Правила судовождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила судовождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2023 по делу N 88-41251/2023 (УИД 34RS0008-01-2023-004051-73)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с преступлением.
Обстоятельства: Истец указал, что лицо, управляя маломерным судном с нанесенным на его борт недействительным регистрационным номером, будучи в состоянии алкогольного опьянения, допустило столкновение с теплоходом. В результате несколько пассажиров плавдачи скончалось от утопления на месте происшествия, некоторым причинены телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью. Уголовное преследование в отношении водителя прекращено в связи с его смертью.
Решение: Удовлетворено в части.В результате сознательного нарушения ФИО28 требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, около 13 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, не имея навыков судовождения и удостоверения на право управления маломерным судном, в отсутствие судового билета, беспрепятственно вышел в воду на незарегистрированном в установленном порядке маломерном судне.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с преступлением.
Обстоятельства: Истец указал, что лицо, управляя маломерным судном с нанесенным на его борт недействительным регистрационным номером, будучи в состоянии алкогольного опьянения, допустило столкновение с теплоходом. В результате несколько пассажиров плавдачи скончалось от утопления на месте происшествия, некоторым причинены телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью. Уголовное преследование в отношении водителя прекращено в связи с его смертью.
Решение: Удовлетворено в части.В результате сознательного нарушения ФИО28 требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, около 13 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, не имея навыков судовождения и удостоверения на право управления маломерным судном, в отсутствие судового билета, беспрепятственно вышел в воду на незарегистрированном в установленном порядке маломерном судне.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 по делу N 88-959/2024 (УИД 34RS0008-01-2023-002161-20)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что по вине должностных лиц МЧС России истцу причинены нравственные страдания, в связи с чем на ответчика возлагается обязанность возместить причиненный ему моральный вред.
Решение: Удовлетворено в части.В результате сознательного нарушения Ж. требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 6 июля 2020 года N, около 13 часов 50 минут 11 июня 2018 года Х.Д.А., не имея навыков судовождения и удостоверения на право управления маломерным судном, в отсутствие судового билета беспрепятственно вышел в воду на незарегистрированном в установленном порядке маломерном судне.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что по вине должностных лиц МЧС России истцу причинены нравственные страдания, в связи с чем на ответчика возлагается обязанность возместить причиненный ему моральный вред.
Решение: Удовлетворено в части.В результате сознательного нарушения Ж. требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 6 июля 2020 года N, около 13 часов 50 минут 11 июня 2018 года Х.Д.А., не имея навыков судовождения и удостоверения на право управления маломерным судном, в отсутствие судового билета беспрепятственно вышел в воду на незарегистрированном в установленном порядке маломерном судне.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О мерах по обеспечению транспортной безопасности акватории морских портов, расположенных на речных участках: анализ нормативных правовых актов
(Скрынник А.М.)
("Транспортное право", 2023, N 2)В то же время, как мы проанализировали и указали выше, объектом внимания капитана морского порта (в лице службы транспортной безопасности) должны являться суда и иные плавсредства, находящиеся на акватории, а не сама акватория! Принятие мер капитаном морского порта по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов на акватории морского порта необходимо детализировать. Что касается соблюдения правил мореплавания (судовождения) на акватории морского порта, то они вырабатывались годами и довольно четко закреплены в нормативных правовых актах, но в части, касающейся соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности на акваториях морских портов морскими и иными судами, не регламентированы. У научного сообщества и практиков различное правопонимание исполнения данного направления деятельности.
(Скрынник А.М.)
("Транспортное право", 2023, N 2)В то же время, как мы проанализировали и указали выше, объектом внимания капитана морского порта (в лице службы транспортной безопасности) должны являться суда и иные плавсредства, находящиеся на акватории, а не сама акватория! Принятие мер капитаном морского порта по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов на акватории морского порта необходимо детализировать. Что касается соблюдения правил мореплавания (судовождения) на акватории морского порта, то они вырабатывались годами и довольно четко закреплены в нормативных правовых актах, но в части, касающейся соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности на акваториях морских портов морскими и иными судами, не регламентированы. У научного сообщества и практиков различное правопонимание исполнения данного направления деятельности.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Во всех заключениях указанных выше судебных транспортных экспертиз шла подмена методики: эксперты указывали, что они пользовались либо нормативными правовыми актами, имеющими отношение к конкретному роду судебной транспортной экспертизы, либо специальной литературой по аналогичному принципу. Например, при производстве судебных водно-транспортных экспертиз в процессе исследования использовались справочники по теории судовождения, теории и устройству судов, Кодекс внутреннего водного транспорта, Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 года N 129. Кроме того, иногда экспертами в заключении указывались нормативные акты конкретного субъекта Российской Федерации (например, Правила пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах (в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 26 июня 2009 года N 144, от 12 августа 2009 года N 183)).
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Во всех заключениях указанных выше судебных транспортных экспертиз шла подмена методики: эксперты указывали, что они пользовались либо нормативными правовыми актами, имеющими отношение к конкретному роду судебной транспортной экспертизы, либо специальной литературой по аналогичному принципу. Например, при производстве судебных водно-транспортных экспертиз в процессе исследования использовались справочники по теории судовождения, теории и устройству судов, Кодекс внутреннего водного транспорта, Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 года N 129. Кроме того, иногда экспертами в заключении указывались нормативные акты конкретного субъекта Российской Федерации (например, Правила пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах (в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 26 июня 2009 года N 144, от 12 августа 2009 года N 183)).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Поскольку, как установлено судом, программа подготовки специалиста со средним профессиональным образованием по специальности (направлению) "Судовождение" имела государственную аккредитацию, порядок подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, содержащийся в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926, истцом соблюден, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и удовлетворил иск С.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Поскольку, как установлено судом, программа подготовки специалиста со средним профессиональным образованием по специальности (направлению) "Судовождение" имела государственную аккредитацию, порядок подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, содержащийся в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926, истцом соблюден, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и удовлетворил иск С.
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности плавания и защиты водной среды, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными владельцем автономного судна экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
(ред. от 24.06.2025)1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности плавания и защиты водной среды, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными владельцем автономного судна экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
Статья: Договор аренды транспортных средств в условиях цифровизации
(Микрюков В.А., Микрюкова Г.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Следует признать соответствующей основным постулатам гражданско-правовой ответственности закрепленную в ст. 106.7 КТМ РФ (ст. 41.6 КВВТ РФ) норму о распространении солидарной ответственности за вред, причиненный третьим лицам и морской (водной) среде, на всех участников эксплуатации автономного судна: собственника, владельца, организацию, осуществляющую управление им, компетентную в области автономного судоходства, разработчика и производителя программного обеспечения, предназначенного для обслуживания автономного судовождения.
(Микрюков В.А., Микрюкова Г.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Следует признать соответствующей основным постулатам гражданско-правовой ответственности закрепленную в ст. 106.7 КТМ РФ (ст. 41.6 КВВТ РФ) норму о распространении солидарной ответственности за вред, причиненный третьим лицам и морской (водной) среде, на всех участников эксплуатации автономного судна: собственника, владельца, организацию, осуществляющую управление им, компетентную в области автономного судоходства, разработчика и производителя программного обеспечения, предназначенного для обслуживания автономного судовождения.
Статья: Понятие обстоятельств, ограничивающих ответственность судовладельцев
(Бутакова Н.А., Евграфова И.В., Иванова Т.Н.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Согласно пп. (a) п. 2 ст. 4 Правил ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом действий, небрежности или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном. Данное положение дублируется в ст. 167 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Согласно положениям данной статьи под навигационной ошибкой понимаются действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана.
(Бутакова Н.А., Евграфова И.В., Иванова Т.Н.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Согласно пп. (a) п. 2 ст. 4 Правил ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом действий, небрежности или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном. Данное положение дублируется в ст. 167 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Согласно положениям данной статьи под навигационной ошибкой понимаются действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Между тем не все вопросы в данном случае урегулированы достаточно четко. Так, поскольку в период аренды судна его капитан находится в двойном подчинении (в навигационном отношении он подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а в коммерческом отношении - распоряжениям фрахтователя), то не ясно, от чьего имени считается заключенным договор перевозки, если он заключен на основании подписанного капитаном коносамента.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Между тем не все вопросы в данном случае урегулированы достаточно четко. Так, поскольку в период аренды судна его капитан находится в двойном подчинении (в навигационном отношении он подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а в коммерческом отношении - распоряжениям фрахтователя), то не ясно, от чьего имени считается заключенным договор перевозки, если он заключен на основании подписанного капитаном коносамента.
Статья: Использование специальных знаний в области судовождения при производстве трасологической экспертизы
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 4)При решении вопроса о соответствии требованиям, предъявляемым к завязыванию конкретного узла, экспертам стоит обращаться к различным нормативным актам технического и правового характера (приказы, ГОСТы, СНиПы, технико-технологические карты и т.д.). Например, в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 782н, рекомендуются следующие виды узлов, которые могут быть использованы при подъеме и спуске грузов во время осуществления такелажных работ на водном транспорте: штык с двумя шлагами, прямой, "восьмерка" и ее разновидности, брамшкотовый и стопорный. В литературе же по судовождению приводится гораздо больше видов узлов, используемых при проведении такелажных и стропальных работ <19>. Завязывание таких узлов должен проводить компетентный работник. Так, согласно требованиям п. 8.2.17, 8.2.18, 8.2.20, приложения Ж СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1 Общие требования", утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июля 2001 г. N 80 такелажные работы или строповка грузов должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ.
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 4)При решении вопроса о соответствии требованиям, предъявляемым к завязыванию конкретного узла, экспертам стоит обращаться к различным нормативным актам технического и правового характера (приказы, ГОСТы, СНиПы, технико-технологические карты и т.д.). Например, в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 782н, рекомендуются следующие виды узлов, которые могут быть использованы при подъеме и спуске грузов во время осуществления такелажных работ на водном транспорте: штык с двумя шлагами, прямой, "восьмерка" и ее разновидности, брамшкотовый и стопорный. В литературе же по судовождению приводится гораздо больше видов узлов, используемых при проведении такелажных и стропальных работ <19>. Завязывание таких узлов должен проводить компетентный работник. Так, согласно требованиям п. 8.2.17, 8.2.18, 8.2.20, приложения Ж СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1 Общие требования", утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июля 2001 г. N 80 такелажные работы или строповка грузов должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ.