Правила установки детских площадок
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила установки детских площадок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2024 N 07АП-7206/2024 по делу N А03-11037/2023
Требование: О признании игровых элементов, расположенных на земельном участке, общим имуществом многоквартирного жилого дома, об обязании принять игровые элементы.
Встречное требование: Об обязании демонтировать игровые элементы, расположенные на земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции, исследовав собранные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что детская площадка включена в реестр муниципальной собственности города Рубцовск, приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт закрепления оборудования за муниципальными предприятиями и учреждениями, аварийное состояние указанных объектов, правомерно возложил на администрацию обязанность демонтировать игровые элементы: качалка-балансир, качели-маятник двойные, лаз для д/с, игровой элемент "вертолет большой", расположенные на земельном участке с кадастровым номером: 22:70:021903:6 по адресу: г. Рубцовск, ул. Пролетарская, 416, на Администрацию города Рубцовска Алтайского края.
Требование: О признании игровых элементов, расположенных на земельном участке, общим имуществом многоквартирного жилого дома, об обязании принять игровые элементы.
Встречное требование: Об обязании демонтировать игровые элементы, расположенные на земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции, исследовав собранные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что детская площадка включена в реестр муниципальной собственности города Рубцовск, приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт закрепления оборудования за муниципальными предприятиями и учреждениями, аварийное состояние указанных объектов, правомерно возложил на администрацию обязанность демонтировать игровые элементы: качалка-балансир, качели-маятник двойные, лаз для д/с, игровой элемент "вертолет большой", расположенные на земельном участке с кадастровым номером: 22:70:021903:6 по адресу: г. Рубцовск, ул. Пролетарская, 416, на Администрацию города Рубцовска Алтайского края.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 15, 132 Конституции Российской Федерации, статей 1, 4, 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", пунктов 6, 17, 21 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127, пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденного Приказом Госстандарта от 24 июня 2013 года N 182-ст, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, исходили из того, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок, в связи с чем пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанности по содержанию детской площадки нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок установки и содержания детских площадок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нормирование обеспеченности детскими площадками предусмотрено СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 N 33/пр. В таблице 8.1 данного Свода правил установлена такая норма в отношении детских игровых площадок - площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - в размере 0,4 - 0,7 м2 на одного жителя.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нормирование обеспеченности детскими площадками предусмотрено СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 N 33/пр. В таблице 8.1 данного Свода правил установлена такая норма в отношении детских игровых площадок - площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - в размере 0,4 - 0,7 м2 на одного жителя.
Статья: Упорядочение действующей системы обязательных требований в Российской Федерации
(Полякова Н.А.)
("Законность", 2024, N 2)Суд, отменяя указанное решение по протесту прокурора, пришел к выводу, что правило "регуляторной гильотины" на требования к оборудованию детских игровых площадок не распространяется, так как они установлены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что является исключением в силу ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
(Полякова Н.А.)
("Законность", 2024, N 2)Суд, отменяя указанное решение по протесту прокурора, пришел к выводу, что правило "регуляторной гильотины" на требования к оборудованию детских игровых площадок не распространяется, так как они установлены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что является исключением в силу ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона N 247-ФЗ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Кроме того, суд указал, что органы местного самоуправления в правилах благоустройства соответствующих муниципальных образований вправе регулировать вопросы, связанные с установлением запретов на размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, а также на детских и спортивных площадках.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Кроме того, суд указал, что органы местного самоуправления в правилах благоустройства соответствующих муниципальных образований вправе регулировать вопросы, связанные с установлением запретов на размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, а также на детских и спортивных площадках.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона об отходах, пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона об отходах, пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1 000 вольт, помимо указанных выше действий, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1 000 вольт, помимо указанных выше действий, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
Вопрос: Что относится к работам по благоустройству дворовых территорий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок;
Статья: Бухгалтерский учет расходов на сооружение детских площадок на территории школы
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Отметим, что по общему правилу, закрепленному в абз. 1 п. 10 СГС "Основные средства" <11>, при признании детской игровой (спортивной) площадки в качестве объекта ОС должен быть установлен ее состав.
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Отметим, что по общему правилу, закрепленному в абз. 1 п. 10 СГС "Основные средства" <11>, при признании детской игровой (спортивной) площадки в качестве объекта ОС должен быть установлен ее состав.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В судебной практике имеется пример признания не противоречащим федеральному законодательству указанного подхода. Так, Первый апелляционный суд общей юрисдикции отменил решение суда первой инстанции о признании недействующими норм правил благоустройства Домодедова Московской области, предусматривающих, что обязанность по содержанию дворовой территории МКД, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, возлагается на эксплуатирующие организации; границы таких территорий определяются постановлением местной администрации <20>. Позиция суда основана на разграничении понятий "дворовая территория" и "прилегающая территория", приведенных в законе Московской области. Дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким МКД и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или территория, прилегающая к общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории МКД размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Московской области.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В судебной практике имеется пример признания не противоречащим федеральному законодательству указанного подхода. Так, Первый апелляционный суд общей юрисдикции отменил решение суда первой инстанции о признании недействующими норм правил благоустройства Домодедова Московской области, предусматривающих, что обязанность по содержанию дворовой территории МКД, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, возлагается на эксплуатирующие организации; границы таких территорий определяются постановлением местной администрации <20>. Позиция суда основана на разграничении понятий "дворовая территория" и "прилегающая территория", приведенных в законе Московской области. Дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким МКД и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или территория, прилегающая к общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории МКД размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Московской области.
Статья: Правовые последствия отображения ориентировочных санитарно-защитных зон в градостроительной документации
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<9> Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" // СПС "КонсультантПлюс".
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<9> Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Какие требования предъявляются к размещению летних (сезонных) кафе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Места, где не допускается размещение сезонных кафе, перечислены в п. 2.4 Правил размещения кафе - например, за пределами границ, установленных схемой размещения, в 25-метровой зоне от вестибюлей станций и подземных пешеходных переходов метрополитена, в арках зданий, на цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных, городских транспортных стоянок) и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Места, где не допускается размещение сезонных кафе, перечислены в п. 2.4 Правил размещения кафе - например, за пределами границ, установленных схемой размещения, в 25-метровой зоне от вестибюлей станций и подземных пешеходных переходов метрополитена, в арках зданий, на цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных, городских транспортных стоянок) и др.
Вопрос: Какие устанавливаются требования к содержанию объектов благоустройства территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,0 - 1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке (п. 10.2.9 Правил).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,0 - 1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке (п. 10.2.9 Правил).
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Во-вторых, возможно изменение судебной практики и без изменения нормативного регулирования. Один из показательных примеров - судебная оценка норм законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил благоустройства в части запрета размещения транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями, детскими и спортивными площадками и т.д. Судебная практика в этом вопросе прошла несколько волн: правила благоустройства в данной части и региональные законы об административной ответственности признавались недействующими (в 2004 - 2005 гг.), потом соответствующими федеральному законодательству (в 2006 г.), потом снова противоречащими федеральным законам и недействующими (в 2010 - 2017 гг.) и в настоящее время признаются соответствующими (с октября 2017 г.). Отдельные субъекты РФ принимали повторно законы, преодолевая вынесенные в отношении их законов судебные решения. Проиллюстрируем это примером. 20 апреля 2016 г. Верховный Суд РФ согласился с решением Санкт-Петербургского городского суда от 21.12.2015 в части признания недействующей ст. 32 Закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, которая устанавливала ответственность за движение и стоянку механических транспортных средств на территориях зеленых насаждений, а также на территориях детских и спортивных площадок <69>. Законом Санкт-Петербурга от 21.06.2016 ст. 32 изложена в новой редакции, вводящей ответственность за размещение механических транспортных средств на территориях зеленых насаждений, а также на территориях детских и спортивных площадок. Решением Санкт-Петербургского городского суда, оставленным без изменения Верховным Судом РФ 30 августа 2017 г., данная статья признана недействующей, а суды указали, что анализ ее диспозиции свидетельствует о тождественности содержания в приведенных редакциях (понятие "размещение механических транспортных средств" является более широким и включает понятия "движение" и "стоянка") <70>. Вместе с тем в октябре 2017 г. Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Московского городского суда от 31.05.2017, которым отказано в удовлетворении требований о признании недействующей ст. 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями <71>. Конституционный Суд РФ также подтвердил право субъектов РФ законом устанавливать такую ответственность <72>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Во-вторых, возможно изменение судебной практики и без изменения нормативного регулирования. Один из показательных примеров - судебная оценка норм законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил благоустройства в части запрета размещения транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями, детскими и спортивными площадками и т.д. Судебная практика в этом вопросе прошла несколько волн: правила благоустройства в данной части и региональные законы об административной ответственности признавались недействующими (в 2004 - 2005 гг.), потом соответствующими федеральному законодательству (в 2006 г.), потом снова противоречащими федеральным законам и недействующими (в 2010 - 2017 гг.) и в настоящее время признаются соответствующими (с октября 2017 г.). Отдельные субъекты РФ принимали повторно законы, преодолевая вынесенные в отношении их законов судебные решения. Проиллюстрируем это примером. 20 апреля 2016 г. Верховный Суд РФ согласился с решением Санкт-Петербургского городского суда от 21.12.2015 в части признания недействующей ст. 32 Закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, которая устанавливала ответственность за движение и стоянку механических транспортных средств на территориях зеленых насаждений, а также на территориях детских и спортивных площадок <69>. Законом Санкт-Петербурга от 21.06.2016 ст. 32 изложена в новой редакции, вводящей ответственность за размещение механических транспортных средств на территориях зеленых насаждений, а также на территориях детских и спортивных площадок. Решением Санкт-Петербургского городского суда, оставленным без изменения Верховным Судом РФ 30 августа 2017 г., данная статья признана недействующей, а суды указали, что анализ ее диспозиции свидетельствует о тождественности содержания в приведенных редакциях (понятие "размещение механических транспортных средств" является более широким и включает понятия "движение" и "стоянка") <70>. Вместе с тем в октябре 2017 г. Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Московского городского суда от 31.05.2017, которым отказано в удовлетворении требований о признании недействующей ст. 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями <71>. Конституционный Суд РФ также подтвердил право субъектов РФ законом устанавливать такую ответственность <72>.
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.