Правила учета БВС
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила учета БВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квадрокоптеры (БПЛА, БВС): регистрация и использование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 28 Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 (далее - Правила учета БВС), на воздушное судно до начала выполнения им полетов должны быть нанесены учетные опознавательные знаки, имеющие в своем составе учетный номер воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 28 Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 (далее - Правила учета БВС), на воздушное судно до начала выполнения им полетов должны быть нанесены учетные опознавательные знаки, имеющие в своем составе учетный номер воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС.
Статья: Применение современных технологий в охране окружающей среды: некоторые проблемы правового регулирования
(Свецкий А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства и регулируются пятью нормативными актами: ВК РФ, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства и деятельности в области авиации; Федеральными правилами использования воздушного пространства <9>, которые объясняют порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов (далее - ФАП-138); Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов <10> (регламентируют количество БПЛА, которые ввозятся в Россию или производятся на ее территории); Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", которые регламентируют подготовку воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в Российской Федерации <11>; ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <12> (далее - КоАП РФ), которая предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
(Свецкий А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства и регулируются пятью нормативными актами: ВК РФ, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства и деятельности в области авиации; Федеральными правилами использования воздушного пространства <9>, которые объясняют порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов (далее - ФАП-138); Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов <10> (регламентируют количество БПЛА, которые ввозятся в Россию или производятся на ее территории); Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", которые регламентируют подготовку воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в Российской Федерации <11>; ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <12> (далее - КоАП РФ), которая предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.11.2023 N 1874
(ред. от 27.10.2025)
"Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области"а) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, имеющие уведомление о постановке на государственный учет, выданное в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации";
(ред. от 27.10.2025)
"Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области"а) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, имеющие уведомление о постановке на государственный учет, выданное в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации";
Статья: Правовые проблемы страхования беспилотных транспортных средств
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Подпунктом 3.2. п. 3 указанной статьи предусмотрено, что беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок учета БВС Правительство РФ утвердило лишь недавно <21>. С учетом требований Постановления Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 "Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" <22> дроны и коптеры пронумеруют. Беспилотники, включая самоделки и детские игрушки, с 27 сентября надо ставить на учет, за полет неучтенного дрона без номера весом от 0,25 до 30 кг будет грозить штраф - от 2 тыс. руб. для физического лица до 300 тыс. руб. для организации (размер зависит от того, в какое воздушное пространство вторгнется летательный аппарат).
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Подпунктом 3.2. п. 3 указанной статьи предусмотрено, что беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок учета БВС Правительство РФ утвердило лишь недавно <21>. С учетом требований Постановления Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 "Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" <22> дроны и коптеры пронумеруют. Беспилотники, включая самоделки и детские игрушки, с 27 сентября надо ставить на учет, за полет неучтенного дрона без номера весом от 0,25 до 30 кг будет грозить штраф - от 2 тыс. руб. для физического лица до 300 тыс. руб. для организации (размер зависит от того, в какое воздушное пространство вторгнется летательный аппарат).
Статья: Беспилотные летательные аппараты как предмет преступления
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)Иначе следует квалифицировать угон гражданского БПЛА. ВЗК РФ дает классификацию гражданских беспилотников по критерию веса (взлетной массы) и правового режима. Несколько иная классификация беспилотных летательных аппаратов содержалась в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации". Именно по этим критериям в ст. 33 ВЗК РФ нормативно выделены три группы БПЛА: первая группа - беспилотники взлетной массой до 0,15 килограмма, не подлежащие государственному учету; вторая группа - беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов, подлежащие госучету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации; третья группа гражданских беспилотников - беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, подлежащие государственной регистрации "в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации". Исходя из данной классификации к воздушным судам в аспекте предмета ст. 211 УК РФ можно отнести лишь третью группу гражданских БПЛА. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации <8> к недвижимым вещам относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации воздушные суда (п. 1 ст. 130). Таким образом, эта категория БПЛА является недвижимым имуществом и подлежит налогообложению: "...если беспилотное воздушное судно подлежит государственной регистрации как воздушное судно и учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то оно подлежит налогообложению налогом" <9>.
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)Иначе следует квалифицировать угон гражданского БПЛА. ВЗК РФ дает классификацию гражданских беспилотников по критерию веса (взлетной массы) и правового режима. Несколько иная классификация беспилотных летательных аппаратов содержалась в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации". Именно по этим критериям в ст. 33 ВЗК РФ нормативно выделены три группы БПЛА: первая группа - беспилотники взлетной массой до 0,15 килограмма, не подлежащие государственному учету; вторая группа - беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов, подлежащие госучету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации; третья группа гражданских беспилотников - беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, подлежащие государственной регистрации "в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации". Исходя из данной классификации к воздушным судам в аспекте предмета ст. 211 УК РФ можно отнести лишь третью группу гражданских БПЛА. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации <8> к недвижимым вещам относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации воздушные суда (п. 1 ст. 130). Таким образом, эта категория БПЛА является недвижимым имуществом и подлежит налогообложению: "...если беспилотное воздушное судно подлежит государственной регистрации как воздушное судно и учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то оно подлежит налогообложению налогом" <9>.
Статья: Правовое регулирование беспилотных транспортных средств
(Бегишев И.Р.)
("Транспортное право", 2021, N 3)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 22. Ст. 2824.
(Бегишев И.Р.)
("Транспортное право", 2021, N 3)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 22. Ст. 2824.
Статья: Беспилотные транспортные средства как источники повышенной опасности
(Антонов А.А.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Как видим, принятое Постановление, которым утверждены Правила учета беспилотных летательных аппаратов, не решило все вопросы, в частности связанные с возмещением вреда, причиненного малым беспилотным транспортным средством.
(Антонов А.А.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Как видим, принятое Постановление, которым утверждены Правила учета беспилотных летательных аппаратов, не решило все вопросы, в частности связанные с возмещением вреда, причиненного малым беспилотным транспортным средством.