Правила продажи табачных изделий
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила продажи табачных изделий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение ограничений или нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией (изделиями), никотиносодержащей продукцией (устройствами для ее потребления), сырьем для их производства, кальянами, потенциально опасными газосодержащими товарами бытового назначения
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение ограничений или нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией (изделиями), никотиносодержащей продукцией (устройствами для ее потребления), сырьем для их производства, кальянами, потенциально опасными газосодержащими товарами бытового назначения
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 07.02.2023 по делу N 33-1856/2023 (УИД 52RS0002-01-2022-002571-97)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения норм действующего законодательства.
Обстоятельства: Роспотребнадзором при рассмотрении обращения гражданина установлено, что обществом в магазинах не соблюдаются ограничения торговли табачной продукцией - допускается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Решение: Удовлетворено.Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт реализации табачной продукции на расстоянии менее 100 метров от любой точки на границе территории образовательных учреждений, тем самым установил нарушение п. 2 ч. 7 ст. 19 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака" в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком требования, изложенные в при осуществлении розничной торговли табачными изделиями не соблюдаются, поэтому требования истца признаны обоснованными и удовлетворены в полном объеме.
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения норм действующего законодательства.
Обстоятельства: Роспотребнадзором при рассмотрении обращения гражданина установлено, что обществом в магазинах не соблюдаются ограничения торговли табачной продукцией - допускается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Решение: Удовлетворено.Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт реализации табачной продукции на расстоянии менее 100 метров от любой точки на границе территории образовательных учреждений, тем самым установил нарушение п. 2 ч. 7 ст. 19 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака" в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком требования, изложенные в при осуществлении розничной торговли табачными изделиями не соблюдаются, поэтому требования истца признаны обоснованными и удовлетворены в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международные медико-санитарные правила: эволюция и современное состояние
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Устав ВОЗ предусматривает принятие трех различных типов правовых актов: конвенции (соглашения), правила и рекомендации. В соответствии со ст. 19 Устава Ассамблея может принимать конвенции и соглашения по любому отнесенному к компетенции организации вопросу, для чего требуется две трети голосов. На текущий момент принято лишь два документа: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. и Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями 2012 г. Статья 21 Устава позволяет Ассамблее принимать юридически обязательные правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования; стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Несмотря на доступность и неоспоримую важность этого правового инструмента, сегодня приняты лишь Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока 1981 г. и Международные медико-санитарные правила 2005 г. Статья 23 уполномочивает Ассамблею готовить рекомендации членам организации по любому вопросу, относящемуся к ее компетенции. Но рекомендаций ВОЗ также немного, среди них - Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу для обмена вирусами гриппа и доступа к вакцинам и другим преимуществам 2011 г.
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Устав ВОЗ предусматривает принятие трех различных типов правовых актов: конвенции (соглашения), правила и рекомендации. В соответствии со ст. 19 Устава Ассамблея может принимать конвенции и соглашения по любому отнесенному к компетенции организации вопросу, для чего требуется две трети голосов. На текущий момент принято лишь два документа: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака 2003 г. и Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями 2012 г. Статья 21 Устава позволяет Ассамблее принимать юридически обязательные правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования; стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Несмотря на доступность и неоспоримую важность этого правового инструмента, сегодня приняты лишь Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока 1981 г. и Международные медико-санитарные правила 2005 г. Статья 23 уполномочивает Ассамблею готовить рекомендации членам организации по любому вопросу, относящемуся к ее компетенции. Но рекомендаций ВОЗ также немного, среди них - Механизм обеспечения готовности к пандемическому гриппу для обмена вирусами гриппа и доступа к вакцинам и другим преимуществам 2011 г.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Проект о введении лицензий на розничную продажу сигарет внесен в Госдуму (01.10.2025)
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 07.04.2025 N 63-ФЗ "О внесении изменения в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Запрещено брать несовершеннолетних на подземные работы, тяжелые работы (грузчиком), опасные и вредные работы (высотные работы, химпроизводство), работы, которые могут нанести вред здоровью и психике подростка (ночной клуб, казино, производство и торговля алкоголем, табачными изделиями) (ст. 265 ТК РФ).
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Запрещено брать несовершеннолетних на подземные работы, тяжелые работы (грузчиком), опасные и вредные работы (высотные работы, химпроизводство), работы, которые могут нанести вред здоровью и психике подростка (ночной клуб, казино, производство и торговля алкоголем, табачными изделиями) (ст. 265 ТК РФ).
Статья: Вопросы предупреждения незаконного оборота табачной продукции
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Изданы постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие важнейшие аспекты оборота табачной продукции: ведение единого государственного реестра оборудования для ее производства и государственного реестра лицензий на производство и оборот данной продукции; оценки соответствия заявителя обязательным требованиям к производителям и реализаторам продукции, специальные марки для табачной продукции, правила маркировки продукции, особенности контроля и проверок организаций торговли табаком, создание специализированных пунктов пропуска через государственную границу табачных изделий, конфискация сфальсифицированной продукции и др. До 1 января 2025 г. установлены особенности оценки соблюдения требований к розничной реализации табачной продукции, никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления, кальянов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей <3>. Соблюдение этих требований оценивается посредством: внеплановых контрольных мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований или по истечении срока исполнения предписания об устранении нарушений; выездных обследований; внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры или без согласования. Определены особенности формирования плана выездных обследований со стороны Роспотребнадзора и проведения самого обследования <4>.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Изданы постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие важнейшие аспекты оборота табачной продукции: ведение единого государственного реестра оборудования для ее производства и государственного реестра лицензий на производство и оборот данной продукции; оценки соответствия заявителя обязательным требованиям к производителям и реализаторам продукции, специальные марки для табачной продукции, правила маркировки продукции, особенности контроля и проверок организаций торговли табаком, создание специализированных пунктов пропуска через государственную границу табачных изделий, конфискация сфальсифицированной продукции и др. До 1 января 2025 г. установлены особенности оценки соблюдения требований к розничной реализации табачной продукции, никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления, кальянов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей <3>. Соблюдение этих требований оценивается посредством: внеплановых контрольных мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований или по истечении срока исполнения предписания об устранении нарушений; выездных обследований; внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры или без согласования. Определены особенности формирования плана выездных обследований со стороны Роспотребнадзора и проведения самого обследования <4>.
Статья: Подвальное помещение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, ветеринарные клиники, ветеринарные пункты, ветеринарные кабинеты и другие учреждения, занимающиеся оказанием ветеринарных услуг;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, ветеринарные клиники, ветеринарные пункты, ветеринарные кабинеты и другие учреждения, занимающиеся оказанием ветеринарных услуг;
Вопрос: Какие требования установлены к производству и обороту электронных сигарет?
(Консультация эксперта, 2025)Никотинсодержащая продукция не может продаваться ниже минимальной цены, которая определяется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 6 ст. 7 Закона N 203-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 N 301 утверждены Правила определения минимальной цены на никотинсодержащую продукцию. Значения минимальных цен, применяемые с 01.01.2025 по 31.12.2025, рассчитанные в соответствии с указанными Правилами, определены в Информационном сообщении Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29348.
(Консультация эксперта, 2025)Никотинсодержащая продукция не может продаваться ниже минимальной цены, которая определяется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 6 ст. 7 Закона N 203-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 N 301 утверждены Правила определения минимальной цены на никотинсодержащую продукцию. Значения минимальных цен, применяемые с 01.01.2025 по 31.12.2025, рассчитанные в соответствии с указанными Правилами, определены в Информационном сообщении Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29348.
Статья: Криминалистическая классификация преступлений в сфере обеспечения продовольственной безопасности
(Малимонова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В состав основных преступлений в сфере обеспечения ПБ предлагаем включать: производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ).
(Малимонова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В состав основных преступлений в сфере обеспечения ПБ предлагаем включать: производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП "Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции";
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП "Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции";
Вопрос: Об определении и применении минимальной цены на никотинсодержащую продукцию.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 27-06-14/95206)Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" установлено, что никотинсодержащая продукция не может продаваться ниже минимальной цены на никотинсодержащую продукцию.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 27-06-14/95206)Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" установлено, что никотинсодержащая продукция не может продаваться ниже минимальной цены на никотинсодержащую продукцию.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)<16> Портал законов Китая. Законы и правила - Закон. Закон Китая о налогообложении табачных изделий [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/tobacco-tax-law-20171227.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)<16> Портал законов Китая. Законы и правила - Закон. Закон Китая о налогообложении табачных изделий [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/tobacco-tax-law-20171227.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)13. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей. Штраф - от 10 000 до 25 000 рублей (п. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)13. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей. Штраф - от 10 000 до 25 000 рублей (п. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2023 N 15-2/В-5404 <Нужно ли проводить инструктажи по охране труда с несовершеннолетними работниками?>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)- работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 14)- работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).