избирательное право (право избирать) и всеобщее пассивное избирательное право (право быть избранным). Конституцией РФ и избирательным законодательством установлены общие условия реализации данных видов избирательного права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
Ситуация: Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Также они вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. п. 1, 2 ст. 9 Закона N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Также они вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. п. 1, 2 ст. 9 Закона N 76-ФЗ).
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).