Правила постановки на учет в службу занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила постановки на учет в службу занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 N 18АП-9724/2023 по делу N А07-13470/2021
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Решение: Определение оставлено без изменения.Суд первой инстанции, завершая процедуру реализации имущества должника, исходил из того, что все мероприятия, связанные с банкротством гражданина финансовым управляющим проведены, имущество, подлежащее включению в конкурсную массу, отсутствует, сомнительных сделок не установлено, признаков преднамеренного, фиктивного банкротства не выявлено. Отклоняя доводы о не применении правил об освобождении, суд первой инстанции исходил из недоказанности фактов противоправного поведения, отметив факт исполнения обязательств в части, вынужденности увольнения, постановку на учете в центре занятости.
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Решение: Определение оставлено без изменения.Суд первой инстанции, завершая процедуру реализации имущества должника, исходил из того, что все мероприятия, связанные с банкротством гражданина финансовым управляющим проведены, имущество, подлежащее включению в конкурсную массу, отсутствует, сомнительных сделок не установлено, признаков преднамеренного, фиктивного банкротства не выявлено. Отклоняя доводы о не применении правил об освобождении, суд первой инстанции исходил из недоказанности фактов противоправного поведения, отметив факт исполнения обязательств в части, вынужденности увольнения, постановку на учете в центре занятости.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин не согласен с отказом в признании его безработным, постановке на регистрационный учет в качестве такового и выплате пособия по безработице
(КонсультантПлюс, 2025)Центр занятости населения не признал Гражданина безработным, отказал в постановке на регистрационный учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице. Например, ссылается на то, что Гражданин обратился в центр занятости не по месту жительства.
(КонсультантПлюс, 2025)Центр занятости населения не признал Гражданина безработным, отказал в постановке на регистрационный учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице. Например, ссылается на то, что Гражданин обратился в центр занятости не по месту жительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приостановление деятельности работодателем и прекращение трудового договора по соглашению сторон
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Это позволяет работникам ожидать при увольнении по соглашению сторон такого размера заработной платы, который будет сопоставим с совокупным объемом выплат заработной платы минимум за два месяца (срок, за который работник должен быть предупрежден об увольнении по "конкурирующему" основанию - сокращению штата) и причитающегося выходного пособия еще за два месяца (на которые он может рассчитывать, не трудоустраиваясь и не вставая на учет в государственной службе занятости, по правилам ст. 178 ТК РФ). Таким образом, исходя из содержания объективного права, и не принимая во внимание конъюнктуру рынка труда в конкретной отрасли экономики и регионе, при готовности осуществить выплату в размере четырех-пяти и более среднемесячных заработков можно прогнозировать высокую вероятность увольнения по соглашению сторон.
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Это позволяет работникам ожидать при увольнении по соглашению сторон такого размера заработной платы, который будет сопоставим с совокупным объемом выплат заработной платы минимум за два месяца (срок, за который работник должен быть предупрежден об увольнении по "конкурирующему" основанию - сокращению штата) и причитающегося выходного пособия еще за два месяца (на которые он может рассчитывать, не трудоустраиваясь и не вставая на учет в государственной службе занятости, по правилам ст. 178 ТК РФ). Таким образом, исходя из содержания объективного права, и не принимая во внимание конъюнктуру рынка труда в конкретной отрасли экономики и регионе, при готовности осуществить выплату в размере четырех-пяти и более среднемесячных заработков можно прогнозировать высокую вероятность увольнения по соглашению сторон.
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство женщин, имеющих детей до трех лет, или беременных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 24-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского"3. Порядок и условия признания граждан безработными закреплены в статье 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней (пункт 1); решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости при представлении им следующих документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; при этом гражданин, относящийся к категории инвалидов, дополнительно представляет индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, а лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие квалификации, представляют в органы службы занятости лишь паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации (абзацы первый и четвертый пункта 2). Аналогичный перечень документов содержится в Правилах регистрации безработных граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891), предусматривающих также, что постановке на соответствующий регистрационный учет подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых органами службы занятости в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (пункты 3 - 5).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского"3. Порядок и условия признания граждан безработными закреплены в статье 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней (пункт 1); решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости при представлении им следующих документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; при этом гражданин, относящийся к категории инвалидов, дополнительно представляет индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, а лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие квалификации, представляют в органы службы занятости лишь паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации (абзацы первый и четвертый пункта 2). Аналогичный перечень документов содержится в Правилах регистрации безработных граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891), предусматривающих также, что постановке на соответствующий регистрационный учет подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых органами службы занятости в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (пункты 3 - 5).
Вопрос: Вправе ли работник-пенсионер в случае сокращения претендовать на выплату среднего заработка за третий месяц?
(Консультация эксперта, 2023)Указанные Правила содержат следующие положения.
(Консультация эксперта, 2023)Указанные Правила содержат следующие положения.
Вопрос: Каков порядок налогообложения компенсации за задержку выдачи трудовой книжки?
(Консультация эксперта, 2025)За задержку выдачи работнику трудовой книжки, представления сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ) работодатель обязан выплатить работнику компенсацию (возместить не полученный им заработок) во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ч. 1 ст. 165, абз. 4 ст. 234 ТК РФ). Например, когда из-за отсутствия книжки (сведений о трудовой деятельности) он получил отказ в приеме на работу в другую организацию после прохождения собеседования (так как трудовая книжка - обязательный документ, предъявляемый при трудоустройстве) либо отказ в постановке на учет в центре занятости населения (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ч. 5 ст. 22, ч. 2 и 4 ст. 23 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379).
(Консультация эксперта, 2025)За задержку выдачи работнику трудовой книжки, представления сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ) работодатель обязан выплатить работнику компенсацию (возместить не полученный им заработок) во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ч. 1 ст. 165, абз. 4 ст. 234 ТК РФ). Например, когда из-за отсутствия книжки (сведений о трудовой деятельности) он получил отказ в приеме на работу в другую организацию после прохождения собеседования (так как трудовая книжка - обязательный документ, предъявляемый при трудоустройстве) либо отказ в постановке на учет в центре занятости населения (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ч. 5 ст. 22, ч. 2 и 4 ст. 23 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", п. 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379).
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На основании указанного заявления гражданин ставится на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Если он претендует на признание безработным (о чем делает отметку в заявлении), то центр занятости населения проводит в отношении гражданина профилирование (его прохождение обязательно) и формирует для него индивидуальный план содействия занятости. В последнем определяется в том числе подходящая для гражданина работа. Центр занятости населения выдает гражданину, в частности, предложения подходящей работы, уведомления о проведении переговоров с работодателями или направления на работу (ч. 1, 3 ст. 22, ч. 1 - 3, 6 ст. 26 Закона N 565-ФЗ; п. п. 3, 23 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; п. п. 4, 7, 9, 12 Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На основании указанного заявления гражданин ставится на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Если он претендует на признание безработным (о чем делает отметку в заявлении), то центр занятости населения проводит в отношении гражданина профилирование (его прохождение обязательно) и формирует для него индивидуальный план содействия занятости. В последнем определяется в том числе подходящая для гражданина работа. Центр занятости населения выдает гражданину, в частности, предложения подходящей работы, уведомления о проведении переговоров с работодателями или направления на работу (ч. 1, 3 ст. 22, ч. 1 - 3, 6 ст. 26 Закона N 565-ФЗ; п. п. 3, 23 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; п. п. 4, 7, 9, 12 Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379).
Ситуация: Что такое подходящая работа, предлагаемая безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, и можно ли от нее отказаться?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По истечении полутора месяцев со дня подачи указанными гражданами заявления о предоставлении меры поддержки им выдаются предложения оплачиваемой работы, включаю временную, которая не требует предварительной подготовки, отвечает требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 7 Правил определения органом службы занятости подходящей работы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По истечении полутора месяцев со дня подачи указанными гражданами заявления о предоставлении меры поддержки им выдаются предложения оплачиваемой работы, включаю временную, которая не требует предварительной подготовки, отвечает требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 7 Правил определения органом службы занятости подходящей работы).
Статья: Новый порядок исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице
(Ершова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Новый порядок расчета среднего заработка для пособия по безработице мало чем отличается от действовавшего ранее. Уточнено всего несколько положений, и приведен перечень выплат, которые нужно учесть.
(Ершова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Новый порядок расчета среднего заработка для пособия по безработице мало чем отличается от действовавшего ранее. Уточнено всего несколько положений, и приведен перечень выплат, которые нужно учесть.
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения на ЕЦП сведений о признании указанных граждан безработными. В день постановки на регистрационный учет безработного гражданина ему направляется уведомление об этом (п. п. 8, 9 Правил регистрации безработных граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения на ЕЦП сведений о признании указанных граждан безработными. В день постановки на регистрационный учет безработного гражданина ему направляется уведомление об этом (п. п. 8, 9 Правил регистрации безработных граждан).
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости (центром занятости населения) субъекта РФ, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания. Оно должно быть принято не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию ему в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в заполнение анкеты со сведениями о гражданине (далее - заявление о предоставлении меры поддержки). Решение принимается при условии согласования гражданином индивидуального плана содействия занятости и при наличии в органе службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина (ч. 2 ст. 23 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; п. п. 2, 3, 5 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости (центром занятости населения) субъекта РФ, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания. Оно должно быть принято не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию ему в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в заполнение анкеты со сведениями о гражданине (далее - заявление о предоставлении меры поддержки). Решение принимается при условии согласования гражданином индивидуального плана содействия занятости и при наличии в органе службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина (ч. 2 ст. 23 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; п. п. 2, 3, 5 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379).
Ситуация: Как проводится реструктуризация ипотечных жилищных кредитов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий постановку на учет в органе службы занятости населения, с указанием размера пособия по безработице;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ, подтверждающий постановку на учет в органе службы занятости населения, с указанием размера пособия по безработице;