Правила охоты РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила охоты РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 109 "Причинение смерти по неосторожности" УК РФ"Суд обоснованно указал о том, что к смерти ФИО23 привела небрежность, допущенная П.Е.МА., который не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде смерти человека, перемещая по салону автомобиля расчехленную заряженную винтовку, направленную в сторону потерпевшего, в то время как при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть, указанные выше последствия, с учетом необходимости соблюдения Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года N 477, с которыми был знаком."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.37 "Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира" КоАП РФ"Не усматривая оснований для апелляционного вмешательства в постановленное по делу решение суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции исходил из того, что по смыслу положений Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года N 477, транспортировка предмета охоты - туши лося, без соответствующего разрешения приравнивается к незаконной охоте и влечет обязанность возместить причиненный ущерб животному миру. При этом ответчик является охотником, имеет охотничий билет, знаком с Правилами охоты. Тушу лося ответчик ФИО1 перевозил из леса, в районе озера <адрес>. Именно в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за транспортировку продукции охоты - туши лося без разрешения на добычу и транспортировку охотничьих ресурсов, в котором сделана отметка о добыче указанного животного или заполненного отрывного талона к указанному разрешению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ; п. п. 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ; п. п. 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 Правил охоты, утв. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477
(ред. от 28.03.2024)
"Об утверждении Правил охоты"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59585)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59585
(ред. от 28.03.2024)
"Об утверждении Правил охоты"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59585)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59585
Статья: УАЗом по браконьеру: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не без повода усомнилась в законности и обоснованности приговора, постановленного мировым судьей по ч. 2 ст. 114 УК РФ в отношении егеря
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
Статья: О передаче охотничьего оружия физическому лицу в целях охоты
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Правил охоты" (зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2020 N 59585) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023); Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 29.05.2023) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему); Приказ Росгвардии от 22.05.2023 N 166 "Об утверждении Порядка выдачи гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам для охоты принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, охотничьего оружия и патронов к нему, а также Порядка учета и возврата этими гражданами указанного оружия" (зарегистрирован в Минюсте России 15.06.2023 N 73842).
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Правил охоты" (зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2020 N 59585) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023); Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 29.05.2023) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему); Приказ Росгвардии от 22.05.2023 N 166 "Об утверждении Порядка выдачи гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам для охоты принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, охотничьего оружия и патронов к нему, а также Порядка учета и возврата этими гражданами указанного оружия" (зарегистрирован в Минюсте России 15.06.2023 N 73842).
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При характеристике внутриведомственных нормативных документов нельзя обойти вниманием один важный момент. В некоторых случаях их действием оказываются охвачены "вневедомственные субъекты", то есть субъекты, не входящие в состав (структуру) ведомства, не являющиеся его работниками, и т.п. Гражданин, пришедший на прием в государственный орган, подчиняется требованиям служебного распорядка и правилам пропускного режима этого органа; методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы конкретного органа касается гражданина, желающего поступить на службу в этот орган, и т.д. Но это не превращает указанные акты в общеобязательные. Как верно пишет А.А. Сергеев, "распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от воли этих лиц... Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.)" <50>. Кроме того, сфера действия названных актов ограничена рамками издавших их органов, а их отличие от "вневедомственных" нормативных правовых актов видно невооруженным глазом. Так, утверждаемый МВД России порядок доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в специализированные организации действует вне пределов данного ведомства, распространяясь на неопределенный круг лиц, не входящих в структуру МВД России, независимо от их воли. Утверждаемый Минпросвещения России или Минобрнауки России порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию является актом внешнего действия, затрагивает права и обязанности неопределенного круга обучающихся и образовательных организаций. То же относится и к утверждаемым Минсельхозом России правилам рыболовства, утверждаемым Минприроды России правилам охоты и т.д. По нашему убеждению, вводя в начале 90-х гг. прошлого века государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов, государство имело в виду именно такого рода акты, и именно такого рода акты подразумеваются в п. 10 Правил регистрации под нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При характеристике внутриведомственных нормативных документов нельзя обойти вниманием один важный момент. В некоторых случаях их действием оказываются охвачены "вневедомственные субъекты", то есть субъекты, не входящие в состав (структуру) ведомства, не являющиеся его работниками, и т.п. Гражданин, пришедший на прием в государственный орган, подчиняется требованиям служебного распорядка и правилам пропускного режима этого органа; методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы конкретного органа касается гражданина, желающего поступить на службу в этот орган, и т.д. Но это не превращает указанные акты в общеобязательные. Как верно пишет А.А. Сергеев, "распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от воли этих лиц... Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.)" <50>. Кроме того, сфера действия названных актов ограничена рамками издавших их органов, а их отличие от "вневедомственных" нормативных правовых актов видно невооруженным глазом. Так, утверждаемый МВД России порядок доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в специализированные организации действует вне пределов данного ведомства, распространяясь на неопределенный круг лиц, не входящих в структуру МВД России, независимо от их воли. Утверждаемый Минпросвещения России или Минобрнауки России порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию является актом внешнего действия, затрагивает права и обязанности неопределенного круга обучающихся и образовательных организаций. То же относится и к утверждаемым Минсельхозом России правилам рыболовства, утверждаемым Минприроды России правилам охоты и т.д. По нашему убеждению, вводя в начале 90-х гг. прошлого века государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов, государство имело в виду именно такого рода акты, и именно такого рода акты подразумеваются в п. 10 Правил регистрации под нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объективная сторона преступления состоит в осуществлении незаконной охоты, т.е. добывания диких животных, совершаемого вопреки установленным правилам (без соответствующего разрешения, вне охотничьего сезона и т.п.), при обстоятельствах, исчерпывающий перечень которых включен в ст. 258 УК РФ. Правилами охоты подробно описаны обязанности охотника, отступление от которых придает ей незаконный характер. Кроме того, в отношении добычи отдельных видов животных установлены особые требования (например, запрещается разрушение и раскопка постоянных выводковых убежищ пушных животных).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Объективная сторона преступления состоит в осуществлении незаконной охоты, т.е. добывания диких животных, совершаемого вопреки установленным правилам (без соответствующего разрешения, вне охотничьего сезона и т.п.), при обстоятельствах, исчерпывающий перечень которых включен в ст. 258 УК РФ. Правилами охоты подробно описаны обязанности охотника, отступление от которых придает ей незаконный характер. Кроме того, в отношении добычи отдельных видов животных установлены особые требования (например, запрещается разрушение и раскопка постоянных выводковых убежищ пушных животных).