Правительство РФ как высший орган исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Правительство РФ как высший орган исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 38.1 "Принцип подведомственности расходов бюджетов" БК РФВ соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2023 года N 18-КГ23-195-К4, исходя из положений БК РФ, только главный распорядитель бюджетных средств вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Указанная компетенция главного распорядителя бюджетных средств обосновывается одним бюджетом, который необходимо распределить между всеми подведомственными учреждениями (статьи 6, 38.1, 74, 154, 158 БК РФ). Понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФВ то же время судами при разрешении спора не учтено системное толкование положений абзаца 38 статьи 6, статьи 38.1, абзаца 1 пункта 1 статьи 74, пункта 4 статьи 154, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
Готовое решение: Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи внесения изменений в нормативные затраты определяются в зависимости от уровня заказчика правовыми актами Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций (пп. "б" п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476). Например, такими актами может быть предусмотрено, что нормативные затраты подлежат изменению в случаях, когда внесены изменения в правовые акты, регламентирующие правила определения нормативных затрат, или когда изменились полномочия госоргана, утвердившего нормативные затраты.
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи внесения изменений в нормативные затраты определяются в зависимости от уровня заказчика правовыми актами Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций (пп. "б" п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476). Например, такими актами может быть предусмотрено, что нормативные затраты подлежат изменению в случаях, когда внесены изменения в правовые акты, регламентирующие правила определения нормативных затрат, или когда изменились полномочия госоргана, утвердившего нормативные затраты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2020 N 491-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"2. Заявление на предоставление соответствующей меры поддержки подается в орган, предоставляющий меры поддержки, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации для данной меры поддержки. Указанное заявление может быть направлено в орган, предоставляющий меры поддержки, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
(ред. от 25.12.2023)
"О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"2. Заявление на предоставление соответствующей меры поддержки подается в орган, предоставляющий меры поддержки, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации для данной меры поддержки. Указанное заявление может быть направлено в орган, предоставляющий меры поддержки, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, предусматривающим внесение в них изменений, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать 1 месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, предусматривающим внесение в них изменений, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать 1 месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие временной финансовой администрации, упомянутой в комментируемом пункте, дано в ст. 168.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие временной финансовой администрации, упомянутой в комментируемом пункте, дано в ст. 168.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Решение о КРТ может приниматься Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой местной администрации, исходя из закрепленного в п. 2 ст. 66 ГрК РФ распределения полномочий, в т.ч. исходя из источника финансирования КРТ, вовлекаемой в КРТ территории.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Решение о КРТ может приниматься Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой местной администрации, исходя из закрепленного в п. 2 ст. 66 ГрК РФ распределения полномочий, в т.ч. исходя из источника финансирования КРТ, вовлекаемой в КРТ территории.
Статья: Концепт интереса в финансовом праве и структуре финансовых правоотношений
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Так, в связи с проведением мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" предусмотрено, что помимо оснований, установленных в бюджетном законодательстве, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством РФ. Равным образом Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ (местной администрации) без внесения изменений в закон (решение) о соответствующем бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на иные цели, определенные соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (местной администрацией). В связи с этим всем главным распорядителям средств как федерального, так региональных и местных бюджетов было поручено дать предложения по перераспределению бюджетных ассигнований, в том числе определить расходные обязательства, по которым будут сокращены объемы бюджетных ассигнований в связи с их перераспределением на иные цели. Для главных распорядителей бюджетных средств неизбежно возникает дилемма: чем руководствоваться, какие государственные и муниципальные интересы удовлетворять в первую очередь, а какие включить в лист ожидания финансирования?
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Так, в связи с проведением мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" предусмотрено, что помимо оснований, установленных в бюджетном законодательстве, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством РФ. Равным образом Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ (местной администрации) без внесения изменений в закон (решение) о соответствующем бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на иные цели, определенные соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (местной администрацией). В связи с этим всем главным распорядителям средств как федерального, так региональных и местных бюджетов было поручено дать предложения по перераспределению бюджетных ассигнований, в том числе определить расходные обязательства, по которым будут сокращены объемы бюджетных ассигнований в связи с их перераспределением на иные цели. Для главных распорядителей бюджетных средств неизбежно возникает дилемма: чем руководствоваться, какие государственные и муниципальные интересы удовлетворять в первую очередь, а какие включить в лист ожидания финансирования?
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно же общей норме п. 1 ст. 28 (статья определяет основы управления НКО) Закона о НКО (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <177>) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно же общей норме п. 1 ст. 28 (статья определяет основы управления НКО) Закона о НКО (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <177>) структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза, проект изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, утверждается Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией);
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза, проект изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, утверждается Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией);
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Законотворчество по данному вопросу делегировано <32> исполнительной власти: Правительство РФ, высшие исполнительные органы власти субъекта РФ и местные администрации определяют случаи, в которых допускается принятие решений о заключении ГЧП-соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и устанавливают порядок принятия таких решений. Обеспечивается ли при этом участие законодательных органов?
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Законотворчество по данному вопросу делегировано <32> исполнительной власти: Правительство РФ, высшие исполнительные органы власти субъекта РФ и местные администрации определяют случаи, в которых допускается принятие решений о заключении ГЧП-соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и устанавливают порядок принятия таких решений. Обеспечивается ли при этом участие законодательных органов?
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- отдельное внимание в законопроекте уделено вопросам установления и взимания платы при предоставлении услуг и исполнении функций. Действует общее правило: за предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. В случаях, установленных федеральными законами, организации, участвующие в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг (функций), имеют право предоставлять заявителю за плату услуги, а также совершать в сокращенные сроки юридически значимые действия в соответствии с административными регламентами. При этом перечни платных услуг будут устанавливаться Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, главами местных администраций;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- отдельное внимание в законопроекте уделено вопросам установления и взимания платы при предоставлении услуг и исполнении функций. Действует общее правило: за предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. В случаях, установленных федеральными законами, организации, участвующие в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг (функций), имеют право предоставлять заявителю за плату услуги, а также совершать в сокращенные сроки юридически значимые действия в соответствии с административными регламентами. При этом перечни платных услуг будут устанавливаться Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, главами местных администраций;
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.