Правила выгула собак
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила выгула собак (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности содержания животных в квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц, а также требуется не допускать выгул животного (за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению) вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, соблюдать иные требования к выгулу.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц, а также требуется не допускать выгул животного (за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению) вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, соблюдать иные требования к выгулу.
Статья: Об уголовной ответственности владельца за вред, причиненный домашним животным (собакой) третьим лицам
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В большинстве административных кодексов субъектов Российской Федерации предусмотрены штрафы за нарушение правил содержания домашних животных. Так, на основании ч. 3 ст. 5.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях <15> лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В большинстве административных кодексов субъектов Российской Федерации предусмотрены штрафы за нарушение правил содержания домашних животных. Так, на основании ч. 3 ст. 5.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях <15> лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
(вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500)1790. Контроль за соблюдением правил содержания, выгула домашних животных. Выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных.
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
(вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500)1790. Контроль за соблюдением правил содержания, выгула домашних животных. Выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных.
Статья: Гражданско-правовая квалификация явлений, связанных с поведением животных: проблемы правоприменения
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Закон разрешает иметь в собственности собак опасных пород, согласно п. 6 ст. 13 этого Закона устанавливаются правила для владельцев опасных собак, в частности, закрепляется правило, согласно которому выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка, независимо от места выгула, запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. В Законе указывается, что о наличии опасной собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. Остается неясным, значит ли это, что, по мнению законодателя, установление такой таблички и использование намордника освобождает владельца опасной собаки от ответственности за причиненный ею вред. Представляется очевидным отрицательный ответ на этот вопрос. Более того, само установление данных правил на уровне федерального закона представляется вредным, поскольку создает у населения ошибочное представление о том, что размещение таблички на заборе и приобретение намордника являются достаточными мерами для собственника по обеспечению безопасности содержания опасной собаки для окружающих.
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)Закон разрешает иметь в собственности собак опасных пород, согласно п. 6 ст. 13 этого Закона устанавливаются правила для владельцев опасных собак, в частности, закрепляется правило, согласно которому выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка, независимо от места выгула, запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. В Законе указывается, что о наличии опасной собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. Остается неясным, значит ли это, что, по мнению законодателя, установление такой таблички и использование намордника освобождает владельца опасной собаки от ответственности за причиненный ею вред. Представляется очевидным отрицательный ответ на этот вопрос. Более того, само установление данных правил на уровне федерального закона представляется вредным, поскольку создает у населения ошибочное представление о том, что размещение таблички на заборе и приобретение намордника являются достаточными мерами для собственника по обеспечению безопасности содержания опасной собаки для окружающих.
Статья: Административно-правовое регулирование надлежащего обращения с животными
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Федерального законодателя достаточно долгое время критиковали за отсутствие специальной нормы по привлечению к административной ответственности за нарушение правил и условий содержания животных в домашних условиях, правил выгула, за размещение изображения жестокости в отношении животных, агитирование в пользу жестокого обращения с животными, а также за жестокое обращение с животными в случае отсутствия состава преступления ст. 245 УК РФ. Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <13>" <14> название гл. 8 КоАП РФ было дополнено словосочетанием "обращения с животными", в Кодекс были включены ст. 8.52, 8.53, 8.54. Безусловно, появление указанных норм является серьезным шагом на пути к выстраиванию эффективной системы административно-правового регулирования надлежащего обращения с животными. Однако не все сложности можно решить включением норм об ответственности. В частности, ст. 8.52 устанавливает ответственность за нарушение общих требований, которые сформулированы крайне нечетко и содержат такие оценочные критерии, как надлежащий уход за животными, своевременное оказание животному помощи. Законодатель не может обойтись без оценочных категорий <15>, но установление ответственности за нарушения таких требований всегда сопряжено с трудностями - не всегда возможно обосновать ненадлежащий уход или несвоевременность помощи. Кроме того, необходимо четко определить ответственность за размещение изображения жестокости в отношении животных, агитирование в пользу жестокого обращения с животными.
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Федерального законодателя достаточно долгое время критиковали за отсутствие специальной нормы по привлечению к административной ответственности за нарушение правил и условий содержания животных в домашних условиях, правил выгула, за размещение изображения жестокости в отношении животных, агитирование в пользу жестокого обращения с животными, а также за жестокое обращение с животными в случае отсутствия состава преступления ст. 245 УК РФ. Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <13>" <14> название гл. 8 КоАП РФ было дополнено словосочетанием "обращения с животными", в Кодекс были включены ст. 8.52, 8.53, 8.54. Безусловно, появление указанных норм является серьезным шагом на пути к выстраиванию эффективной системы административно-правового регулирования надлежащего обращения с животными. Однако не все сложности можно решить включением норм об ответственности. В частности, ст. 8.52 устанавливает ответственность за нарушение общих требований, которые сформулированы крайне нечетко и содержат такие оценочные критерии, как надлежащий уход за животными, своевременное оказание животному помощи. Законодатель не может обойтись без оценочных категорий <15>, но установление ответственности за нарушения таких требований всегда сопряжено с трудностями - не всегда возможно обосновать ненадлежащий уход или несвоевременность помощи. Кроме того, необходимо четко определить ответственность за размещение изображения жестокости в отношении животных, агитирование в пользу жестокого обращения с животными.