Правила юр техники
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила юр техники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние специальных правил юридической техники на качество конструирования санкций административно-деликтных норм
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
Статья: Юридический дизайн как особый компонент юридической техники
(Бондарчук И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)Законодательство, правотворчество и юридический дизайн. На современном этапе развития российского законодательства особое внимание уделяется необходимости гармонизации системы российского законодательства в целях повышения уровня ее эффективности и исполнимости на всей территории страны, которая, в свою очередь, невозможна без применения правил юридической техники <13>. Растущее число инструментов информационных технологий способствует увеличению доступности правовых услуг для населения. Эти инструменты обеспечивают возможность простого перевода сложных юридических конструкций в объективные и однозначные алгоритмы, помогающие в понимании первых тому, кто не является частью юридического сообщества.
(Бондарчук И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)Законодательство, правотворчество и юридический дизайн. На современном этапе развития российского законодательства особое внимание уделяется необходимости гармонизации системы российского законодательства в целях повышения уровня ее эффективности и исполнимости на всей территории страны, которая, в свою очередь, невозможна без применения правил юридической техники <13>. Растущее число инструментов информационных технологий способствует увеличению доступности правовых услуг для населения. Эти инструменты обеспечивают возможность простого перевода сложных юридических конструкций в объективные и однозначные алгоритмы, помогающие в понимании первых тому, кто не является частью юридического сообщества.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 31.08.2023 N 222
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2023 г. N 75075
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2023 г. N 75075
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 22.11.2022 N СЕ-2-2/1-22-БК
<О разъяснении положений пункта 18 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>2. Большая коллегия Суда отмечает, что правила юридической техники в части, касающейся терминологии международного договора, практика формулирования в Договоре обязательных правил поведения позволяют считать, что употребленный в абзаце пятом пункта 18 Протокола в функции сказуемого глагол "принимаются" выражает правовое предписание принятия, которое предполагает обязательность поведения и отсутствие дискреции, усмотрения.
<О разъяснении положений пункта 18 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>2. Большая коллегия Суда отмечает, что правила юридической техники в части, касающейся терминологии международного договора, практика формулирования в Договоре обязательных правил поведения позволяют считать, что употребленный в абзаце пятом пункта 18 Протокола в функции сказуемого глагол "принимаются" выражает правовое предписание принятия, которое предполагает обязательность поведения и отсутствие дискреции, усмотрения.
Статья: Деликтные обязательства из действий искусственного интеллекта: проблемы и перспективы правового регулирования
(Казанцев Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)Важно не забывать о том, что юридическая значимость действий, совершаемых в цифровой среде, сегодня не имеет какого бы то ни было ограничения в сравнении с юридической значимостью действий, совершаемых за пределами такой среды. Более того, цифровизация и автоматизация юридически значимых действий стали сегодня частью правовой реальности - причем не в силу веяний моды, а в силу объективного облегчения правовых отношений. В частности, "это значительно упрощает подход к соблюдению юридико-технических средств при подготовке соответствующих актов реализации права. Применение устоявшихся правил юридической техники в этом случае происходит автоматически. <...> Единственным отличием электронной и письменной форм обращений здесь выступает способ проставления подписи" <5>.
(Казанцев Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)Важно не забывать о том, что юридическая значимость действий, совершаемых в цифровой среде, сегодня не имеет какого бы то ни было ограничения в сравнении с юридической значимостью действий, совершаемых за пределами такой среды. Более того, цифровизация и автоматизация юридически значимых действий стали сегодня частью правовой реальности - причем не в силу веяний моды, а в силу объективного облегчения правовых отношений. В частности, "это значительно упрощает подход к соблюдению юридико-технических средств при подготовке соответствующих актов реализации права. Применение устоявшихся правил юридической техники в этом случае происходит автоматически. <...> Единственным отличием электронной и письменной форм обращений здесь выступает способ проставления подписи" <5>.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Особенности составления главы 25 НК РФ состоят в том, что основные правила исчисления налога на прибыль в силу юридической техники распространяются на налоговых резидентов РФ, то есть в основном на российские организации.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Особенности составления главы 25 НК РФ состоят в том, что основные правила исчисления налога на прибыль в силу юридической техники распространяются на налоговых резидентов РФ, то есть в основном на российские организации.
Статья: Проблемы формулирования юридических дефиниций на примере антикоррупционного законодательства
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Одно из центральных мест в российском антикоррупционном законодательстве занимает понятие конфликта интересов. Данная законодательная формулировка, по мнению автора, также далека от совершенства с точки зрения соблюдения правил юридической техники.
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Одно из центральных мест в российском антикоррупционном законодательстве занимает понятие конфликта интересов. Данная законодательная формулировка, по мнению автора, также далека от совершенства с точки зрения соблюдения правил юридической техники.
Статья: Цифровые преступления против личности: проблемы юридической техники
(Перина А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятия "юридическая техника", отметим, что некоторые ученые под правилами юридической техники понимают созданные научным сообществом и (или) официально установленные нормативы, соблюдение которых в процессе юридической деятельности выступает критерием ее качества <1>.
(Перина А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятия "юридическая техника", отметим, что некоторые ученые под правилами юридической техники понимают созданные научным сообществом и (или) официально установленные нормативы, соблюдение которых в процессе юридической деятельности выступает критерием ее качества <1>.
Статья: Разграничение субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц с применением иных мер гражданско-правовой ответственности
(Сидоров А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц не образует отдельную разновидность или подвид гражданско-правовой ответственности, так как сфера ее применения не может служить достаточным основанием классификации. Иных особенностей формы проявления субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, которые могли бы стать основанием для дифференциации внутри гражданско-правовой ответственности, нет. В связи с этим представляется, что нормы об ответственности контролирующих лиц должника и юридического лица, не находящегося в состоянии банкротства, имеют единую природу и должны составлять единый комплекс или хотя бы соответствовать друг другу. Автором статьи предпринята попытка разграничения субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц с применением иных мер гражданско-правовой ответственности. Проведен сравнительный анализ круга привлекаемых лиц и условий наступления ответственности по ст. 53.1 ГК РФ и субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процедуре банкротства по ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сделан вывод, что, хотя статья 53.1 ГК РФ является общей нормой о возмещении убытков контролирующими лицами, она не в полной мере охватывает специальную норму о субсидиарной ответственности при банкротстве. В соответствии с правилами юридической техники общая норма должна содержать такие общие правила, которые бы охватывали собой специальные. Сформулированы предложения по правовому регулированию исследуемого института. Развитие института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должно идти по пути унификации устанавливающих ее правовых норм, а в дальнейшем необходимо выработать единые правила субсидиарной ответственности на основе норм о субсидиарной ответственности в процедуре несостоятельности и ст. 53.1 ГК РФ, объединенные общими принципами и условиями наступления.
(Сидоров А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц не образует отдельную разновидность или подвид гражданско-правовой ответственности, так как сфера ее применения не может служить достаточным основанием классификации. Иных особенностей формы проявления субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, которые могли бы стать основанием для дифференциации внутри гражданско-правовой ответственности, нет. В связи с этим представляется, что нормы об ответственности контролирующих лиц должника и юридического лица, не находящегося в состоянии банкротства, имеют единую природу и должны составлять единый комплекс или хотя бы соответствовать друг другу. Автором статьи предпринята попытка разграничения субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц с применением иных мер гражданско-правовой ответственности. Проведен сравнительный анализ круга привлекаемых лиц и условий наступления ответственности по ст. 53.1 ГК РФ и субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процедуре банкротства по ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сделан вывод, что, хотя статья 53.1 ГК РФ является общей нормой о возмещении убытков контролирующими лицами, она не в полной мере охватывает специальную норму о субсидиарной ответственности при банкротстве. В соответствии с правилами юридической техники общая норма должна содержать такие общие правила, которые бы охватывали собой специальные. Сформулированы предложения по правовому регулированию исследуемого института. Развитие института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должно идти по пути унификации устанавливающих ее правовых норм, а в дальнейшем необходимо выработать единые правила субсидиарной ответственности на основе норм о субсидиарной ответственности в процедуре несостоятельности и ст. 53.1 ГК РФ, объединенные общими принципами и условиями наступления.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.
Статья: Исследование категории "субъект права"
(Коваленко Н.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Отметим, что формально-юридический метод позволил исследовать особенности юридической техники использования понятия "субъект права". Понимание юридического языка необходимо для осуществления действенного правового регулирования, что, в свою очередь, будет выражаться в правовой культуре в целом и уровне правосознания граждан в частности. Правовые тексты составляются с помощью определенных приемов и средств по правилам юридической техники. При этом существуют негативные явления юридической техники, усложняющие понимание. В доктрине к ним относят катахрезу, синонимию, избыточность метафор, полисемию и другие.
(Коваленко Н.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Отметим, что формально-юридический метод позволил исследовать особенности юридической техники использования понятия "субъект права". Понимание юридического языка необходимо для осуществления действенного правового регулирования, что, в свою очередь, будет выражаться в правовой культуре в целом и уровне правосознания граждан в частности. Правовые тексты составляются с помощью определенных приемов и средств по правилам юридической техники. При этом существуют негативные явления юридической техники, усложняющие понимание. В доктрине к ним относят катахрезу, синонимию, избыточность метафор, полисемию и другие.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений основных понятий, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений основных понятий, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
Статья: О юридической технике и проблемах правоприменения норм глав 6.1 и 17.1 Гражданского кодекса РФ
(Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2023, N 1)Как известно, юридическая техника складывается как минимум из двух элементов: технических средств (используемая терминология, понятийный аппарат данной отрасли права, юридические конструкции) и юридической технологии (способы изложения, например отсылочные нормы, а также принципы, приемы, процедуры формирования и принятия правовых норм) <1>. Законодатель, конструируя правовые нормы и закрепляя их в законодательстве, должен следовать основным правилам юридической техники. Недооценка этих правил приводит к правотворческим ошибкам, неверному пониманию новых норм права на практике, в глобальном итоге - к дестабилизации правового регулирования. К сожалению, законодателю не всегда удается следовать данным правилам.
(Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2023, N 1)Как известно, юридическая техника складывается как минимум из двух элементов: технических средств (используемая терминология, понятийный аппарат данной отрасли права, юридические конструкции) и юридической технологии (способы изложения, например отсылочные нормы, а также принципы, приемы, процедуры формирования и принятия правовых норм) <1>. Законодатель, конструируя правовые нормы и закрепляя их в законодательстве, должен следовать основным правилам юридической техники. Недооценка этих правил приводит к правотворческим ошибкам, неверному пониманию новых норм права на практике, в глобальном итоге - к дестабилизации правового регулирования. К сожалению, законодателю не всегда удается следовать данным правилам.
Статья: Разграничение уголовной и административной ответственности за совершение противоправных деяний, связанных с распространением недостоверных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Исходя из выявленной схожести составов административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 354.1 УК РФ, считаем целесообразным с учетом правил юридической техники внесение поправок в ст. 354.1 УК РФ, а точнее в норму, одна из частей которой, будет предусматривать уголовную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ.
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Исходя из выявленной схожести составов административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 354.1 УК РФ, считаем целесообразным с учетом правил юридической техники внесение поправок в ст. 354.1 УК РФ, а точнее в норму, одна из частей которой, будет предусматривать уголовную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ.