Правила содержания защитных лесных насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила содержания защитных лесных насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за самовольное занятие лесных участков
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за самовольное занятие лесных участков
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<9> Например, Приказ Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367 "Об утверждении Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению"; Приказ Минсельхоза России от 14.08.2020 N 485 "Об утверждении Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, их состав и форма предоставления".
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<9> Например, Приказ Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367 "Об утверждении Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению"; Приказ Минсельхоза России от 14.08.2020 N 485 "Об утверждении Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, их состав и форма предоставления".
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами";
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами";
Приказ Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367
(ред. от 15.09.2021)
"Об утверждении Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59843)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 г. N 59843
(ред. от 15.09.2021)
"Об утверждении Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59843)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 г. N 59843
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с нормами о крайней необходимости в качестве положений, предоставляющих право на использование чужих земельных участков (в отсутствие разрешения собственника), можно назвать подзаконные акты, регламентирующие режим охранных зон отдельных видов опасных объектов, в том числе линейных сооружений. Так, п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила охраны электрических сетей) предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления правообладателями линейных электросетевых объектов. При этом п. 21, 23 Правил охраны электрических сетей содержат положения о необходимости обеспечения безаварийного функционирования объектов электросетевого хозяйства, для чего на правообладателей данных объектов возлагается ряд обязанностей, связанных в том числе с землепользованием, а именно вырубка лесных насаждений и расчистка просек. Схожие положения предусмотрены Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов), п. 8, 9 которого допускают использование указанными организациями лесных земельных участков без какого-либо разрешения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с нормами о крайней необходимости в качестве положений, предоставляющих право на использование чужих земельных участков (в отсутствие разрешения собственника), можно назвать подзаконные акты, регламентирующие режим охранных зон отдельных видов опасных объектов, в том числе линейных сооружений. Так, п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила охраны электрических сетей) предусматривает возможность использования лесных участков без их предоставления правообладателями линейных электросетевых объектов. При этом п. 21, 23 Правил охраны электрических сетей содержат положения о необходимости обеспечения безаварийного функционирования объектов электросетевого хозяйства, для чего на правообладателей данных объектов возлагается ряд обязанностей, связанных в том числе с землепользованием, а именно вырубка лесных насаждений и расчистка просек. Схожие положения предусмотрены Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов), п. 8, 9 которого допускают использование указанными организациями лесных земельных участков без какого-либо разрешения.
Вопрос: Каков порядок расчета компенсационных выплат за уничтожение (снос) зеленых насаждений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения (п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения (п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объект преступления - общественные отношения в сфере охраны лесной и иной растительности, зеленых насаждений в населенных пунктах от вредителей и болезней, а также экологическое благополучие населения в той мере, в какой растительный мир способствует повышению его качества.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объект преступления - общественные отношения в сфере охраны лесной и иной растительности, зеленых насаждений в населенных пунктах от вредителей и болезней, а также экологическое благополучие населения в той мере, в какой растительный мир способствует повышению его качества.
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации содержатся в ст. 62.5 Закона об охране окружающей среды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации содержатся в ст. 62.5 Закона об охране окружающей среды.
Статья: Новые правила противопожарного режима в Российской Федерации
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (п. 63).
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (п. 63).