Правила поведения при чс
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила поведения при чс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неисполнение обязательств по договору подряда из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
(КонсультантПлюс, 2025)Применительно к статье 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будут установлены их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""Как следует из положений ст. ст. 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)Правильно определить состав административного правонарушения в указанной области и, самое важное, установить субъект является одним из главнейших требований законности. В данной статье хотелось бы обобщить судебную практику и на основе применяемых в настоящее время нормативных правовых актов дать рекомендации по определению состава административного правонарушения, в части определения субъекта административного правонарушения, за невыполнение требований ПЛЧС. Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 КоАП" в ст. 20.6 КоАП внесены изменения в части ужесточения административной ответственности. Кроме того, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ впервые вводится ст. 20.6.1 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (далее - невыполнение правил поведения при ЧС). Данные факты свидетельствуют о большом внимании государства к защите общественных отношений в вышеуказанной сфере.
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)Правильно определить состав административного правонарушения в указанной области и, самое важное, установить субъект является одним из главнейших требований законности. В данной статье хотелось бы обобщить судебную практику и на основе применяемых в настоящее время нормативных правовых актов дать рекомендации по определению состава административного правонарушения, в части определения субъекта административного правонарушения, за невыполнение требований ПЛЧС. Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 КоАП" в ст. 20.6 КоАП внесены изменения в части ужесточения административной ответственности. Кроме того, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ впервые вводится ст. 20.6.1 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (далее - невыполнение правил поведения при ЧС). Данные факты свидетельствуют о большом внимании государства к защите общественных отношений в вышеуказанной сфере.
Нормативные акты
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.1.1 (побои), 7.27 (мелкое хищение), 13.41 (нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации), 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) КоАП РФ, - безусловно;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.1.1 (побои), 7.27 (мелкое хищение), 13.41 (нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации), 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) КоАП РФ, - безусловно;
Статья: Ответственность руководителя организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нарушение прав потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), санитарных требований (ст. 6.3 КоАП РФ), невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нарушение прав потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), санитарных требований (ст. 6.3 КоАП РФ), невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3);
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Работодателям следует учитывать административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), а также за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ):
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
(КонсультантПлюс, 2025)штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Логическим продолжением принятия названных нормативных правовых актов позитивного регулирования явилось включение в действующее законодательство об административных правонарушениях административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность за их нарушение. На федеральном уровне в апреле 2020 г. <13> в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ была предусмотрена повышенная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период проведения на определенной территории ограничительных мероприятий, а также за невыполнение в установленный срок выданного в этот период требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Наряду с этим данным Законом в КоАП РФ была введена ст. 20.6.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Логическим продолжением принятия названных нормативных правовых актов позитивного регулирования явилось включение в действующее законодательство об административных правонарушениях административно-деликтных норм, устанавливающих административную ответственность за их нарушение. На федеральном уровне в апреле 2020 г. <13> в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ была предусмотрена повышенная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период проведения на определенной территории ограничительных мероприятий, а также за невыполнение в установленный срок выданного в этот период требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Наряду с этим данным Законом в КоАП РФ была введена ст. 20.6.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ диспозиции ст. 20.6 КоАП РФ свидетельствует о том, что она носит отсылочный характер. Это вносит некоторую неопределенность в возможность установления такого элемента состава административного правонарушения, как объективная сторона. Для правильной квалификации, по мнению отдельных исследователей, существенное значение имеет определение конкретных требований ПЛЧС и правил поведения при ЧС, которые не были выполнены юридическими или должностными лицами [13]. Санкция ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц, юридических лиц за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Однако Закон о ЧС также содержит положения, закрепляющие обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 19). В связи с этим следует согласиться с Н.Ф. Поповой, которая указала на необходимость внесения изменений в ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, определив в качестве субъекта правонарушения граждан [14]. Аналогичную позицию занимает Н.В. Полякова, отмечая необходимость расширения юридического состава ст. 20.6 КоАП РФ с точки зрения субъекта правонарушения [12].
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ диспозиции ст. 20.6 КоАП РФ свидетельствует о том, что она носит отсылочный характер. Это вносит некоторую неопределенность в возможность установления такого элемента состава административного правонарушения, как объективная сторона. Для правильной квалификации, по мнению отдельных исследователей, существенное значение имеет определение конкретных требований ПЛЧС и правил поведения при ЧС, которые не были выполнены юридическими или должностными лицами [13]. Санкция ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц, юридических лиц за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Однако Закон о ЧС также содержит положения, закрепляющие обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 19). В связи с этим следует согласиться с Н.Ф. Поповой, которая указала на необходимость внесения изменений в ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, определив в качестве субъекта правонарушения граждан [14]. Аналогичную позицию занимает Н.В. Полякова, отмечая необходимость расширения юридического состава ст. 20.6 КоАП РФ с точки зрения субъекта правонарушения [12].
Статья: Споры лиц, обманутых телефонными мошенниками, с держателями банковских карт
(Кияшко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ на вопрос о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между бездействием и имущественным вредом всегда является очень сложным. Правоприменитель, даже применяя законодательную конструкцию "неисполнение обязанности (бездействия), повлекшее причинение имущественного вреда", исходит из того, что наступление последствий в виде имущественного вреда может далеко не всегда находиться в прямой причинно-следственной связи с конкретным бездействием (в отличие от действий, повлекших причинение вреда). Так, представляется очевидным, что бездействие при нарушениях порядка организации либо проведения митинга, что бездействие при невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации, повлекшие причинение вреда имуществу (так сформулированы часть 4 статьи 20.2, часть 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ), не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Применительно к халатности (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации) правоприменитель часто применяет вместо неисполнения обязанности, повлекшей крупный имущественный ущерб, предусмотренную законом альтернативу - неисполнение обязанности, повлекшей иное существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов <5>. Так, представляется очевидным, что халатность путем ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшая наводнение, не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Таким образом, даже законодательная конструкция уголовной или административной ответственности для бездействия как неисполнения обязанности, повлекшей причинение имущественного вреда, не всегда подразумевает наличие прямой причинно-следственной связи между бездействием и ущербом, а следовательно, для гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим бездействовавшего лица.
(Кияшко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ на вопрос о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между бездействием и имущественным вредом всегда является очень сложным. Правоприменитель, даже применяя законодательную конструкцию "неисполнение обязанности (бездействия), повлекшее причинение имущественного вреда", исходит из того, что наступление последствий в виде имущественного вреда может далеко не всегда находиться в прямой причинно-следственной связи с конкретным бездействием (в отличие от действий, повлекших причинение вреда). Так, представляется очевидным, что бездействие при нарушениях порядка организации либо проведения митинга, что бездействие при невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации, повлекшие причинение вреда имуществу (так сформулированы часть 4 статьи 20.2, часть 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ), не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Применительно к халатности (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации) правоприменитель часто применяет вместо неисполнения обязанности, повлекшей крупный имущественный ущерб, предусмотренную законом альтернативу - неисполнение обязанности, повлекшей иное существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов <5>. Так, представляется очевидным, что халатность путем ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшая наводнение, не всегда будет в причинно-следственной связи с причиненным имуществу граждан вредом. Таким образом, даже законодательная конструкция уголовной или административной ответственности для бездействия как неисполнения обязанности, повлекшей причинение имущественного вреда, не всегда подразумевает наличие прямой причинно-следственной связи между бездействием и ущербом, а следовательно, для гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим бездействовавшего лица.