Правила ношения масок
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила ношения масок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3, 21, 76, 132, 209 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 мая 2020 года N 48 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", исходил из того, что истец подтвердила свой отказ носить маску на работе; у Т. имелась обязанность соблюдать ограничения по предотвращению новой коронавирусной инфекции, чего ею сделано не было; нарушений конституционных прав истца не имеется, поскольку действия работодателя направлены на защиту неотчуждаемых прав и свобод граждан, в частности - права на защиту здоровья; отстранение работника от работы, не исполняющего требования установленных правил, является не правом, а обязанностью работодателя; признаков дискриминации в отношении истца не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что привлечение Т. к ответственности в виде отстранения от работы и невыплате премии является обоснованным."
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 N 88а-33637/2022 (УИД 64RS0007-01-2022-002172-50)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство.
Обстоятельства: Истец полагает, что решение об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации, принятое в связи с привлечением дважды в течение года к административной ответственности, является несправедливым, неоправданным вмешательством со стороны государства в его личную жизнь, нарушает права и интересы.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что в настоящее время истек один год с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и отменены санитарные правила по соблюдению масочного режима, не свидетельствует об отсутствии оснований для аннулирования вида на жительство.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство.
Обстоятельства: Истец полагает, что решение об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации, принятое в связи с привлечением дважды в течение года к административной ответственности, является несправедливым, неоправданным вмешательством со стороны государства в его личную жизнь, нарушает права и интересы.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что в настоящее время истек один год с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и отменены санитарные правила по соблюдению масочного режима, не свидетельствует об отсутствии оснований для аннулирования вида на жительство.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком режиме вправе работать объекты розничной торговли в период распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Если в субъектах РФ приняты правила об обязательном ношении масок, нарушение, связанное с тем, что продавец ее не использует, можно квалифицировать по двум нормам КоАП РФ. Формально оно подпадает и под ч. 2 ст. 6.3, и под ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2023)Если в субъектах РФ приняты правила об обязательном ношении масок, нарушение, связанное с тем, что продавец ее не использует, можно квалифицировать по двум нормам КоАП РФ. Формально оно подпадает и под ч. 2 ст. 6.3, и под ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Привлекая работника к дисциплинарной ответственности за неношение маски и других СИЗ, работодатель должен соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, определенный ст. 193 ТК РФ. Такое привлечение обоснованно, только если такая обязанность работника закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором, и работодатель под подпись ознакомил с ней работника (Вопрос "Может ли работодатель выпустить приказ по предприятию о внесении в правила трудового распорядка дня требования о ношении маски на территории предприятия без согласования с юридическим отделом, а также привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию с лишением премии за неношение маски или неправильное ее ношение?" ("Сайт "Онлайнинспекция.рф", 2020)).
(КонсультантПлюс, 2023)Привлекая работника к дисциплинарной ответственности за неношение маски и других СИЗ, работодатель должен соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, определенный ст. 193 ТК РФ. Такое привлечение обоснованно, только если такая обязанность работника закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором, и работодатель под подпись ознакомил с ней работника (Вопрос "Может ли работодатель выпустить приказ по предприятию о внесении в правила трудового распорядка дня требования о ношении маски на территории предприятия без согласования с юридическим отделом, а также привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию с лишением премии за неношение маски или неправильное ее ношение?" ("Сайт "Онлайнинспекция.рф", 2020)).
Нормативные акты
"Временные методические рекомендации "Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, подлежащим диспансерному наблюдению, в условиях пандемии COVID-19. Версия 2"
(утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10))- разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средств, включая индивидуальные антисептические средства;
(утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10))- разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средств, включая индивидуальные антисептические средства;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N АПЛ21-202
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 01.04.2021 N АКПИ21-78, которым было отказано в удовлетворении коллективного административного искового заявления и административных исковых заявлений о признании частично недействующим пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15>В апелляционных жалобах С.Ю., С.В. ссылаются на то, что суд при разрешении данного административного дела не дал правовую оценку их доводам о несоблюдении при принятии оспариваемых Санитарных правил требований, предусмотренных статьями 37, 38, 39 Федерального закона N 52-ФЗ, об обоснованности требований обязательного ношения масок и перчаток, о возложении оспариваемой нормой незаконных обязанностей по ношению масок без проведения каких-либо исследований; применил не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. В связи с непроведением научно-исследовательских работ, подтверждающих эффективность и отсутствие негативного последствия от ношения масок и перчаток Санитарные правила в оспариваемой части противоречат нормам Конституции Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 21, пункт 4 статьи 41), Федеральному закону N 323-ФЗ (пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 5), Федеральному закону N 52-ФЗ (статьи 37, 38), возлагают на административных истцов незаконные обязанности и нарушают их права, свободы и законные интересы.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 01.04.2021 N АКПИ21-78, которым было отказано в удовлетворении коллективного административного искового заявления и административных исковых заявлений о признании частично недействующим пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15>В апелляционных жалобах С.Ю., С.В. ссылаются на то, что суд при разрешении данного административного дела не дал правовую оценку их доводам о несоблюдении при принятии оспариваемых Санитарных правил требований, предусмотренных статьями 37, 38, 39 Федерального закона N 52-ФЗ, об обоснованности требований обязательного ношения масок и перчаток, о возложении оспариваемой нормой незаконных обязанностей по ношению масок без проведения каких-либо исследований; применил не подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. В связи с непроведением научно-исследовательских работ, подтверждающих эффективность и отсутствие негативного последствия от ношения масок и перчаток Санитарные правила в оспариваемой части противоречат нормам Конституции Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 21, пункт 4 статьи 41), Федеральному закону N 323-ФЗ (пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 5), Федеральному закону N 52-ФЗ (статьи 37, 38), возлагают на административных истцов незаконные обязанности и нарушают их права, свободы и законные интересы.
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: специальная норма, санитарные правила, правила поведения, коронавирус, масочный режим.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Ключевые слова: специальная норма, санитарные правила, правила поведения, коронавирус, масочный режим.
Статья: Суд признал незаконным увольнение из-за нежелания работника носить маску и мерить температуру
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Рассматриваемое дело и решение по нему интересны тем, что суд в данном деле опровергает выводы, к которым ранее пришло юридическое сообщество, исходившее из анализа положений и иерархического взаимодействия существующих правовых норм: о необходимости внесения в трудовой договор дополнений, касающихся обязательного соблюдения "масочного" режима и участия в обязательной термометрии, при наличии которых отказ работника от следования таким правилам можно считать дисциплинарным проступком и карать на основании норм Трудового кодекса и о рекомендательной силе распоряжений Роспотребнадзора.
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Рассматриваемое дело и решение по нему интересны тем, что суд в данном деле опровергает выводы, к которым ранее пришло юридическое сообщество, исходившее из анализа положений и иерархического взаимодействия существующих правовых норм: о необходимости внесения в трудовой договор дополнений, касающихся обязательного соблюдения "масочного" режима и участия в обязательной термометрии, при наличии которых отказ работника от следования таким правилам можно считать дисциплинарным проступком и карать на основании норм Трудового кодекса и о рекомендательной силе распоряжений Роспотребнадзора.
Статья: Вакцинация детей в ситуации пандемии: правовые грани возможного
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Тест на необходимость или, иными словами, тест на минимальное вмешательство в ограничиваемые права состоит в проверке того, нет ли другого средства для достижения цели, которое бы в меньшей степени в ситуации пандемии сужало область индивидуальных прав. На данном этапе необходимо принимать во внимание, что альтернативное средство должно: 1) обеспечивать аналогичную степень достижения цели и 2) быть сопоставимым по уровню экономической затратности. Единственный способ отследить вклад факторов в снижение распространения заболевания - изучить динамику выявления новых случаев заражения инфекцией. Но даже при самом тщательном анализе динамики не представляется возможным вне экспериментальных условий оценить вклад каждого конкретного фактора в ее изменение. Как правило, ограничительные меры в виде обязательного ношения масок в общественных местах <46>, запрета массовых мероприятий, социального дистанцирования и т.д. вводятся совместно и совместно же оказывают эффект на динамику количества заболевших.
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Тест на необходимость или, иными словами, тест на минимальное вмешательство в ограничиваемые права состоит в проверке того, нет ли другого средства для достижения цели, которое бы в меньшей степени в ситуации пандемии сужало область индивидуальных прав. На данном этапе необходимо принимать во внимание, что альтернативное средство должно: 1) обеспечивать аналогичную степень достижения цели и 2) быть сопоставимым по уровню экономической затратности. Единственный способ отследить вклад факторов в снижение распространения заболевания - изучить динамику выявления новых случаев заражения инфекцией. Но даже при самом тщательном анализе динамики не представляется возможным вне экспериментальных условий оценить вклад каждого конкретного фактора в ее изменение. Как правило, ограничительные меры в виде обязательного ношения масок в общественных местах <46>, запрета массовых мероприятий, социального дистанцирования и т.д. вводятся совместно и совместно же оказывают эффект на динамику количества заболевших.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Во-первых, исходя из общепризнанного в теории права понимания правового отношения, оно представляет собой правовую связь субъектов, состоящую в возникновении у них взаимных юридических прав и обязанностей. Следовательно, наличие у взаимодействующих между собой в реальной жизни субъектов взаимных юридических прав и обязанностей является свидетельством существования между ними правового отношения. В этой связи взаимодействие, например, водителей транспортных средств или водителей и пешеходов в процессе дорожного движения с возникновением у них при этом взаимных прав и обязанностей (факт их возникновения отрицать невозможно!), основанных на подлежащих соблюдению ими Правилах дорожного движения, является не чем иным, как административным правоотношением. Или приведу другой, актуальный в период пандемии пример: отношение между организацией торговли и покупателем по поводу соблюдения при нахождении в помещении магазина обязательного масочного режима. В данном случае между продавцом и покупателем возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая связь (взаимные права и обязанности, основанные на нормах административного права), то есть, по сути, административное правоотношение. Поэтому полагаю, что рассуждения о некой иной природе указанных правовых связей, с моей точки зрения, являются надуманным теоретизированием, лишенным каких-либо достаточных научных и жизненных оснований.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Во-первых, исходя из общепризнанного в теории права понимания правового отношения, оно представляет собой правовую связь субъектов, состоящую в возникновении у них взаимных юридических прав и обязанностей. Следовательно, наличие у взаимодействующих между собой в реальной жизни субъектов взаимных юридических прав и обязанностей является свидетельством существования между ними правового отношения. В этой связи взаимодействие, например, водителей транспортных средств или водителей и пешеходов в процессе дорожного движения с возникновением у них при этом взаимных прав и обязанностей (факт их возникновения отрицать невозможно!), основанных на подлежащих соблюдению ими Правилах дорожного движения, является не чем иным, как административным правоотношением. Или приведу другой, актуальный в период пандемии пример: отношение между организацией торговли и покупателем по поводу соблюдения при нахождении в помещении магазина обязательного масочного режима. В данном случае между продавцом и покупателем возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая связь (взаимные права и обязанности, основанные на нормах административного права), то есть, по сути, административное правоотношение. Поэтому полагаю, что рассуждения о некой иной природе указанных правовых связей, с моей точки зрения, являются надуманным теоретизированием, лишенным каких-либо достаточных научных и жизненных оснований.
Вопрос: Издан указ губернатора о ношении в общественных местах и общественном транспорте масок и респираторов. На основании этого охранники в торговом центре требуют, чтобы посетители были в масках. Могут ли они требовать от граждан надеть маску?
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ, который отметил, что Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в п. 1 ст. 11 наделил региональные органы власти полномочиями устанавливать обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В связи с этим суд пришел к выводу: в случае установления в регионе масочного режима можно отказывать в обслуживании посетителей, не надевающих маски (решение от 22.10.2020 по делу N АКПИ20-536).
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ, который отметил, что Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в п. 1 ст. 11 наделил региональные органы власти полномочиями устанавливать обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В связи с этим суд пришел к выводу: в случае установления в регионе масочного режима можно отказывать в обслуживании посетителей, не надевающих маски (решение от 22.10.2020 по делу N АКПИ20-536).
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол?
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Почему арест за "неповиновение" распространили за пределы гл. 20 КоАП только на одно правонарушение - неправильную тонировку, не совсем понятно. Ведь с таким же успехом можно толковать как неповиновение и повторные, после предупреждения, езду на грязной машине, и превышение скорости или нарушение правил перестроения, и парковку в ненадлежащем месте, и выгул собак на газоне, и систематическое злоупотребление спиртным, и курение в подъезде, и нарушение самоизоляции или масочного режима, да и любое другое административное правонарушение, которое потребовал не совершать повторно участковый уполномоченный, инспектор ГИБДД либо другой сотрудник полиции, а оно все же было повторено!
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Почему арест за "неповиновение" распространили за пределы гл. 20 КоАП только на одно правонарушение - неправильную тонировку, не совсем понятно. Ведь с таким же успехом можно толковать как неповиновение и повторные, после предупреждения, езду на грязной машине, и превышение скорости или нарушение правил перестроения, и парковку в ненадлежащем месте, и выгул собак на газоне, и систематическое злоупотребление спиртным, и курение в подъезде, и нарушение самоизоляции или масочного режима, да и любое другое административное правонарушение, которое потребовал не совершать повторно участковый уполномоченный, инспектор ГИБДД либо другой сотрудник полиции, а оно все же было повторено!
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Обратим внимание на то, что новая обязанность соблюдения обязательного масочного режима была введена не одновременно во всей Российской Федерации. В некоторых регионах сохранялся рекомендательный характер на ношение маски. В Москве с 16 мая 2020 г. правоохранительными органами начался контроль за исполнением гражданами указанных правил. Еще одно отличие - это размер штрафов за отсутствие маски или респиратора по регионам. В одних субъектах Российской Федерации органы власти ссылаются на КоАП РФ, в других - на местное законодательство. Например, в Москве наказание за отсутствие маски предусматривает штраф в сумме 4 000 рублей при первом нарушении (ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы) и 5 000 рублей при повторном (эта же статья). В другом городе федерального значения, Санкт-Петербурге, штраф за нахождение без средств индивидуальной защиты в общественном месте или при поездке на транспорте составит также 4 000 рублей при первом нарушении и 5 000 тысяч при повторном, а в Приморском крае размер штрафа составляет от 3 000 до 5 000 рублей (п. 1 ст. 3.13 Закона Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ <9>). Институт административной ответственности крайне сложен, а его фактическое применение всегда вызывает дискуссии со стороны доктрины административного права <10>. Проблематика неуплаты административных штрафов как никогда актуальна для России в современных реалиях.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Обратим внимание на то, что новая обязанность соблюдения обязательного масочного режима была введена не одновременно во всей Российской Федерации. В некоторых регионах сохранялся рекомендательный характер на ношение маски. В Москве с 16 мая 2020 г. правоохранительными органами начался контроль за исполнением гражданами указанных правил. Еще одно отличие - это размер штрафов за отсутствие маски или респиратора по регионам. В одних субъектах Российской Федерации органы власти ссылаются на КоАП РФ, в других - на местное законодательство. Например, в Москве наказание за отсутствие маски предусматривает штраф в сумме 4 000 рублей при первом нарушении (ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы) и 5 000 рублей при повторном (эта же статья). В другом городе федерального значения, Санкт-Петербурге, штраф за нахождение без средств индивидуальной защиты в общественном месте или при поездке на транспорте составит также 4 000 рублей при первом нарушении и 5 000 тысяч при повторном, а в Приморском крае размер штрафа составляет от 3 000 до 5 000 рублей (п. 1 ст. 3.13 Закона Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ <9>). Институт административной ответственности крайне сложен, а его фактическое применение всегда вызывает дискуссии со стороны доктрины административного права <10>. Проблематика неуплаты административных штрафов как никогда актуальна для России в современных реалиях.
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Примечательно, что на первоначальном этапе борьбы с пандемией коронавируса в 2020 г. сами по себе санитарные правила были серьезно ужесточены и включали не только банальное ношение медицинских масок, но и всевозможные уведомления в рамках пересечения границ не только Российской Федерации в целом, но и отдельных ее регионов. Можно констатировать, что к ответственности приводило порой непонимание как отдельными физическими, так и должностными лицами сути и процедурных особенностей применения ограничительных мер административного характера, которые различались в разных субъектах Российской Федерации.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Примечательно, что на первоначальном этапе борьбы с пандемией коронавируса в 2020 г. сами по себе санитарные правила были серьезно ужесточены и включали не только банальное ношение медицинских масок, но и всевозможные уведомления в рамках пересечения границ не только Российской Федерации в целом, но и отдельных ее регионов. Можно констатировать, что к ответственности приводило порой непонимание как отдельными физическими, так и должностными лицами сути и процедурных особенностей применения ограничительных мер административного характера, которые различались в разных субъектах Российской Федерации.
Статья: Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Во-первых, исходя из общепризнанного в теории права понимания правового отношения оно представляет собой правовую связь субъектов, состоящую в возникновении у них взаимных юридических прав и обязанностей. Следовательно, наличие у взаимодействующих между собой в реальной жизни субъектов взаимных юридических прав и обязанностей является свидетельством существования между ними правового отношения. В этой связи взаимодействие, например, водителей транспортных средств или водителей и пешеходов в процессе дорожного движения с возникновением у них при этом взаимных прав и обязанностей (факт их возникновения отрицать невозможно!), основанных на подлежащих соблюдению ими Правилах дорожного движения, является не чем иным, как административным правоотношением. Или приведем другой, актуальный в период пандемии пример: отношение между организацией торговли и покупателем по поводу соблюдения при нахождении в помещении магазина обязательного масочного режима. В данном случае между продавцом и покупателем возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая связь (взаимные права и обязанности, основанные на нормах административного права), то есть, по сути, административное правоотношение. Поэтому полагаем, что рассуждения о некой иной природе указанных правовых связей, с нашей точки зрения, являются надуманным теоретизированием, лишенным каких-либо достаточных научных и жизненных оснований.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Во-первых, исходя из общепризнанного в теории права понимания правового отношения оно представляет собой правовую связь субъектов, состоящую в возникновении у них взаимных юридических прав и обязанностей. Следовательно, наличие у взаимодействующих между собой в реальной жизни субъектов взаимных юридических прав и обязанностей является свидетельством существования между ними правового отношения. В этой связи взаимодействие, например, водителей транспортных средств или водителей и пешеходов в процессе дорожного движения с возникновением у них при этом взаимных прав и обязанностей (факт их возникновения отрицать невозможно!), основанных на подлежащих соблюдению ими Правилах дорожного движения, является не чем иным, как административным правоотношением. Или приведем другой, актуальный в период пандемии пример: отношение между организацией торговли и покупателем по поводу соблюдения при нахождении в помещении магазина обязательного масочного режима. В данном случае между продавцом и покупателем возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая связь (взаимные права и обязанности, основанные на нормах административного права), то есть, по сути, административное правоотношение. Поэтому полагаем, что рассуждения о некой иной природе указанных правовых связей, с нашей точки зрения, являются надуманным теоретизированием, лишенным каких-либо достаточных научных и жизненных оснований.