Правила внутреннего финансового аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила внутреннего финансового аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
Статья: Цифровые финансовые активы: международные подходы к регулированию и их влияние на российское право
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<50> DLT-биржа - любая торговая и (или) биржевая платформа или система (на Мальте или в другой юрисдикции), в рамках которой могут совершаться сделки с DLT-активами в соответствии с правилами платформы или системы. Лицензия DLT-биржи охватывает сделки "ВФА-ВФА", "фиатная валюта-ВФА", "ВФА-фиатная валюта".
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<50> DLT-биржа - любая торговая и (или) биржевая платформа или система (на Мальте или в другой юрисдикции), в рамках которой могут совершаться сделки с DLT-активами в соответствии с правилами платформы или системы. Лицензия DLT-биржи охватывает сделки "ВФА-ВФА", "фиатная валюта-ВФА", "ВФА-фиатная валюта".
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510
(ред. от 23.05.2025)
"О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации")38) организует проведение в установленном порядке в войсках национальной гвардии внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
(ред. от 23.05.2025)
"О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации")38) организует проведение в установленном порядке в войсках национальной гвардии внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 N 1357
(ред. от 15.10.2024)
"О федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский центр научной информации"
(вместе с "Уставом федерального государственного бюджетного учреждения "Российский центр научной информации")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)и) осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, обеспечивать внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(ред. от 15.10.2024)
"О федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский центр научной информации"
(вместе с "Уставом федерального государственного бюджетного учреждения "Российский центр научной информации")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)и) осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, обеспечивать внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Публичный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется на нескольких уровнях: внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль со стороны специально созданных структурных подразделений внутри главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и администраторов поступлений в бюджет, внутренний государственный финансовый контроль (зона ответственности Федерального казначейства), внешний государственный финансовый контроль со стороны контрольно-счетных органов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Публичный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется на нескольких уровнях: внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль со стороны специально созданных структурных подразделений внутри главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и администраторов поступлений в бюджет, внутренний государственный финансовый контроль (зона ответственности Федерального казначейства), внешний государственный финансовый контроль со стороны контрольно-счетных органов.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)256. Приказ Министерства финансов РФ от 4 декабря 2019 г. N 211н "Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)256. Приказ Министерства финансов РФ от 4 декабря 2019 г. N 211н "Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета".
Статья: Программа проведения ВФА, ее утверждение, внесение в нее изменений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)<1> Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минфина в разделе "Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний финансовый аудит/Стандарты и правила внутреннего финансового аудита/Разъяснения и рекомендации".
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)<1> Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минфина в разделе "Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний финансовый аудит/Стандарты и правила внутреннего финансового аудита/Разъяснения и рекомендации".
Готовое решение: Каков порядок проведения внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу бюджетное (автономное) учреждение не проводит ВФА (обязанность по его осуществлению не установлена положениями Бюджетного кодекса РФ), так как не является участником бюджетного процесса. Исключение - ситуация, когда оно наделено полномочиями ГАБС (АБС) (ст. 152, п. 3 ст. 160.2-1 БК РФ, Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673). В Письме даны разъяснения в отношении бюджетных учреждений, однако считаем, что они актуальны и для автономных учреждений.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу бюджетное (автономное) учреждение не проводит ВФА (обязанность по его осуществлению не установлена положениями Бюджетного кодекса РФ), так как не является участником бюджетного процесса. Исключение - ситуация, когда оно наделено полномочиями ГАБС (АБС) (ст. 152, п. 3 ст. 160.2-1 БК РФ, Письмо Минфина России от 28.09.2023 N 02-10-08/1/92673). В Письме даны разъяснения в отношении бюджетных учреждений, однако считаем, что они актуальны и для автономных учреждений.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<224> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89".
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<224> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89".
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
Вопрос: Вправе ли организация на ЕСХН расходы на проведение аудита социальной ответственности учесть в расходах при определении налоговой базы по ЕСХН?
(Консультация эксперта, 2025)Социальный аудит - это процесс оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения ее воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности организации, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту социальный аудит требует четкой постановки критериев исследования: каких результатов организация стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех ее бизнеса и в каких показателях будет измеряться ее эффективность.
(Консультация эксперта, 2025)Социальный аудит - это процесс оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения ее воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности организации, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту социальный аудит требует четкой постановки критериев исследования: каких результатов организация стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех ее бизнеса и в каких показателях будет измеряться ее эффективность.
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)ВФК, его надежность являются объектом аудита ВФА. В отличие от ВФК ВФА, согласно Правилам, осуществлялся специально созданными структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами ГАБС, использующими в своей деятельности такой метод, как проверка. Например, в Федеральном казначействе таким структурным подразделением выступает Управление внутреннего контроля и аудита.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)ВФК, его надежность являются объектом аудита ВФА. В отличие от ВФК ВФА, согласно Правилам, осуществлялся специально созданными структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами ГАБС, использующими в своей деятельности такой метод, как проверка. Например, в Федеральном казначействе таким структурным подразделением выступает Управление внутреннего контроля и аудита.