Правила содержания территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила содержания территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Виды действий в чужом интересе
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключенными госконтрактами было установлено, что работы должны выполняться ООО... [истцом - ред.] в соответствии с "Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве..."... и Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 762-ПП... которое принято в целях обеспечения бесперебойного движения транспорта, повышения безопасности и комфортности условий дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы. Более того, вывоз снега сверх рассчитанного в контрактах лимита в связи с приростом снега в Московском регионе в январе - марте 2016 года был осуществлен ООО... [истцом - ред.] во исполнение распоряжений заместителя Мэра Москвы... Указанные распоряжения оформлены факсограммами, направлены руководителям "дорожно-уборочных служб" и "подрядных организаций" и содержат указания государственного заказчика на выполнение работ по вывозу снега.
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключенными госконтрактами было установлено, что работы должны выполняться ООО... [истцом - ред.] в соответствии с "Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве..."... и Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 762-ПП... которое принято в целях обеспечения бесперебойного движения транспорта, повышения безопасности и комфортности условий дорожного движения на улично-дорожной сети города Москвы. Более того, вывоз снега сверх рассчитанного в контрактах лимита в связи с приростом снега в Московском регионе в январе - марте 2016 года был осуществлен ООО... [истцом - ред.] во исполнение распоряжений заместителя Мэра Москвы... Указанные распоряжения оформлены факсограммами, направлены руководителям "дорожно-уборочных служб" и "подрядных организаций" и содержат указания государственного заказчика на выполнение работ по вывозу снега.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности за нарушение требований к внешнему виду и содержанию внешних поверхностей зданий, иных объектов благоустройства (в том числе в связи с нанесением граффити)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 8.2 КоАП г. Москвы, п. 10.11 Правил санитарного содержания территорий в г. Москве, ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ, п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 8.2 КоАП г. Москвы, п. 10.11 Правил санитарного содержания территорий в г. Москве, ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ, п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу содержание придомовой территории включает в себя, в частности (пп. "г", "д", "д(2)", "ж", "з" п. 11 Правил N 491; п. п. 24 - 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу содержание придомовой территории включает в себя, в частности (пп. "г", "д", "д(2)", "ж", "з" п. 11 Правил N 491; п. п. 24 - 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232):
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В другом случае судом сделан вывод о том, что признакам проверки не отвечает мероприятие в виде обследования территории на объекте на предмет соответствия санитарным правилам содержания территорий населенных мест с целью определения юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего складирование отходов, в связи с чем согласования данного обследования с органами прокуратуры не требовалось <13>.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В другом случае судом сделан вывод о том, что признакам проверки не отвечает мероприятие в виде обследования территории на объекте на предмет соответствия санитарным правилам содержания территорий населенных мест с целью определения юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего складирование отходов, в связи с чем согласования данного обследования с органами прокуратуры не требовалось <13>.
Статья: Совершенствование процессуального законодательства и проблема формирования единообразной судебной практики как основы повышения эффективности рассмотрения земельных споров
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Этот факт становится очевидным в ходе анализа судебной практики. Так, в Постановлении 12-го ААС от 4 марта 2020 г. по делу N А57-9482/2019 был использован и термин "снежные "сухие" свалки" ("сухие" снегосвалки") со ссылкой на Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88). "Сухие" снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под "сухую" снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений <5>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Этот факт становится очевидным в ходе анализа судебной практики. Так, в Постановлении 12-го ААС от 4 марта 2020 г. по делу N А57-9482/2019 был использован и термин "снежные "сухие" свалки" ("сухие" снегосвалки") со ссылкой на Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88). "Сухие" снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под "сухую" снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Их должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений <5>.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)- создание объектов внешнего благоустройства в соответствии с требованиями правил благоустройства и содержания городских территорий, а также требованиями отраслевых инструкций, прочих норм и правил;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)- создание объектов внешнего благоустройства в соответствии с требованиями правил благоустройства и содержания городских территорий, а также требованиями отраслевых инструкций, прочих норм и правил;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Подлежит ли взысканию с заказчика стоимость фактически выполненных работ по договору подряда при отсутствии государственного или муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отсутствие договорных отношений истец приступил к выполнению работ. Работы производились на основании титульного списка принятых от ООО "Авангард" территорий, в соответствии с требованиями правил санитарного содержания территории. Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что выполненные работы в период с 21 января по 06 марта 2013 года ответчиком не оплачены, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
Подлежит ли взысканию с заказчика стоимость фактически выполненных работ по договору подряда при отсутствии государственного или муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отсутствие договорных отношений истец приступил к выполнению работ. Работы производились на основании титульного списка принятых от ООО "Авангард" территорий, в соответствии с требованиями правил санитарного содержания территории. Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что выполненные работы в период с 21 января по 06 марта 2013 года ответчиком не оплачены, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
Статья: Неэтичное поведение сотрудника: как справляться с грубиянами и хамами
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Суд первой инстанции признал увольнение незаконным, исходя из того, что сотрудник в пределах своей компетенции принял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства и его вины в нарушении правил санитарного содержания территорий не имеется. Однако в удовлетворении требований о признании приказа о замечании незаконным отказал.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Суд первой инстанции признал увольнение незаконным, исходя из того, что сотрудник в пределах своей компетенции принял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства и его вины в нарушении правил санитарного содержания территорий не имеется. Однако в удовлетворении требований о признании приказа о замечании незаконным отказал.
Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)<10> СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) // СПС КонсультантПлюс.
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)<10> СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) // СПС КонсультантПлюс.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Целесообразность выделения различных территорий в качестве объектов общественных отношений представляется актуальной при необходимости распространения соответствующего правового режима на все находящиеся в ее границах объекты. Это в полной мере относится к территории метрополитена <1>. В Правилах пользования Московским метрополитеном, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 N 844-ПП (далее - Правила пользования метрополитеном, Правила), содержание понятия "территория метрополитена" раскрывается посредством перечисления следующих входящих в состав территории объектов: станций и подуличных переходов, межстанционных тоннелей и открытых участков, площадок электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагонов поездов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Целесообразность выделения различных территорий в качестве объектов общественных отношений представляется актуальной при необходимости распространения соответствующего правового режима на все находящиеся в ее границах объекты. Это в полной мере относится к территории метрополитена <1>. В Правилах пользования Московским метрополитеном, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 N 844-ПП (далее - Правила пользования метрополитеном, Правила), содержание понятия "территория метрополитена" раскрывается посредством перечисления следующих входящих в состав территории объектов: станций и подуличных переходов, межстанционных тоннелей и открытых участков, площадок электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагонов поездов.
Ситуация: Как осуществляется содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Содержание придомовой территории по общему правилу включает в себя, в частности (пп. "а", "г", "д.2", "ж", "з" п. 11 Правил N 491; п. п. 24, 25, 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ N 290; Письмо Минстроя России от 31.03.2025 N 18412-ДН/04):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Содержание придомовой территории по общему правилу включает в себя, в частности (пп. "а", "г", "д.2", "ж", "з" п. 11 Правил N 491; п. п. 24, 25, 26(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ N 290; Письмо Минстроя России от 31.03.2025 N 18412-ДН/04):
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.