Правила рубок ухода
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила рубок ухода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 N 04АП-2508/2024 по делу N А19-5807/2023
Требование: О возмещении вреда окружающей среде, об устранении нарушений лесного законодательства по договору аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В настоящее время аналогичное правило предусмотрено частью 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Требование: О возмещении вреда окружающей среде, об устранении нарушений лесного законодательства по договору аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В настоящее время аналогичное правило предусмотрено частью 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комплексное осуществление прокуратурой своих функций при защите интересов Российской Федерации в сфере лесных отношений
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)В федеральном законодательстве до настоящего времени не урегулированы вопросы ведения лесного хозяйства на землях сельхозназначения, нет норм и правил ухода за лесами, осуществления санитарных, проходных, ландшафтных и прочих рубок, обеспечения пожарной безопасности в исторически сложившихся лесных массивах. Достаточно указать, что, несмотря на поручение Президента РФ 1 сентября 2013 г. Правительству РФ обеспечить внесение в российское законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельхозназначения и на иных землях, не относящихся к землям лесного фонда, Министерство сельского хозяйства РФ до настоящего времени так и не приняло нормативный правовой акт, который должен быть принят во исполнение ст. 14 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Ожидается, что этот акт конкретизирует норму ст. 43 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о том, что мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)В федеральном законодательстве до настоящего времени не урегулированы вопросы ведения лесного хозяйства на землях сельхозназначения, нет норм и правил ухода за лесами, осуществления санитарных, проходных, ландшафтных и прочих рубок, обеспечения пожарной безопасности в исторически сложившихся лесных массивах. Достаточно указать, что, несмотря на поручение Президента РФ 1 сентября 2013 г. Правительству РФ обеспечить внесение в российское законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельхозназначения и на иных землях, не относящихся к землям лесного фонда, Министерство сельского хозяйства РФ до настоящего времени так и не приняло нормативный правовой акт, который должен быть принят во исполнение ст. 14 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Ожидается, что этот акт конкретизирует норму ст. 43 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о том, что мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу порубочный билет выдается при условии осуществления компенсационных мероприятий, в частности, в виде выплаты денежных средств за удаление зеленых насаждений. Однако в случае вырубки зеленых насаждений при проведении рубок ухода и санитарных рубок компенсационная стоимость не взимается (п. 19 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 14 Закона г. Москвы N 27; п. 1.6 Порядка, утв. Приложением 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу порубочный билет выдается при условии осуществления компенсационных мероприятий, в частности, в виде выплаты денежных средств за удаление зеленых насаждений. Однако в случае вырубки зеленых насаждений при проведении рубок ухода и санитарных рубок компенсационная стоимость не взимается (п. 19 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 14 Закона г. Москвы N 27; п. 1.6 Порядка, утв. Приложением 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП).
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Статья: Правовые проблемы лесовосстановления
(Заиграева О.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий. Как правило, основной правовой массив сосредоточен в подзаконных актах, применение которых вызывает судебные споры. Так, например, мероприятия по уходу за лесами имеют зонтичное регулирование и отсылают к правилам ухода за лесами, к лесным планам субъектов Российской Федерации, лесохозяйственным регламентам лесничеств, проектам освоения лесов. Согласно федеральным актам к таким мероприятиям относятся рубки, агролесомелиоративные мероприятия, иные мероприятия. Открытый перечень создает правовую неопределенность, допускает возможность по возложению на участников лесных отношений обязанностей, не предусмотренных законодательством. Кроме названных актов, мероприятия по уходу за лесами содержатся в Правилах пожарной безопасности в лесах, согласно которым при проведении рубок одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков.
(Заиграева О.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий. Как правило, основной правовой массив сосредоточен в подзаконных актах, применение которых вызывает судебные споры. Так, например, мероприятия по уходу за лесами имеют зонтичное регулирование и отсылают к правилам ухода за лесами, к лесным планам субъектов Российской Федерации, лесохозяйственным регламентам лесничеств, проектам освоения лесов. Согласно федеральным актам к таким мероприятиям относятся рубки, агролесомелиоративные мероприятия, иные мероприятия. Открытый перечень создает правовую неопределенность, допускает возможность по возложению на участников лесных отношений обязанностей, не предусмотренных законодательством. Кроме названных актов, мероприятия по уходу за лесами содержатся в Правилах пожарной безопасности в лесах, согласно которым при проведении рубок одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должна быть спланирована, огорожена, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должна быть спланирована, огорожена, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)Проект лесовосстановления составляется на срок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, разрабатывают проект лесовосстановления на срок, не превышающий 3 лет с момента посадки саженцев и сеянцев, включающий агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород (пп. "в" п. 6 Правил N 1024, п. 10 Приложения 2 к Приказу N 1024, п. 16 Правил N 897).
(Консультация эксперта, 2025)Проект лесовосстановления составляется на срок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, разрабатывают проект лесовосстановления на срок, не превышающий 3 лет с момента посадки саженцев и сеянцев, включающий агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород (пп. "в" п. 6 Правил N 1024, п. 10 Приложения 2 к Приказу N 1024, п. 16 Правил N 897).
Вопрос: Каков порядок спила аварийных деревьев?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 8.6 Правил предусмотрено, что в процессе содержания территории производится вырубка аварийных и сухостойных деревьев и кустарников.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 8.6 Правил предусмотрено, что в процессе содержания территории производится вырубка аварийных и сухостойных деревьев и кустарников.
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.