Правила юридико-технического оформления
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила юридико-технического оформления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридический язык ведомственного нормотворчества: проблемы правового регулирования и практики
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<17> См.: п. 9, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), п. 78 Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утв. Приказом Минюста России от 31 августа 2023 г. N 222 (далее - Методические указания).
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)<17> См.: п. 9, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), п. 78 Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утв. Приказом Минюста России от 31 августа 2023 г. N 222 (далее - Методические указания).
Статья: Правоприменительная юридическая техника
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Весьма абстрактное и несколько перегруженное определение правоприменительной техники предлагает И.В. Колесник. Процитируем его: "Правоприменительная технология представляет собой систему организационно-процедурных требований, приемов, правил и оформляющих их знаний об оптимальном использовании юридико-технических средств, в рамках определенных стратегии, тактики, методов, способов, принципов, используемых в деятельности по применению правовых норм для достижения социально полезной цели" [30, с. 121]. Думается, что подобное определение требует конкретизации, поскольку "достижение социально полезной цели" неспецифично для правоприменительной юридической техники. Признавая, что следование правилам правоприменительной юридической техники однозначно приводит к достижению социально полезной цели, мы считаем, что при дефинировании соответствующего понятия акцент должен быть сделан на специфическом предназначении правоприменительного юридико-технического инструментария. В этом контексте интересно замечание, согласно которому эвристический потенциал теории юридических средств заключается в ее способности демонстрировать социальные задачи, разрешаемые посредством тех или иных правовых механизмов [48].
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Весьма абстрактное и несколько перегруженное определение правоприменительной техники предлагает И.В. Колесник. Процитируем его: "Правоприменительная технология представляет собой систему организационно-процедурных требований, приемов, правил и оформляющих их знаний об оптимальном использовании юридико-технических средств, в рамках определенных стратегии, тактики, методов, способов, принципов, используемых в деятельности по применению правовых норм для достижения социально полезной цели" [30, с. 121]. Думается, что подобное определение требует конкретизации, поскольку "достижение социально полезной цели" неспецифично для правоприменительной юридической техники. Признавая, что следование правилам правоприменительной юридической техники однозначно приводит к достижению социально полезной цели, мы считаем, что при дефинировании соответствующего понятия акцент должен быть сделан на специфическом предназначении правоприменительного юридико-технического инструментария. В этом контексте интересно замечание, согласно которому эвристический потенциал теории юридических средств заключается в ее способности демонстрировать социальные задачи, разрешаемые посредством тех или иных правовых механизмов [48].
Нормативные акты
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА издаются только "в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается". Минюст России в методических указаниях по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА издаются только "в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается". Минюст России в методических указаниях по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Вопрос: В каком порядке проводится лингвистическая экспертиза законопроектов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не определяет четкой процедуры проведения лингвистической экспертизы законопроектов в ГД. Однако в соответствии с п. 3.1.8 Правил оформления документов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 20.04.2016 N 78р-1, текст закона оформляется в соответствии с правилами, изложенными в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы, и в Методических рекомендациях по лингвистической экспертизе законопроектов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не определяет четкой процедуры проведения лингвистической экспертизы законопроектов в ГД. Однако в соответствии с п. 3.1.8 Правил оформления документов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 20.04.2016 N 78р-1, текст закона оформляется в соответствии с правилами, изложенными в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы, и в Методических рекомендациях по лингвистической экспертизе законопроектов.
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Именно те положения избирательного права, которые нашли отражение в статьях конституций, имеют особое значение для данной сферы отношений и для реализации принципа народовластия в целом: "В силу строгости оформления нормативного материала основной закон служит эффективным юридико-техническим средством установления четких правил, касающихся избрания президента, депутатов парламента, представительных (законодательных) органов государственной власти регионов (в федеративном государстве - субъектов Федерации), руководителей исполнительной власти регионально-субъектного уровня (губернаторов), органов местного самоуправления" <1>.
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Именно те положения избирательного права, которые нашли отражение в статьях конституций, имеют особое значение для данной сферы отношений и для реализации принципа народовластия в целом: "В силу строгости оформления нормативного материала основной закон служит эффективным юридико-техническим средством установления четких правил, касающихся избрания президента, депутатов парламента, представительных (законодательных) органов государственной власти регионов (в федеративном государстве - субъектов Федерации), руководителей исполнительной власти регионально-субъектного уровня (губернаторов), органов местного самоуправления" <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по общему правилу перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. Обозначение "распоряжение клиента" введено в юридико-технических целях в ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона в отношении распоряжения клиента (плательщика или получателя средств), оформленного в рамках применяемой формы безналичных расчетов. Согласно указанной норме оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по такому распоряжению клиента;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по общему правилу перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. Обозначение "распоряжение клиента" введено в юридико-технических целях в ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона в отношении распоряжения клиента (плательщика или получателя средств), оформленного в рамках применяемой формы безналичных расчетов. Согласно указанной норме оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по такому распоряжению клиента;
Статья: Законная неустойка за просрочку доставки грузов и порожних вагонов
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)С.В. Андреев обоснованно указывает, что закрепленные в Уставе правила о доставке порожних вагонов путем заключения договора перевозки следует рассматривать в качестве юридико-технического приема и не должны приводить к отождествлению груза и вагона [7].
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)С.В. Андреев обоснованно указывает, что закрепленные в Уставе правила о доставке порожних вагонов путем заключения договора перевозки следует рассматривать в качестве юридико-технического приема и не должны приводить к отождествлению груза и вагона [7].
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)При всей обширности нормотворческой практики и быстроте принятия нормотворческих решений, прежде всего в деятельности исполнительно-распорядительных органов, до настоящего времени правовые основы реализации рассматриваемой функции по принятию нормативных правовых актов остаются слабо разработанными. Федеральные органы исполнительной власти в основном ограничиваются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, закрепляющего отдельные правила их подготовки и государственной регистрации <11>, а также Приказа Минюста России от 31 августа 2023 г. N 222 - в юридико-технической части, связанной с оформлением нормативного материала, подлежащего государственной регистрации в органе юстиции <12>.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)При всей обширности нормотворческой практики и быстроте принятия нормотворческих решений, прежде всего в деятельности исполнительно-распорядительных органов, до настоящего времени правовые основы реализации рассматриваемой функции по принятию нормативных правовых актов остаются слабо разработанными. Федеральные органы исполнительной власти в основном ограничиваются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, закрепляющего отдельные правила их подготовки и государственной регистрации <11>, а также Приказа Минюста России от 31 августа 2023 г. N 222 - в юридико-технической части, связанной с оформлением нормативного материала, подлежащего государственной регистрации в органе юстиции <12>.
Вопрос: Что относится к нормативному правовому акту органа исполнительной власти Российской Федерации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом правила, инструкции и положения, утвержденные приказом или постановлением, не являются самостоятельными видами актов. В таких случаях актами являются приказы и постановления, а правила, инструкции и положения входят в их содержание.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом правила, инструкции и положения, утвержденные приказом или постановлением, не являются самостоятельными видами актов. В таких случаях актами являются приказы и постановления, а правила, инструкции и положения входят в их содержание.
Вопрос: О вопросах, касающихся взаимодействия КБКИ между собой и с пользователями кредитных историй для представления сведений о запрете (его снятии) на заключение договоров потребительского займа (кредита).
(Письмо Банка России от 03.07.2024 N 44-8-1-1/2482)<5> Методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минюста России от 31.08.2023 N 222 "Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
(Письмо Банка России от 03.07.2024 N 44-8-1-1/2482)<5> Методические указания по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минюста России от 31.08.2023 N 222 "Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Статья: Правореализационная юридическая техника и цифровое правосудие
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Юридико-технические требования, касающиеся актов реализации права, содержатся в ГОСТах, в том числе в ГОСТе "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" <8>. Однако, судя по текстам актов реализации права, он мало востребован. Заметим, что юридико-технические средства, приемы и правила, используемые при подготовке актов реализации права, прямо коррелируют с теми средствами, приемами и правилами, которые применяет законодатель при подготовке нормативно-правового акта, регламентирующего соответствующую группу общественных отношений.
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Юридико-технические требования, касающиеся актов реализации права, содержатся в ГОСТах, в том числе в ГОСТе "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" <8>. Однако, судя по текстам актов реализации права, он мало востребован. Заметим, что юридико-технические средства, приемы и правила, используемые при подготовке актов реализации права, прямо коррелируют с теми средствами, приемами и правилами, которые применяет законодатель при подготовке нормативно-правового акта, регламентирующего соответствующую группу общественных отношений.
Статья: Основания деликтной ответственности государства
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание на то, что из ст. 16 и 16.1 ГК РФ необязательно следует, что возмещение вреда, причиненного действиями государства, ставится под условие наличия нарушения права в объективном смысле. Согласно ст. 16.1 ГК РФ, если действие соответствует праву в объективном смысле, то причиненный им вред возмещается только при указании на это в законе, т.е., по сути, с согласия причинителя. ГК РФ вполне правильно использует слово "компенсация" вместо "возмещение", поскольку ст. 15 ГК РФ здесь нерелевантна - основанием денежного обязательства будет не нарушение гражданского права потерпевшего, а специальное положение закона. Ввиду этого закон может устанавливать пределы размера компенсации, порядок ее выплаты, круг лиц, управомоченных на ее получение, и т.д. Таким образом, однозначно назвать ст. 16.1 ГК РФ нормой деликтного права нельзя, поскольку она не устанавливает способ защиты нарушенного права. Эта статья, скорее, юридико-техническое оформление ограничения права: в некоторых случаях для соблюдения баланса частных и общественных интересов при определении пределов субъективного права необходима выплата компенсации из казны (например, выкуп недвижимости для государственных нужд). Однако право в таких случаях именно ограничивается, а не нарушается. Если же баланс частных и публичных интересов признать нарушенным, несмотря на предпринятые государством меры, то речь уже идет о нарушении права, а значит, такой вред должен возмещаться по правилам ст. 16 ГК РФ.
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание на то, что из ст. 16 и 16.1 ГК РФ необязательно следует, что возмещение вреда, причиненного действиями государства, ставится под условие наличия нарушения права в объективном смысле. Согласно ст. 16.1 ГК РФ, если действие соответствует праву в объективном смысле, то причиненный им вред возмещается только при указании на это в законе, т.е., по сути, с согласия причинителя. ГК РФ вполне правильно использует слово "компенсация" вместо "возмещение", поскольку ст. 15 ГК РФ здесь нерелевантна - основанием денежного обязательства будет не нарушение гражданского права потерпевшего, а специальное положение закона. Ввиду этого закон может устанавливать пределы размера компенсации, порядок ее выплаты, круг лиц, управомоченных на ее получение, и т.д. Таким образом, однозначно назвать ст. 16.1 ГК РФ нормой деликтного права нельзя, поскольку она не устанавливает способ защиты нарушенного права. Эта статья, скорее, юридико-техническое оформление ограничения права: в некоторых случаях для соблюдения баланса частных и общественных интересов при определении пределов субъективного права необходима выплата компенсации из казны (например, выкуп недвижимости для государственных нужд). Однако право в таких случаях именно ограничивается, а не нарушается. Если же баланс частных и публичных интересов признать нарушенным, несмотря на предпринятые государством меры, то речь уже идет о нарушении права, а значит, такой вред должен возмещаться по правилам ст. 16 ГК РФ.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- правила раскрытия информации клиринговыми организациями и центральными контрагентами, а также правила предоставления информации участникам клиринга.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- правила раскрытия информации клиринговыми организациями и центральными контрагентами, а также правила предоставления информации участникам клиринга.