Правила рыболовства
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила рыболовства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Природопользователь хочет признать незаконным отказ Уполномоченного органа в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 445 ГК РФ, ст. 13, ч. 5, 6 ст. 16, ст. ст. 19, 31, 33.1, 33.2, 33.4, 60 Закона о рыболовстве, Правила переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 88, от 25.08.2008 N 643, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 445 ГК РФ, ст. 13, ч. 5, 6 ст. 16, ст. ст. 19, 31, 33.1, 33.2, 33.4, 60 Закона о рыболовстве, Правила переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 88, от 25.08.2008 N 643, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.1 "Задачи производства по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ"Как видно из представленных материалов, в протоколе об административном правонарушении событие совершенного М.А.МБ. административного правонарушения изложено должным образом, диспозиция части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях описана полностью, а потому неуказание нарушения пункта 13.3 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, с указанием самого события нарушения, не влечет признания указанного протокола недопустимым доказательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 06.05.2022 N 285
(ред. от 18.07.2025)
"Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68693)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68693
(ред. от 18.07.2025)
"Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68693)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68693
Приказ Минсельхоза России от 30.10.2020 N 646
(ред. от 25.06.2024)
"Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2021 N 62767)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2021 г. N 62767
(ред. от 25.06.2024)
"Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2021 N 62767)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2021 г. N 62767
Статья: Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Разъяснения, касающиеся практики применения рассматриваемых правовых норм, также содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" (далее - ПП ВС N 27) (Российская газета. N 271. 2010). Стоит обратить внимание, что ч. 2 ст. 8.17 звучит как: "Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство...", а ч. 2 ст. 8.37 имеет следующую формулировку: "Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17". Однако не совсем понятно, что законодатель понимает под требованиями и как их разграничивает с правилами, поскольку п. 6 ПП ВС N 27 определяет: "...невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ. Абзац 4 указанного пункта ПП ВС N 27 конкретизирует, какие деяния являются нарушениями правил рыболовства, в частности: добыча ВБР без разрешения, в случае если оно необходимо для осуществления данной деятельности; нарушение условий, прописанных в разрешении на добычу; несоблюдение установленных запретов и т.д. Таким образом, ВС РФ, по сути отождествляет понятия "правила" и "требования", в связи с чем, на наш взгляд законодателю стоит конкретизировать, что является нарушением требований, регламентирующих рыболовство и чем такие нарушения отличаются от нарушения правил или исключить данную формулировку из ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Разъяснения, касающиеся практики применения рассматриваемых правовых норм, также содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" (далее - ПП ВС N 27) (Российская газета. N 271. 2010). Стоит обратить внимание, что ч. 2 ст. 8.17 звучит как: "Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство...", а ч. 2 ст. 8.37 имеет следующую формулировку: "Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17". Однако не совсем понятно, что законодатель понимает под требованиями и как их разграничивает с правилами, поскольку п. 6 ПП ВС N 27 определяет: "...невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ. Абзац 4 указанного пункта ПП ВС N 27 конкретизирует, какие деяния являются нарушениями правил рыболовства, в частности: добыча ВБР без разрешения, в случае если оно необходимо для осуществления данной деятельности; нарушение условий, прописанных в разрешении на добычу; несоблюдение установленных запретов и т.д. Таким образом, ВС РФ, по сути отождествляет понятия "правила" и "требования", в связи с чем, на наш взгляд законодателю стоит конкретизировать, что является нарушением требований, регламентирующих рыболовство и чем такие нарушения отличаются от нарушения правил или исключить данную формулировку из ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Статья: Вещное право на объекты аквакультуры в контексте защиты добросовестных субъектов правоотношений
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В современной же юридической практике можно встретить примеры, когда рыбхозы самостоятельно обращались в правоохранительные органы с заявлением о переквалификации правонарушения, ранее оформленного в рамках административного дела по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на преступление по ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обычно (хоть и не всегда. - Прим. авт.) хищение рыбы у собственника пруда или карьера не признается судами по своему составу нарушением правил рыболовства, если такие водоемы находятся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, поскольку они не формируют рыбохозяйственный бассейн, в котором осуществляется и регламентируется рыболовство (в том числе любительское) <9>. Кроме того, данными правилами запрещается осуществлять любительское рыболовство на используемых для прудовой аквакультуры карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), не находящихся в собственности юридических лиц или граждан, а также на водных мелиоративных системах. Нелишним будет напомнить о том, что все правила рыболовства изданы в реализацию прямой нормы Закона о рыболовстве (ст. 43.1) для каждого рыбохозяйственного бассейна <10>, а ст. 221 ГК РФ, по сути, отсылает нас в том числе к этому природоресурсному закону.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В современной же юридической практике можно встретить примеры, когда рыбхозы самостоятельно обращались в правоохранительные органы с заявлением о переквалификации правонарушения, ранее оформленного в рамках административного дела по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на преступление по ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обычно (хоть и не всегда. - Прим. авт.) хищение рыбы у собственника пруда или карьера не признается судами по своему составу нарушением правил рыболовства, если такие водоемы находятся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, поскольку они не формируют рыбохозяйственный бассейн, в котором осуществляется и регламентируется рыболовство (в том числе любительское) <9>. Кроме того, данными правилами запрещается осуществлять любительское рыболовство на используемых для прудовой аквакультуры карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), не находящихся в собственности юридических лиц или граждан, а также на водных мелиоративных системах. Нелишним будет напомнить о том, что все правила рыболовства изданы в реализацию прямой нормы Закона о рыболовстве (ст. 43.1) для каждого рыбохозяйственного бассейна <10>, а ст. 221 ГК РФ, по сути, отсылает нас в том числе к этому природоресурсному закону.
Статья: Особенности формирования прав на природные участки: терминологический аспект
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Что же касается рыбоводных участков, то они, в соответствии со ст. 4 Закона о рыбоводстве, подлежат государственной регистрации по правилам рыболовства.
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Что же касается рыбоводных участков, то они, в соответствии со ст. 4 Закона о рыбоводстве, подлежат государственной регистрации по правилам рыболовства.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного значения содержится в государственном рыбохозяйственном реестре, который ведется согласно Закону о рыболовстве, в соответствии с которым устанавливаются периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения, а также правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в такие водные объекты водных биоресурсов. Их соблюдение является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного значения содержится в государственном рыбохозяйственном реестре, который ведется согласно Закону о рыболовстве, в соответствии с которым устанавливаются периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения, а также правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в такие водные объекты водных биоресурсов. Их соблюдение является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Статья: Рыболовный журнал: утверждены форма и порядок ведения
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Ответственное лицо вносит в рыболовный журнал информацию после окончания операции, соответствующей условиям осуществления рыболовства, но не позднее 4 часов после ее завершения, если иное не установлено правилами рыболовства для соответствующего рыбохозяйственного бассейна.
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 2)Ответственное лицо вносит в рыболовный журнал информацию после окончания операции, соответствующей условиям осуществления рыболовства, но не позднее 4 часов после ее завершения, если иное не установлено правилами рыболовства для соответствующего рыбохозяйственного бассейна.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября
Статья: Правовое регулирование использования водных биологических ресурсов: стратегическое осмысление в историко-философском ракурсе
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Рыболовство - одна из древнейших форм хозяйственной деятельности людей. Рыба, морепродукты и иные водные биоресурсы были основным источником питания для людей, расположившихся вблизи водоемов, которые вели преимущественно оседлый образ жизни, поскольку занятие охотой требовало гораздо больше усилий и зачастую для нее были необходимы длительные переходы и кочевки. Определенным толчком для развития рыбного промысла послужило принятие на Руси христианства, что принесло в жизнь населения посты и распространение рыбных продуктов питания в рационе. В первом кодифицированном источнике законов Киевской Руси - Русской Правде - не упоминаются порядок и правила рыболовства. Однако в п. 35 установлен штраф за кражу судна (ладьи) ("А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю"), а в п. 42, содержащем устав сбора вир, указывается: "Во время поста дать ему рыбу или 7 резан" <8>. Это свидетельствует о том, что рыба в те времена была одним из источников питания, который добывался также с использованием мелких судов. Предположительно рыболовство осуществлялось без каких-либо разрешений и ограничений, поскольку дефицит рыбных запасов отсутствовал и не было необходимости в регулировании данного вида деятельности <9>.
(Семенова И.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Рыболовство - одна из древнейших форм хозяйственной деятельности людей. Рыба, морепродукты и иные водные биоресурсы были основным источником питания для людей, расположившихся вблизи водоемов, которые вели преимущественно оседлый образ жизни, поскольку занятие охотой требовало гораздо больше усилий и зачастую для нее были необходимы длительные переходы и кочевки. Определенным толчком для развития рыбного промысла послужило принятие на Руси христианства, что принесло в жизнь населения посты и распространение рыбных продуктов питания в рационе. В первом кодифицированном источнике законов Киевской Руси - Русской Правде - не упоминаются порядок и правила рыболовства. Однако в п. 35 установлен штраф за кражу судна (ладьи) ("А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю"), а в п. 42, содержащем устав сбора вир, указывается: "Во время поста дать ему рыбу или 7 резан" <8>. Это свидетельствует о том, что рыба в те времена была одним из источников питания, который добывался также с использованием мелких судов. Предположительно рыболовство осуществлялось без каких-либо разрешений и ограничений, поскольку дефицит рыбных запасов отсутствовал и не было необходимости в регулировании данного вида деятельности <9>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Преступные действия соучастников могут и не быть доведены до конца. Например, приговором Красноармейского районного суда г. Волгограда по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 256 УК РФ были осуждены двое граждан, совершивших преступление при следующих обстоятельствах. Они находились на набережной реки Волги, где вступили в преступный сговор, решив поймать рыбу сетью. Реализуя свой совместный преступный умысел, направленный на незаконный вылов рыбы для дальнейшего употребления ее в пищу запрещенным орудием лова, совершенный с применением способов массового истребления водных животных, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, они взяли резиновую лодку, два весла, два сиденья, насос, одну ставную сеть длиной 15 м, с размером ячеи 45 x 45 мм, и одну ставную сеть длиной 19 м, с размером ячеи 35 x 35 мм. Далее, продолжая исполнять совместные преступные намерения, в нарушение п. "а" ст. 29 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, пытались погрузить в воду, являющуюся путем миграции к местам нереста для промысловых видов рыб, ставную сеть длиной 19 м с размером ячеи 35 x 35 мм, которая является способом массового истребления водных биоресурсов. Однако довести свой преступный умысел до конца соучастники не смогли, так как их действия были замечены сотрудником полиции, который предотвратил преступление.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Преступные действия соучастников могут и не быть доведены до конца. Например, приговором Красноармейского районного суда г. Волгограда по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 256 УК РФ были осуждены двое граждан, совершивших преступление при следующих обстоятельствах. Они находились на набережной реки Волги, где вступили в преступный сговор, решив поймать рыбу сетью. Реализуя свой совместный преступный умысел, направленный на незаконный вылов рыбы для дальнейшего употребления ее в пищу запрещенным орудием лова, совершенный с применением способов массового истребления водных животных, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, они взяли резиновую лодку, два весла, два сиденья, насос, одну ставную сеть длиной 15 м, с размером ячеи 45 x 45 мм, и одну ставную сеть длиной 19 м, с размером ячеи 35 x 35 мм. Далее, продолжая исполнять совместные преступные намерения, в нарушение п. "а" ст. 29 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, пытались погрузить в воду, являющуюся путем миграции к местам нереста для промысловых видов рыб, ставную сеть длиной 19 м с размером ячеи 35 x 35 мм, которая является способом массового истребления водных биоресурсов. Однако довести свой преступный умысел до конца соучастники не смогли, так как их действия были замечены сотрудником полиции, который предотвратил преступление.