Правила замены приБора учета электроэнергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила замены приБора учета электроэнергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Основы организации розничных рынков" Федерального закона "Об электроэнергетике""Из содержания вышеуказанного пункта следует, что закон в этом случае (при установке, замене прибора учета) предписывает руководствоваться правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наниматель хочет обязать Наймодателя или Управляющую организацию установить или заменить приборы учета
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 60 - 64, пп. 2, 3 п. 2 ст. 65, ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, ст. ст. 210, 671 - 676 ГК РФ, ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, разд. X Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, п. п. 80(1), 81 Правил предоставления коммунальных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 60 - 64, пп. 2, 3 п. 2 ст. 65, ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, ст. ст. 210, 671 - 676 ГК РФ, ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, разд. X Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, п. п. 80(1), 81 Правил предоставления коммунальных услуг
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 17 п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных п. 80(2) Правил предоставления коммунальных услуг сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 17 п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных п. 80(2) Правил предоставления коммунальных услуг сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
Статья: Порядок замены приборов учета в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Замена общедомовых приборов учета электрической энергии осуществляется гарантирующим поставщиком (п. 80(1) Правил N 354).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Замена общедомовых приборов учета электрической энергии осуществляется гарантирующим поставщиком (п. 80(1) Правил N 354).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Частью 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении) на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Частью 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении) на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
"Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021)Наконец, квалифицируя действия абонента по замене трансформатора тока в отсутствие представителей гарантирующего поставщика или сетевой организации как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и безусловный признак безучетного потребления электроэнергии, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие на момент проверки 14 мая 2018 г. пломб на трансформаторе тока. Пунктом 2 Правил N 442 (в редакции от 30 декабря 2017 г.) нарушение (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, признавалось достаточным признаком несанкционированного вмешательства потребителя в его работу, влекущим обязанность оплатить безучетное потребление электроэнергии. Между тем в силу пункта 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (далее - Правила N 6), обязанность пломбировки клеммников трансформатора тока возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию. Следовательно, для применения последствий безучетного потребления абонентом электроэнергии по мотиву отсутствия пломб на трансформаторе тока гарантирующий поставщик обязан относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить надлежащую установку соответствующих пломб. Однако из материалов дела и обжалуемых судебных актов следует, что на момент проведения сетевой организацией проверки узла учета абонента 18 октября 2017 г. пломбы на клеммниках трансформатора тока отсутствовали, а, перечисляя выявленные при проведении проверки нарушения, сетевая организация не указала на необходимость опломбировки клеммников.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021)Наконец, квалифицируя действия абонента по замене трансформатора тока в отсутствие представителей гарантирующего поставщика или сетевой организации как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и безусловный признак безучетного потребления электроэнергии, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие на момент проверки 14 мая 2018 г. пломб на трансформаторе тока. Пунктом 2 Правил N 442 (в редакции от 30 декабря 2017 г.) нарушение (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, признавалось достаточным признаком несанкционированного вмешательства потребителя в его работу, влекущим обязанность оплатить безучетное потребление электроэнергии. Между тем в силу пункта 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (далее - Правила N 6), обязанность пломбировки клеммников трансформатора тока возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию. Следовательно, для применения последствий безучетного потребления абонентом электроэнергии по мотиву отсутствия пломб на трансформаторе тока гарантирующий поставщик обязан относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить надлежащую установку соответствующих пломб. Однако из материалов дела и обжалуемых судебных актов следует, что на момент проведения сетевой организацией проверки узла учета абонента 18 октября 2017 г. пломбы на клеммниках трансформатора тока отсутствовали, а, перечисляя выявленные при проведении проверки нарушения, сетевая организация не указала на необходимость опломбировки клеммников.
Статья: Расчет коммунальных услуг в случае неисправности прибора учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если выход из строя прибора учета наступил до 1 июля 2020 г. и потребитель не заменил прибор учета, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации прибора учета, плата за электроснабжение определяется исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного в установленном Правилами N 354 порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если выход из строя прибора учета наступил до 1 июля 2020 г. и потребитель не заменил прибор учета, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации прибора учета, плата за электроснабжение определяется исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного в установленном Правилами N 354 порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Статья: Порядок технологического присоединения к электрическим сетям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- затрат, связанных с проверкой сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (в случаях, если в соответствии с данными Правилами предусматривается проверка выполнения технических условий заявителем);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- затрат, связанных с проверкой сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (в случаях, если в соответствии с данными Правилами предусматривается проверка выполнения технических условий заявителем);
Статья: Квалификация незаконного потребления электроэнергии
(Сабанин С.Н., Бадалян К.О.)
("Современное право", 2022, N 7)В дальнейшем уголовное законодательство 1960 года было дополнено ст. 94.2 - нарушение правил пользования энергией или газом в быту. По указанной статье привлекались к уголовной ответственности в том числе и за действия, которые сводились к самовольному использованию электроэнергии, под которым понималось подключение к энергосетям без соответствующего разрешения от действий, направленных на нарушение правил пользования электроэнергией, т.е. изменение показаний счетчика с целью уклонения от оплаты использованной электроэнергии, изменение схемы электропроводки и т.д. [3, с. 38; 4].
(Сабанин С.Н., Бадалян К.О.)
("Современное право", 2022, N 7)В дальнейшем уголовное законодательство 1960 года было дополнено ст. 94.2 - нарушение правил пользования энергией или газом в быту. По указанной статье привлекались к уголовной ответственности в том числе и за действия, которые сводились к самовольному использованию электроэнергии, под которым понималось подключение к энергосетям без соответствующего разрешения от действий, направленных на нарушение правил пользования электроэнергией, т.е. изменение показаний счетчика с целью уклонения от оплаты использованной электроэнергии, изменение схемы электропроводки и т.д. [3, с. 38; 4].
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: опыт России и Казахстана
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда <6> уточняют, что при капитальном ремонте необходимо проводить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда. Помимо этого, осуществлять технически возможную и экономически целесообразную модернизацию жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечивать рациональное энергопотребление.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда <6> уточняют, что при капитальном ремонте необходимо проводить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда. Помимо этого, осуществлять технически возможную и экономически целесообразную модернизацию жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечивать рациональное энергопотребление.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии стоимость коммунальной услуги по электроснабжению снижается в установленном порядке при условии направления потребителем соответствующей претензии (п. 80(2) Правил N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии стоимость коммунальной услуги по электроснабжению снижается в установленном порядке при условии направления потребителем соответствующей претензии (п. 80(2) Правил N 354).
Готовое решение: Что нужно знать о поверке приборов учета
(КонсультантПлюс, 2025)Показания прибора продолжают использоваться до даты проведения его поверки или замены. Если в результате поверки прибора учета не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, электроэнергия пересчитывается по установленным правилам (п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии).
(КонсультантПлюс, 2025)Показания прибора продолжают использоваться до даты проведения его поверки или замены. Если в результате поверки прибора учета не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, электроэнергия пересчитывается по установленным правилам (п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии).
Ситуация: Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае установка, замена или поверка приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее шести месяцев с даты (п. п. 80(1), 80(2) Правил N 354):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае установка, замена или поверка приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее шести месяцев с даты (п. п. 80(1), 80(2) Правил N 354):
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
Ситуация: Как взыскать с управляющей организации ущерб, причиненный скачком напряжения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электроэнергии, в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии, обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Кроме того, в состав общего имущества не включаются сети связи, необходимые для оказания услуг связи собственникам помещений в МКД и нанимателям помещений по договорам социального найма (абз. 2, 3 п. 7 Правил N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электроэнергии, в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии, обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Кроме того, в состав общего имущества не включаются сети связи, необходимые для оказания услуг связи собственникам помещений в МКД и нанимателям помещений по договорам социального найма (абз. 2, 3 п. 7 Правил N 491).