Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая заявленные Х. требования о включении в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 01 год за 01 год и 03 месяцев с 01.04.1991 по 23.01.1994 г. в должности заведующей Егорьевского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 8, 11, 14, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных в постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 исходил из того, что в названном фельдшерско-акушерском пункте истец работал в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта-фельдшером, которая предусмотрена соответствующими Списками должностей N 1397 от 17.12.1959 и N 464 от 06.09.1991 и протекала в сельской местности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 "Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Суд апелляционной инстанции отметил, что в приведенном пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N речь идет о медико-санитарных частях, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. ФИО1 в оспариваемый период работала в отделении, которое не относится к категории фельдшерского здравпункта и фельдшерско-акушерского пункта или медицинского пункта воинской части, а ООО "Хавен" не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем, положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Приложении N 15 к Положению N 543н содержатся Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, которые определяют порядок организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее - Приложение N 15).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Приложении N 15 к Положению N 543н содержатся Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, которые определяют порядок организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее - Приложение N 15).
Статья: Вопросы правового обеспечения фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)<7> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими, фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации" N 735н от 26 августа 2010 г. // Российская газета. 2010. 6 октября.
(Абросимова Н.В., Крюкова И.В., Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 1)<7> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими, фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации" N 735н от 26 августа 2010 г. // Российская газета. 2010. 6 октября.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"к) выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности или лицензий на осуществление медицинской деятельности (в случае подачи заявки о подключении в рамках раздела IX настоящих Правил) либо выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (в составе которых имеются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории) в случае подачи заявки о подключении в рамках раздела VII настоящих Правил;
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"к) выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности или лицензий на осуществление медицинской деятельности (в случае подачи заявки о подключении в рамках раздела IX настоящих Правил) либо выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (в составе которых имеются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории) в случае подачи заявки о подключении в рамках раздела VII настоящих Правил;
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)к) выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности или лицензий на осуществление медицинской деятельности (в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. IX Правил подключения) либо выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (в составе которых имеются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории) в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. VII Правил подключения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)к) выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности или лицензий на осуществление медицинской деятельности (в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. IX Правил подключения) либо выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (в составе которых имеются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории) в случае подачи заявки о подключении в рамках разд. VII Правил подключения;
Статья: Нужна ли медицинской организации лицензия на фармацевтическую деятельность?
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Как указано в п. 2 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения <1> (далее - Правила), данный документ распространяется на производителей лекарственных препаратов, организации оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Как указано в п. 2 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения <1> (далее - Правила), данный документ распространяется на производителей лекарственных препаратов, организации оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статья: Верховный Суд по-новому обобщил порядок компенсации морального вреда
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В случае если вред здоровью граждан причинен вследствие применения лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения лекарственных средств, оптовой торговли лекарственными препаратами, отпуска лекарственных препаратов, изготовления и отпуска лекарственных препаратов, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией оптовой торговли лекарственными средствами, аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность (ее обособленным подразделением (амбулаторией, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктами, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики), расположенным в сельском населенном пункте, в котором отсутствует аптечная организация), допустившими продажу или отпуск такого лекарственного препарата.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В случае если вред здоровью граждан причинен вследствие применения лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения лекарственных средств, оптовой торговли лекарственными препаратами, отпуска лекарственных препаратов, изготовления и отпуска лекарственных препаратов, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией оптовой торговли лекарственными средствами, аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность (ее обособленным подразделением (амбулаторией, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктами, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики), расположенным в сельском населенном пункте, в котором отсутствует аптечная организация), допустившими продажу или отпуск такого лекарственного препарата.
Статья: Соблюдение минимального ассортимента лекарственных средств
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Например, законодателем определены различные правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации <2>.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Например, законодателем определены различные правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации <2>.
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Тот же врач муниципальной поликлиники не служит в правоохранительных, контролирующих или иных государственных органах, в органах местного самоуправления. Конечно, в примечании к ст. 318 УК РФ есть фраза "или иное должностное лицо", однако далее в этом примечании указана функциональная специфика представителя власти: это лицо, "наделенное... распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости". Рассматриваемый нами медицинский работник не принимает никаких распорядительных решений - по их смыслу, в том числе как они истолкованы в Постановлении Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 года N 19 для представителей власти. У него нет механизмов принуждения, а неповиновение его требованиям по общему правилу не образует правонарушения или преступления. Медицинская деятельность, осуществляемая фельдшерско-акушерскими пунктами, поликлиниками и больницами, рассматривается как услуга, а потому не может быть принудительной (распорядительной), кроме случаев, специально предусмотренных законодательством.
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Тот же врач муниципальной поликлиники не служит в правоохранительных, контролирующих или иных государственных органах, в органах местного самоуправления. Конечно, в примечании к ст. 318 УК РФ есть фраза "или иное должностное лицо", однако далее в этом примечании указана функциональная специфика представителя власти: это лицо, "наделенное... распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости". Рассматриваемый нами медицинский работник не принимает никаких распорядительных решений - по их смыслу, в том числе как они истолкованы в Постановлении Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 года N 19 для представителей власти. У него нет механизмов принуждения, а неповиновение его требованиям по общему правилу не образует правонарушения или преступления. Медицинская деятельность, осуществляемая фельдшерско-акушерскими пунктами, поликлиниками и больницами, рассматривается как услуга, а потому не может быть принудительной (распорядительной), кроме случаев, специально предусмотренных законодательством.
Статья: О коллизиях законодательства в сфере обращения лекарственных средств с учетом правоприменительной практики
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Сходная коллизия, в части наличия фактической возможности обеспечить минимальный ассортимент, возникает у обособленных подразделений государственных и муниципальных медицинских организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность в сельской местности. Особенность данных территорий - малая плотность населения и, как следствие, низкий спрос на лекарственные препараты. В итоге высокий риск убыточности фармацевтической деятельности объясняет отсутствие частных аптечных организаций. В данном случае, учитывая социальный характер российского государства, функцией отпуска лекарственных препаратов наделяются имеющиеся медицинские организации. Как правило, это небольшие медицинские организации, например: фельдшерские или фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАПы), имеющие "скромную аудиторию" покупателей и прикрепленных льготных категорий граждан, во многом определяющую имеющийся ассортимент лекарственных средств. С учетом рассмотренной специфики деятельности возникает следующая коллизия: с одной стороны, ФАПы обязаны обеспечивать минимальный ассортимент, с другой стороны, они не имеют законодательно установленных дополнительных источников финансирования, несмотря на возможную убыточность данной деятельности в условиях отдаленных районов сельской местности. В то же время несоблюдение минимального ассортимента влечет для ФАПов дополнительную финансовую нагрузку в виде административных наказаний <8>.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Сходная коллизия, в части наличия фактической возможности обеспечить минимальный ассортимент, возникает у обособленных подразделений государственных и муниципальных медицинских организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность в сельской местности. Особенность данных территорий - малая плотность населения и, как следствие, низкий спрос на лекарственные препараты. В итоге высокий риск убыточности фармацевтической деятельности объясняет отсутствие частных аптечных организаций. В данном случае, учитывая социальный характер российского государства, функцией отпуска лекарственных препаратов наделяются имеющиеся медицинские организации. Как правило, это небольшие медицинские организации, например: фельдшерские или фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАПы), имеющие "скромную аудиторию" покупателей и прикрепленных льготных категорий граждан, во многом определяющую имеющийся ассортимент лекарственных средств. С учетом рассмотренной специфики деятельности возникает следующая коллизия: с одной стороны, ФАПы обязаны обеспечивать минимальный ассортимент, с другой стороны, они не имеют законодательно установленных дополнительных источников финансирования, несмотря на возможную убыточность данной деятельности в условиях отдаленных районов сельской местности. В то же время несоблюдение минимального ассортимента влечет для ФАПов дополнительную финансовую нагрузку в виде административных наказаний <8>.