Правила содержания зеленых насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила содержания зеленых насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (МДС 13-5.2000), утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153, выделяются несколько категорий озелененных территорий, одной их которых является категория озелененных территорий специального назначения: санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных зон, кладбищ, насаждений вдоль автомобильных и железных дорог, питомников. Расчет потребности в озелененных территориях данной категории производится с учетом их функционального назначения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (МДС 13-5.2000), утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153, выделяются несколько категорий озелененных территорий, одной их которых является категория озелененных территорий специального назначения: санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных зон, кладбищ, насаждений вдоль автомобильных и железных дорог, питомников. Расчет потребности в озелененных территориях данной категории производится с учетом их функционального назначения.
Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153
"Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На федеральном уровне п. 1.4.1 Приказа Госстроя Российской Федерации "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" устанавливает обязательное условие, согласно которому при строительстве работы на вырубку и пересадку не могут начаться без получения необходимых согласований от специального на то органа местного самоуправления <13>. Для этого составляется акт оценки зеленых насаждений, согласно которому определяется наносимый ущерб окружающей среде, меры по воспроизводству древесно-кустарниковой растительности вместо планируемой к вырубке, а также стоимость возмещения ущерба, которая выплачивается в местный бюджет. Без данного документа невозможно строительство объектов, для которых требуется разрешение на строительство.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На федеральном уровне п. 1.4.1 Приказа Госстроя Российской Федерации "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" устанавливает обязательное условие, согласно которому при строительстве работы на вырубку и пересадку не могут начаться без получения необходимых согласований от специального на то органа местного самоуправления <13>. Для этого составляется акт оценки зеленых насаждений, согласно которому определяется наносимый ущерб окружающей среде, меры по воспроизводству древесно-кустарниковой растительности вместо планируемой к вырубке, а также стоимость возмещения ущерба, которая выплачивается в местный бюджет. Без данного документа невозможно строительство объектов, для которых требуется разрешение на строительство.
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Исходя из системного анализа законодательства к территориям зеленых насаждений общего пользования, территориям зеленых насаждений ограниченного пользования не могут быть отнесены территории, в границах которых находятся земельные участки, находящиеся в частной собственности (п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации").
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Исходя из системного анализа законодательства к территориям зеленых насаждений общего пользования, территориям зеленых насаждений ограниченного пользования не могут быть отнесены территории, в границах которых находятся земельные участки, находящиеся в частной собственности (п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации").