Правила землепользования Хабаровск
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила землепользования Хабаровск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023 N 58-КАД23-7-К9
Об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 09.09.2022, кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.05.2022, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим проекта планировки Железнодорожного района, утв. постановлением администрации г. Хабаровска от 07.07.2021 N 2569, в части отнесения земельного участка к территории общего пользования под планируемое размещение транспортной развязки без указания на его резервирование и изъятие для муниципальных нужд.Уведомлением от 22 февраля 2022 г. N 9/22 Петуховой Я.А. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку планируемый объект расположен в границах красных линий. Красные линии установлены в соответствии с проектом планировки Железнодорожного района, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 7 июля 2021 г. N 2569 (далее также - проект планировки Железнодорожного района) на основании генерального плана городского округа "г. Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. N 211 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа "город Хабаровск" (в ред. от 21 сентября 2021 г. N 596) земельный участок расположен в территориальной зоне центра обслуживания и коммерческой активности (ЦО-1), подпадающей под действие ограничений.
Об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 09.09.2022, кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.05.2022, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим проекта планировки Железнодорожного района, утв. постановлением администрации г. Хабаровска от 07.07.2021 N 2569, в части отнесения земельного участка к территории общего пользования под планируемое размещение транспортной развязки без указания на его резервирование и изъятие для муниципальных нужд.Уведомлением от 22 февраля 2022 г. N 9/22 Петуховой Я.А. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку планируемый объект расположен в границах красных линий. Красные линии установлены в соответствии с проектом планировки Железнодорожного района, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 7 июля 2021 г. N 2569 (далее также - проект планировки Железнодорожного района) на основании генерального плана городского округа "г. Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. N 211 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа "город Хабаровск" (в ред. от 21 сентября 2021 г. N 596) земельный участок расположен в территориальной зоне центра обслуживания и коммерческой активности (ЦО-1), подпадающей под действие ограничений.
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2023 N 303-ЭС23-3563 по делу N А73-15261/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным одностороннего отказа от инвестиционного соглашения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как подтверждено невыполнение основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации от установленных показателей.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Инвестиционный совет при Правительстве Хабаровского края, рассмотрев 11.09.2019 текущее состояние спорного инвестиционного проекта, принял решение рекомендовать Правительству края отказать ООО "Офис-Центр" в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 и расторгнуть инвестиционное соглашение ввиду возникновения ряда проблем при его реализации: отсутствие информации о подтверждении источников финансирования проекта; необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Хабаровска; отсутствие решения вопроса предоставления земельного участка для реализации проекта в границах водоохранной зоны.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным одностороннего отказа от инвестиционного соглашения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как подтверждено невыполнение основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации от установленных показателей.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Инвестиционный совет при Правительстве Хабаровского края, рассмотрев 11.09.2019 текущее состояние спорного инвестиционного проекта, принял решение рекомендовать Правительству края отказать ООО "Офис-Центр" в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 и расторгнуть инвестиционное соглашение ввиду возникновения ряда проблем при его реализации: отсутствие информации о подтверждении источников финансирования проекта; необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Хабаровска; отсутствие решения вопроса предоставления земельного участка для реализации проекта в границах водоохранной зоны.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Также Судебная коллегия отметила, что согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211, минимальная площадь земельного участка в зоне П-2, в которой расположен спорный земельный участок, составляет 400 кв. м. Соответственно, площадь используемого при перераспределении земельного участка (13 612 кв. м) "значительно превосходит разрешенную минимально возможную площадь земельного участка (400 кв. м), а также превышает площадь участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности" <25>. Суды, признав заключение кадастрового инженера, "согласно выводам которого из земельного участка площадью 13 612 кв. м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, надлежащим доказательством указанного факта, не учли отсутствие какого-либо обоснования этому выводу в мотивировочной части заключения" <26>.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Также Судебная коллегия отметила, что согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211, минимальная площадь земельного участка в зоне П-2, в которой расположен спорный земельный участок, составляет 400 кв. м. Соответственно, площадь используемого при перераспределении земельного участка (13 612 кв. м) "значительно превосходит разрешенную минимально возможную площадь земельного участка (400 кв. м), а также превышает площадь участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности" <25>. Суды, признав заключение кадастрового инженера, "согласно выводам которого из земельного участка площадью 13 612 кв. м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, надлежащим доказательством указанного факта, не учли отсутствие какого-либо обоснования этому выводу в мотивировочной части заключения" <26>.
Статья: Особенности приобретения жилья на первичном рынке
(Попова А.)
("Жилищное право", 2017, N 9)Апелляционный суд исходил из следующего: спорный объект является самовольной постройкой, поскольку Обществу не было выдано разрешение на его строительство; объект построен за счет средств Общества на земельном участке, предоставленном в аренду для строительства многоквартирного дома, вид разрешенного использования которого в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске позволяет строительство многоквартирных домов средней этажности (3 - 10 этажей); проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для спорного объекта, соответствуют требованиям технических регламентов и другой нормативной документации в области проектирования, в том числе устанавливающей требования по безопасной эксплуатации зданий и сооружений, а также результатам инженерных изысканий; спорный объект соответствует требованиям пожарной безопасности, а потенциальная опасность для жизни и здоровья граждан при возникновении пожара отсутствует; надежность строительных конструкций объекта обеспечена; устранение дефектов (недостатков) возможно без сноса спорного объекта; Общество получило разрешение на строительство многоквартирных шестиэтажных домов на соседних участках; само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; Общество предпринимало меры к легализации спорной постройки; спорный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
(Попова А.)
("Жилищное право", 2017, N 9)Апелляционный суд исходил из следующего: спорный объект является самовольной постройкой, поскольку Обществу не было выдано разрешение на его строительство; объект построен за счет средств Общества на земельном участке, предоставленном в аренду для строительства многоквартирного дома, вид разрешенного использования которого в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске позволяет строительство многоквартирных домов средней этажности (3 - 10 этажей); проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для спорного объекта, соответствуют требованиям технических регламентов и другой нормативной документации в области проектирования, в том числе устанавливающей требования по безопасной эксплуатации зданий и сооружений, а также результатам инженерных изысканий; спорный объект соответствует требованиям пожарной безопасности, а потенциальная опасность для жизни и здоровья граждан при возникновении пожара отсутствует; надежность строительных конструкций объекта обеспечена; устранение дефектов (недостатков) возможно без сноса спорного объекта; Общество получило разрешение на строительство многоквартирных шестиэтажных домов на соседних участках; само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; Общество предпринимало меры к легализации спорной постройки; спорный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Нормативные акты
<Письмо> Росреестра от 26.04.2017 N 19-01452/17
"О рассмотрении обращения"Между тем на образуемых земельных участках расположен индивидуальный жилой дом, построенный в 1954 году до утверждения Правил землепользования и застройки города Хабаровска. Вид разрешенного использования образованных земельных участков подразумевает его использование для эксплуатации указанного объекта капитального строительства, в тоже время не предусмотрен градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны Ж-5, в которой расположены указанные земельные участки. Соответственно, для данного вида разрешенного использования предельные минимальные размеры земельных участков градостроительным регламентом не установлены.
"О рассмотрении обращения"Между тем на образуемых земельных участках расположен индивидуальный жилой дом, построенный в 1954 году до утверждения Правил землепользования и застройки города Хабаровска. Вид разрешенного использования образованных земельных участков подразумевает его использование для эксплуатации указанного объекта капитального строительства, в тоже время не предусмотрен градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны Ж-5, в которой расположены указанные земельные участки. Соответственно, для данного вида разрешенного использования предельные минимальные размеры земельных участков градостроительным регламентом не установлены.
"Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости"
(Попов М.В.)
("Статут", 2006)<175> Утвержден решением Новгородской городской Думы 19 декабря 1996 г. N 36. Правила землепользования и застройки утверждены также, в частности, в Хабаровске, Уссурийске, Ульяновске, Череповце, Южно-Сахалинске, Чите, Тольятти, Самаре, Сургуте.
(Попов М.В.)
("Статут", 2006)<175> Утвержден решением Новгородской городской Думы 19 декабря 1996 г. N 36. Правила землепользования и застройки утверждены также, в частности, в Хабаровске, Уссурийске, Ульяновске, Череповце, Южно-Сахалинске, Чите, Тольятти, Самаре, Сургуте.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Королев А.Н., Плешакова О.В.)
("Юстицинформ", 2007)Типовые правила землепользования и застройки городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района являются методической основой для формирования правового регулирования градостроительства городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района - правил землепользования и застройки поселений на основе градостроительного зонирования территорий.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Королев А.Н., Плешакова О.В.)
("Юстицинформ", 2007)Типовые правила землепользования и застройки городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района являются методической основой для формирования правового регулирования градостроительства городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района - правил землепользования и застройки поселений на основе градостроительного зонирования территорий.
Статья: Проблемы приватизации земельных участков физическими лицами
(Мотлохова Е.А.)
("Юрист", 2016, N 12)<9> Решение Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211 "Правила застройки и землепользования в г. Хабаровске" // Хабаровские вести. 2002. N 87.
(Мотлохова Е.А.)
("Юрист", 2016, N 12)<9> Решение Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211 "Правила застройки и землепользования в г. Хабаровске" // Хабаровские вести. 2002. N 87.
Статья: Виды и состав градостроительных правоотношений
(Болтанова Е.С.)
("Журнал российского права", 2017, N 10)<9> Как правило, численность инициативной группы определяется установлением минимального порога путем указания на конкретное число человек (5 человек - г. Троицк, 50 - г. Барнаул, 100 - г. Находка, 1 000 - г. Хабаровск), иногда количественное требование выражается в процентах от числа жителей (например, для проведения публичных слушаний по правилам землепользования и застройки Красноярского сельского поселения (Тюменская область) численность инициативной группы должна быть не менее 3% от числа жителей населенного пункта, обладающих избирательным правом).
(Болтанова Е.С.)
("Журнал российского права", 2017, N 10)<9> Как правило, численность инициативной группы определяется установлением минимального порога путем указания на конкретное число человек (5 человек - г. Троицк, 50 - г. Барнаул, 100 - г. Находка, 1 000 - г. Хабаровск), иногда количественное требование выражается в процентах от числа жителей (например, для проведения публичных слушаний по правилам землепользования и застройки Красноярского сельского поселения (Тюменская область) численность инициативной группы должна быть не менее 3% от числа жителей населенного пункта, обладающих избирательным правом).
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)Поступившие в ходе общественных обсуждений предложения граждан, их инициативных групп и объединений, юридических лиц учитываются при принятии решений, если они соответствуют градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки в г. Хабаровске, государственным нормам и стандартам и не противоречат законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Хабаровского края, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)Поступившие в ходе общественных обсуждений предложения граждан, их инициативных групп и объединений, юридических лиц учитываются при принятии решений, если они соответствуют градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки в г. Хабаровске, государственным нормам и стандартам и не противоречат законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Хабаровского края, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)<575> Якунин Д.В. Административная ответственность за нарушение правил землепользования: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. 159 с.; Жариков Ю.Г. Возмещение убытков и упущенной выгоды в земельных правоотношениях // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 91 - 98; Манакин Н.А. Уголовная ответственность юридических лиц за загрязнение и захламление земель: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2001. 196 с.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)<575> Якунин Д.В. Административная ответственность за нарушение правил землепользования: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. 159 с.; Жариков Ю.Г. Возмещение убытков и упущенной выгоды в земельных правоотношениях // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 91 - 98; Манакин Н.А. Уголовная ответственность юридических лиц за загрязнение и захламление земель: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2001. 196 с.
"Водное право: Учебно-практическое пособие"
(Сиваков Д.О.)
("Юстицинформ", 2007)Однако в условиях высокой инвестиционной привлекательности указанных площадей, их большого градообразующего значения и в то же время неблагоприятного экологического состояния городских акваторий есть основания предложить еще одну территориальную зону - в черте города. Эту зону можно назвать "зоной водохозяйственного использования". Конечно, такие зоны невозможно выделить в любом городе. Зоны водохозяйственного использования особенно важны для крупнейших городов с обширными водными акваториями: Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других мегаполисов, имеющих крупные участки рек, озер, заливов и т.п. Статья 85 ЗК РФ не запрещает выделение "иных территориальных зон", помимо названных в данной статье. О выделении таких зон необходимо решение городской администрации. Именно она определяет, выделять ли самостоятельную территориальную зону водохозяйственного использования или ограничиться выделением особо охраняемых акваторий и земельных участков при них. Как и все остальные зоны, зона водохозяйственного использования должна иметь свой регламент и обеспечивать экологически грамотную хозяйственную эксплуатацию этих уязвимых объектов. Примечательно, что по такому пути пошли некоторые регионы. Согласно Правилам землепользования и застройки в городе Хабаровске (утв. решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211) дифференцируется зона водных объектов. Она понимается как зона земель, занятых водными объектами, и включает в себя акватории реки Амур и малых рек. Все виды использования названных земель требуют специального согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраны водного фонда.
(Сиваков Д.О.)
("Юстицинформ", 2007)Однако в условиях высокой инвестиционной привлекательности указанных площадей, их большого градообразующего значения и в то же время неблагоприятного экологического состояния городских акваторий есть основания предложить еще одну территориальную зону - в черте города. Эту зону можно назвать "зоной водохозяйственного использования". Конечно, такие зоны невозможно выделить в любом городе. Зоны водохозяйственного использования особенно важны для крупнейших городов с обширными водными акваториями: Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других мегаполисов, имеющих крупные участки рек, озер, заливов и т.п. Статья 85 ЗК РФ не запрещает выделение "иных территориальных зон", помимо названных в данной статье. О выделении таких зон необходимо решение городской администрации. Именно она определяет, выделять ли самостоятельную территориальную зону водохозяйственного использования или ограничиться выделением особо охраняемых акваторий и земельных участков при них. Как и все остальные зоны, зона водохозяйственного использования должна иметь свой регламент и обеспечивать экологически грамотную хозяйственную эксплуатацию этих уязвимых объектов. Примечательно, что по такому пути пошли некоторые регионы. Согласно Правилам землепользования и застройки в городе Хабаровске (утв. решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211) дифференцируется зона водных объектов. Она понимается как зона земель, занятых водными объектами, и включает в себя акватории реки Амур и малых рек. Все виды использования названных земель требуют специального согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраны водного фонда.
Статья: Садовые, огородные и дачные земельные участки: законодательные подходы к определению правового режима
(Бутовецкий А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2016, N 8)Например, Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 года N 211, в результате их приведения в соответствие с классификатором (редакция от 21 июня 2016 года) установлено, что для территориальной зоны "ведение садоводства" (Ж-6) разрешенное использование "земельные участки, предназначенные для ведения садоводства" определяется в соответствии с классификатором. Таким образом, в этом случае градостроительный регламент фактически "отстранился" от выполнения своей функции по определению разрешенного использования садовых земельных участков, полностью переложив задачу на классификатор.
(Бутовецкий А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2016, N 8)Например, Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 года N 211, в результате их приведения в соответствие с классификатором (редакция от 21 июня 2016 года) установлено, что для территориальной зоны "ведение садоводства" (Ж-6) разрешенное использование "земельные участки, предназначенные для ведения садоводства" определяется в соответствии с классификатором. Таким образом, в этом случае градостроительный регламент фактически "отстранился" от выполнения своей функции по определению разрешенного использования садовых земельных участков, полностью переложив задачу на классификатор.
"Юридический справочник застройщика"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под общ. ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)<1> Статья 11 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211.
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под общ. ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)<1> Статья 11 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Большинство правовых актов глав, принимаемых главами местных администраций, весьма скупо описывают сведения, касающиеся этапов градостроительного зонирования. Обычно принято указывать разработку карты градостроительного зонирования и разработку градостроительных регламентов (см., например, Постановление Администрации города Хабаровска от 20 января 2014 г. N 80 "Об утверждении требований к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов"), но встречаются и иные варианты. Так, в Постановлении главы городского округа Подольск Московской области от 27 июля 2007 г. N 1207-п "Об утверждении этапов градостроительного зонирования территории города, Положения о Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Подольска и ее состава" указаны следующие этапы градостроительного зонирования:
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Большинство правовых актов глав, принимаемых главами местных администраций, весьма скупо описывают сведения, касающиеся этапов градостроительного зонирования. Обычно принято указывать разработку карты градостроительного зонирования и разработку градостроительных регламентов (см., например, Постановление Администрации города Хабаровска от 20 января 2014 г. N 80 "Об утверждении требований к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов"), но встречаются и иные варианты. Так, в Постановлении главы городского округа Подольск Московской области от 27 июля 2007 г. N 1207-п "Об утверждении этапов градостроительного зонирования территории города, Положения о Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Подольска и ее состава" указаны следующие этапы градостроительного зонирования: