Правила поведения при коронавирусе
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила поведения при коронавирусе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 20.6.1 КоАП РФПрактика неоднозначна по вопросу о том, освобождает ли от ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ отмена (приостановление действия) регионального НПА (некоторых норм), которым установлены правила поведения при введении режима повышенной готовности:
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неисполнение обязательств по договору подряда из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: специальная норма, санитарные правила, правила поведения, коронавирус, масочный режим.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: специальная норма, санитарные правила, правила поведения, коронавирус, масочный режим.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В статье исследуются существующие проблемы административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). Автор анализирует нормативные требования и практические особенности привлечения к ответственности, формулирует предложения по ужесточению санкций ст. 20.6.1 КоАП РФ, предусмотренных за совершение указанного правонарушения.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В статье исследуются существующие проблемы административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). Автор анализирует нормативные требования и практические особенности привлечения к ответственности, формулирует предложения по ужесточению санкций ст. 20.6.1 КоАП РФ, предусмотренных за совершение указанного правонарушения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Доводы С. о том, что в связи с пандемией, вызванной вирусным инфекционным заболеванием COVID-19, и с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, деятельность общества была приостановлена в период с 14 мая 2020 г. по 17 июля 2020 г., не ставят под сомнение выводы мирового судьи о наличии в бездействии директора общества С. состава административного правонарушения и законность принятых по делу судебных актов, поскольку приостановление деятельности юридического лица не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Доводы С. о том, что в связи с пандемией, вызванной вирусным инфекционным заболеванием COVID-19, и с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, деятельность общества была приостановлена в период с 14 мая 2020 г. по 17 июля 2020 г., не ставят под сомнение выводы мирового судьи о наличии в бездействии директора общества С. состава административного правонарушения и законность принятых по делу судебных актов, поскольку приостановление деятельности юридического лица не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Применительно к нормам ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства <23>.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Применительно к нормам ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства <23>.
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Однако решения, касающиеся непосредственной защиты населения от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), приняты высшими должностными лицами или высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации <7> по рекомендациям (!) главных государственных санитарных врачей субъектов России, основанным на постановлениях главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Действительно, в соответствии с нормами подпунктов "м" и "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И такие "правила поведения", больше похожие на ограничения прав и свобод, повсеместно были введены. Причем обосновывается такой подход к решению задач защиты населения от коронавирусной инфекции нормами Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <8>. В соответствии с нормами названного Федерального закона на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут вводиться "ограничительные мероприятия (карантин)". Под карантином как ограничительными мероприятиями понимаются "административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных". Как видим, формулировки довольно общие, скрывающиеся за словами "меры" (всевозможного характера) и "особый режим" деятельности, то есть без какого-либо конкретного перечня. Более определенно сказано об ограничении передвижения населения, транспортных средств грузов и животных, но в каких пределах названный Федеральный закон допускает это ограничение, не ясно.
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Однако решения, касающиеся непосредственной защиты населения от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), приняты высшими должностными лицами или высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации <7> по рекомендациям (!) главных государственных санитарных врачей субъектов России, основанным на постановлениях главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Действительно, в соответствии с нормами подпунктов "м" и "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И такие "правила поведения", больше похожие на ограничения прав и свобод, повсеместно были введены. Причем обосновывается такой подход к решению задач защиты населения от коронавирусной инфекции нормами Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <8>. В соответствии с нормами названного Федерального закона на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут вводиться "ограничительные мероприятия (карантин)". Под карантином как ограничительными мероприятиями понимаются "административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных". Как видим, формулировки довольно общие, скрывающиеся за словами "меры" (всевозможного характера) и "особый режим" деятельности, то есть без какого-либо конкретного перечня. Более определенно сказано об ограничении передвижения населения, транспортных средств грузов и животных, но в каких пределах названный Федеральный закон допускает это ограничение, не ясно.
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем некоторыми авторами высказывается противоположная точка зрения. Так, проведя критический анализ нормативного правового регулирования введения специальных ограничительных правовых режимов, направленных на предупреждение распространения COVID-19, С.С. Зенин приходит к выводу о том, что субъекты РФ не способны "четко определить содержание подлежащих применению предписаний в рамках специальных правовых режимов из всего массива действующего правового регулирования" <34>. Следует признать, что установление в 85 субъектах РФ (за исключением Краснодарского края) особых правовых режимов, определяющих конкретные запреты и ограничения, фактически отражает минимально обязательные или типовые правила поведения, применимые исходя из особенностей складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Однако применение данного "сценария активации" режима повышенной готовности (вместо федерального режима) показало свою эффективность, о чем свидетельствуют оперативные данные федерального и региональных оперативных штабов по борьбе с коронавирусной инфекцией (SARS-CoV-2) <35>. Поэтому следует поддержать научную позицию о необходимости изменения норм, закрепляющих полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления, порядок выделения ресурсов в части объявления режимов РСЧС либо резервирования медицинских ресурсов <36>, а также повышения ответственности за конечный результат <37>.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Вместе с тем некоторыми авторами высказывается противоположная точка зрения. Так, проведя критический анализ нормативного правового регулирования введения специальных ограничительных правовых режимов, направленных на предупреждение распространения COVID-19, С.С. Зенин приходит к выводу о том, что субъекты РФ не способны "четко определить содержание подлежащих применению предписаний в рамках специальных правовых режимов из всего массива действующего правового регулирования" <34>. Следует признать, что установление в 85 субъектах РФ (за исключением Краснодарского края) особых правовых режимов, определяющих конкретные запреты и ограничения, фактически отражает минимально обязательные или типовые правила поведения, применимые исходя из особенностей складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Однако применение данного "сценария активации" режима повышенной готовности (вместо федерального режима) показало свою эффективность, о чем свидетельствуют оперативные данные федерального и региональных оперативных штабов по борьбе с коронавирусной инфекцией (SARS-CoV-2) <35>. Поэтому следует поддержать научную позицию о необходимости изменения норм, закрепляющих полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления, порядок выделения ресурсов в части объявления режимов РСЧС либо резервирования медицинских ресурсов <36>, а также повышения ответственности за конечный результат <37>.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В то же время в пункте 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 3, утвержденного Президиумом ВС РФ 17 февраля 2021 года, разъяснено, что в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В то же время в пункте 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 3, утвержденного Президиумом ВС РФ 17 февраля 2021 года, разъяснено, что в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
Статья: Меры административного принуждения, применяемые для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) человека в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрена практика применения мер административного пресечения и наказания в данной чрезвычайной ситуации. Выявлены существующие пробелы в законодательстве в области обеспечения СЭБ человека. Автором подчеркивается, что в соответствии с Конституцией РФ временное ограничение прав и свобод граждан в условиях пандемии может устанавливаться только федеральными законами, а не подзаконными актами. Для выполнения данного конституционного предписания предлагается федеральный закон дополнить нормами, устанавливающими запреты и ограничения для граждан и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) биолого-социального характера, а также расширить перечень прав и обязанностей граждан в этих условиях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417, в котором установлены правила поведения в ЧС, расширить понятийный аппарат в области обеспечения СЭБ населения, включив в него определение таких понятий, как "изоляция", "самоизоляция", "домашний режим", на законодательном уровне и т.д.
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) человека в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрена практика применения мер административного пресечения и наказания в данной чрезвычайной ситуации. Выявлены существующие пробелы в законодательстве в области обеспечения СЭБ человека. Автором подчеркивается, что в соответствии с Конституцией РФ временное ограничение прав и свобод граждан в условиях пандемии может устанавливаться только федеральными законами, а не подзаконными актами. Для выполнения данного конституционного предписания предлагается федеральный закон дополнить нормами, устанавливающими запреты и ограничения для граждан и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) биолого-социального характера, а также расширить перечень прав и обязанностей граждан в этих условиях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417, в котором установлены правила поведения в ЧС, расширить понятийный аппарат в области обеспечения СЭБ населения, включив в него определение таких понятий, как "изоляция", "самоизоляция", "домашний режим", на законодательном уровне и т.д.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать объекты розничной торговли в период распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)За нарушения санитарных правил, совершенные при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, в частности коронавируса, либо в период действия ограничительных мероприятий, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2023)За нарушения санитарных правил, совершенные при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, в частности коронавируса, либо в период действия ограничительных мероприятий, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В понимание квалифицированной помощи входит и безопасность ее оказания. Следование предписаниям и режиму санатория не только повышает эффективность лечения, но и обеспечивает безопасность пациента. Однако при определенных обстоятельствах правомочие на безопасность формируется в отдельное автономное право. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. N 02/9876-2020-23 "О результатах рассмотрения предложений Ростуризма в рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" приводятся Методические рекомендации "МР 3.1/2.1.0182-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" <11>. В данном акте подробно раскрываются обязательные действия санатория в период пандемии, в частности: "Групповые процедуры проводят с соблюдением принципа социального дистанцирования, при невозможности - отменяют. Все медицинские помещения должны быть оснащены оборудованием для обеззараживания воздуха. После приема каждого пациента проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещения. В случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела, а также с другими признаками ОРВИ - незамедлительно изолировать и принимать меры для лабораторного обследования на COVID-19 и госпитализации. Во всех местах общего пользования необходимо установить дозаторы с кожными антисептиками (по возможности - бесконтактные), обеспечить условия для соблюдения гигиены рук". Таким образом, перечисленные выше правила поведения не связаны с непосредственным заболеванием пациента (причиной обращения в санаторий), а направлены на предупреждение другого заболевания. Поэтому право на безопасность в этом примере трактуется нами как возможность требовать формирования безопасной среды (условий) оказания лечебно-профилактической помощи в санатории.
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
Статья: Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
Статья: Закрепление условий о наступлении обстоятельств непреодолимой силы при заключении мирового соглашения
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Применительно к нормам ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Применительно к нормам ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.