Правила предоставления субсидий пострадавшим
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила предоставления субсидий пострадавшим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 N 11АП-2086/2023 по делу N А55-12775/2022
Требование: О взыскании задолженности по кредитному договору, просроченной ссудной задолженности, просроченных процентов за кредит, неустойки на просроченную ссудную задолженность, неустойки на просроченные проценты.
Встречное требование: О понуждении истца списать задолженность по кредитному договору.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отклоняя доводы о выполнении заемщиком всех условий для списания задолженности и ведении деятельности, относящейся к пострадавшим отраслям экономики, соответствию критериям для списания, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта нарушения заемщиком требований Правил предоставления субсидий, а именно пп. "а" пункта 9, пункта 10, пп. "а" и "д" пункта 12.
Требование: О взыскании задолженности по кредитному договору, просроченной ссудной задолженности, просроченных процентов за кредит, неустойки на просроченную ссудную задолженность, неустойки на просроченные проценты.
Встречное требование: О понуждении истца списать задолженность по кредитному договору.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отклоняя доводы о выполнении заемщиком всех условий для списания задолженности и ведении деятельности, относящейся к пострадавшим отраслям экономики, соответствию критериям для списания, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта нарушения заемщиком требований Правил предоставления субсидий, а именно пп. "а" пункта 9, пункта 10, пп. "а" и "д" пункта 12.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)По мнению административного истца, субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, при этом абзац первый пункта 1 Правил N 576 не устанавливает, что осуществляемая им деятельность должна быть основной. Как полагало общество, из прямого толкования абзаца первого пункта 1 Правил N 576 следует, что получателями субсидии являются лица, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а не лица, в сведениях ЕГРЮЛ которых зарегистрированы определенные постановлением Правительства Российской Федерации коды основных видов экономической деятельности. Таким образом, абзац второй пункта 1 Правил N 576 нарушает право административного истца на гарантийную поддержку как субъекта малого и среднего предпринимательства.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)По мнению административного истца, субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, при этом абзац первый пункта 1 Правил N 576 не устанавливает, что осуществляемая им деятельность должна быть основной. Как полагало общество, из прямого толкования абзаца первого пункта 1 Правил N 576 следует, что получателями субсидии являются лица, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а не лица, в сведениях ЕГРЮЛ которых зарегистрированы определенные постановлением Правительства Российской Федерации коды основных видов экономической деятельности. Таким образом, абзац второй пункта 1 Правил N 576 нарушает право административного истца на гарантийную поддержку как субъекта малого и среднего предпринимательства.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Первоначально правило, отменяющее связь использования субсидии с достигнутыми показателями услуг, было установлено подзаконным актом и касалось лишь тех федеральных учреждений, которые работали в наиболее пострадавших в условиях эпидемии отраслях экономики (распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 1390-р "Об использовании средств субсидий учреждениями пострадавших отраслей экономики").
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Первоначально правило, отменяющее связь использования субсидии с достигнутыми показателями услуг, было установлено подзаконным актом и касалось лишь тех федеральных учреждений, которые работали в наиболее пострадавших в условиях эпидемии отраслях экономики (распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 1390-р "Об использовании средств субсидий учреждениями пострадавших отраслей экономики").
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. Об этом свидетельствует Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден его Президиумом 17 февраля 2021 года). В Обзоре отмечено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576), в соответствии со статьей 1 и пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к актам законодательства о налогах и сборах не относятся, а потому установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о ее предоставлении не применяется (вопрос 14).
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. Об этом свидетельствует Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден его Президиумом 17 февраля 2021 года). В Обзоре отмечено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576), в соответствии со статьей 1 и пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к актам законодательства о налогах и сборах не относятся, а потому установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о ее предоставлении не применяется (вопрос 14).
Статья: К вопросу о страховой сумме в договоре страхования предпринимательского риска
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
Статья: Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)- вы напишете "Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 N 1513 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)- вы напишете "Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 N 1513 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Вышеназванные нормы не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 121-ФЗ от 22.04.2020), а именно субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Вышеназванные нормы не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 121-ФЗ от 22.04.2020), а именно субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Готовое решение: Как СМСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса получить субсидии на карантин и на нерабочие дни (не актуализируется с 5 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)по состоянию на 1 июля 2021 г. организация включена в реестр НКО, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, или в реестр СОНКО;
(КонсультантПлюс, 2023)по состоянию на 1 июля 2021 г. организация включена в реестр НКО, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, или в реестр СОНКО;
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513 утверждены Правила предоставления в 2021 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции <10>. Что также коснулось и религиозных организаций.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513 утверждены Правила предоставления в 2021 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции <10>. Что также коснулось и религиозных организаций.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<12> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2020.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<12> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2020.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Государственная помощь (в том числе в форме субсидий, бюджетных кредитов и иных формах) на осуществление мероприятий по снижению негативного влияния коронавирусной инфекции, полученная организациями, относящимися к отраслям, в наибольшей степени пострадавших в связи с пандемией COVID-19, учитывается по правилам ПБУ 13/2000 (Приложение к Письму Минфина России от 29.12.2020 N 07-04-09/115445).