Правила установки электрооБорудования
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила установки электрооБорудования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1064 ГК РФПрактика неоднозначна по вопросу о том, возмещает ли собственник помещения вред от пожара, возникшего из-за ненадлежащего состояния электрооборудования, которое он обязан содержать, если нарушение правил эксплуатации достоверно не установлено:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как возместить ущерб, причиненный при пожаре
(КонсультантПлюс, 2025)собственник помещения, в котором была причина возгорания, если он ненадлежащим образом содержал электрооборудование в своем помещении и из-за этого возник пожар (см. Позицию АС округов). При этом возможна ситуация, когда собственник помещения обязан возместить вред, даже если нарушение правил эксплуатации электрооборудования достоверно не установлено. По этому вопросу мнения судов разделились (см. Позиции АС округов);
(КонсультантПлюс, 2025)собственник помещения, в котором была причина возгорания, если он ненадлежащим образом содержал электрооборудование в своем помещении и из-за этого возник пожар (см. Позицию АС округов). При этом возможна ситуация, когда собственник помещения обязан возместить вред, даже если нарушение правил эксплуатации электрооборудования достоверно не установлено. По этому вопросу мнения судов разделились (см. Позиции АС округов);
Статья: Технологическое присоединение объектов заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу пункта 108 Правил технологического присоединения, если установка приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета, возможна только в границах участка заявителя или на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление ТСО мест установки приборов учета и доступ к таким местам.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В силу пункта 108 Правил технологического присоединения, если установка приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета, возможна только в границах участка заявителя или на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление ТСО мест установки приборов учета и доступ к таким местам.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 N 937
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"В случае если техническими условиями на технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям, выданными до вступления в силу настоящих Правил, предусмотрены иные требования к продолжительности работы генерирующего оборудования в указанных диапазонах частоты электрического тока, чем требования, установленные настоящим пунктом Правил, работа генерирующего оборудования указанного объекта по производству электрической энергии обеспечивается в соответствии с требованиями, предусмотренными техническими условиями.
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"В случае если техническими условиями на технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям, выданными до вступления в силу настоящих Правил, предусмотрены иные требования к продолжительности работы генерирующего оборудования в указанных диапазонах частоты электрического тока, чем требования, установленные настоящим пунктом Правил, работа генерирующего оборудования указанного объекта по производству электрической энергии обеспечивается в соответствии с требованиями, предусмотренными техническими условиями.
Статья: О конкуренции хозяйствующих субъектов при установлении категории надежности электроснабжения
(Семенович К.С.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<3> Приказ Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (вместе с Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10) // Вестник Госэнергонадзора. 2002. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
(Семенович К.С.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<3> Приказ Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (вместе с Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10) // Вестник Госэнергонадзора. 2002. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике при определении круга лиц, имеющих право на получение статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии, являющегося поставщиком электрической энергии, речь идет лишь о генерирующих компаниях. Определения понятий "поставщик электрической энергии" и "генерирующая компания" в Законе об электроэнергетике и Правилах оптового рынка отсутствуют. При этом подп. 1 п. 23 Правил оптового рынка к числу субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии, являющихся поставщиками электрической энергии, отнесены организации, осуществляющие экспортно-импортные операции. Данные организации могут заниматься поставкой и приобретением электрической энергии. Соответственно, они не всегда выполняют функции исключительно генерирующей компании, осуществляющей производство и поставку электрической энергии, а являются покупателями и продавцами электрической энергии. Кроме того, статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии - поставщика электрической энергии могут приобрести организации, лишь имеющие намерение участвовать в обращении электрической энергии, производимой на принадлежащем им генерирующем оборудовании, которое соответствует требованиям, установленным Правилами оптового рынка, и ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем (п. 2 ст. 35 Закон об электроэнергетике). Для целей единообразного толкования понятия "поставщик электрической энергии", предусмотренного Законом об электроэнергетике, следует определить, что лишь генерирующие компании, в том числе осуществляющие экспортно-импортные операции, получают в установленном порядке статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии - поставщиков электрической энергии. Отдельно предлагается предусмотреть правила получения статуса субъекта оптового рынка организациями, планирующими осуществлять функции генерирующей компании - поставщика электрической энергии, но не являющимися ею.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В п. 1 ст. 31 Закона об электроэнергетике при определении круга лиц, имеющих право на получение статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии, являющегося поставщиком электрической энергии, речь идет лишь о генерирующих компаниях. Определения понятий "поставщик электрической энергии" и "генерирующая компания" в Законе об электроэнергетике и Правилах оптового рынка отсутствуют. При этом подп. 1 п. 23 Правил оптового рынка к числу субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии, являющихся поставщиками электрической энергии, отнесены организации, осуществляющие экспортно-импортные операции. Данные организации могут заниматься поставкой и приобретением электрической энергии. Соответственно, они не всегда выполняют функции исключительно генерирующей компании, осуществляющей производство и поставку электрической энергии, а являются покупателями и продавцами электрической энергии. Кроме того, статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии - поставщика электрической энергии могут приобрести организации, лишь имеющие намерение участвовать в обращении электрической энергии, производимой на принадлежащем им генерирующем оборудовании, которое соответствует требованиям, установленным Правилами оптового рынка, и ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем (п. 2 ст. 35 Закон об электроэнергетике). Для целей единообразного толкования понятия "поставщик электрической энергии", предусмотренного Законом об электроэнергетике, следует определить, что лишь генерирующие компании, в том числе осуществляющие экспортно-импортные операции, получают в установленном порядке статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии - поставщиков электрической энергии. Отдельно предлагается предусмотреть правила получения статуса субъекта оптового рынка организациями, планирующими осуществлять функции генерирующей компании - поставщика электрической энергии, но не являющимися ею.
Вопрос: Нужно ли издавать приказ о назначении ответственного за электробезопасность (электрохозяйство) в организации, в которой нет электроустановок?
(Консультация эксперта, 2025)Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (ответственного за электрохозяйство), и его заместителя (п. 8 Правил N 811).
(Консультация эксперта, 2025)Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (ответственного за электрохозяйство), и его заместителя (п. 8 Правил N 811).
Готовое решение: Кто должен проходить обучение по электробезопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках в соответствии с п. 8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (обязанности ответственного за электрохозяйство) могут быть возложены на руководителя организации. Это возможно, если электроустановка организации включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо если электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1 000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения (п. 8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии).
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках в соответствии с п. 8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (обязанности ответственного за электрохозяйство) могут быть возложены на руководителя организации. Это возможно, если электроустановка организации включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо если электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1 000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения (п. 8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии).