Правила предоставления коммунальных услуг гражданам
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Режим потребления тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку... ответственности в виде применения повышающих коэффициентов при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к спорным правоотношениям (управляющая компания - ресурсоснабжающая компания) жилищным законодательством не установлено, то... повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии не подлежат применению к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку... ответственности в виде применения повышающих коэффициентов при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к спорным правоотношениям (управляющая компания - ресурсоснабжающая компания) жилищным законодательством не установлено, то... повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии не подлежат применению к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам..."
Позиция ВАС РФ: Ресурсоснабжающая организация не вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг пени в большем размере, чем предусмотрено для граждан - потребителей коммунальных услуг
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 N 3993/12 по делу N А41-17924/11
Применимые нормы: п. 1 ст. 330, п. 2 ст. 332 ГК РФ, ч. 14 ст. 155 ЖК РФВывод о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) не запрещают установление договорной неустойки в договорах, заключенных между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, не соответствует нормам права в части, допускающей установление в названных договорах пеней в большем размере, чем предусмотрено в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ для граждан - потребителей коммунальных услуг.
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 N 3993/12 по делу N А41-17924/11
Применимые нормы: п. 1 ст. 330, п. 2 ст. 332 ГК РФ, ч. 14 ст. 155 ЖК РФВывод о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) не запрещают установление договорной неустойки в договорах, заключенных между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, не соответствует нормам права в части, допускающей установление в названных договорах пеней в большем размере, чем предусмотрено в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ для граждан - потребителей коммунальных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения дел о взыскании платы за неучтенное потребление энергоресурсов
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Поскольку актами гражданского и жилищного законодательства (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 1 статьи 540 ГК РФ) исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами-потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между потребителем и сетевой организацией, как противоречащий ЖК РФ и принятым в соответствии с ним правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Поскольку актами гражданского и жилищного законодательства (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 1 статьи 540 ГК РФ) исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами-потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между потребителем и сетевой организацией, как противоречащий ЖК РФ и принятым в соответствии с ним правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)Суды руководствовались статьями 309, 310, 395, 424, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), оценили имеющиеся в деле доказательства с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)Суды руководствовались статьями 309, 310, 395, 424, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), оценили имеющиеся в деле доказательства с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормативные акты
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.