Правила эксплуатации транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила эксплуатации транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая ответственность применяется к виновнику ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4.1. Уголовная ответственность при нарушении ПДД и правил эксплуатации ТС
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4.1. Уголовная ответственность при нарушении ПДД и правил эксплуатации ТС
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о хранении.
Возникают ли отношения по хранению в силу закона при помещении ТС на штрафстоянку
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 данного Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 и 3 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19, ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Возникают ли отношения по хранению в силу закона при помещении ТС на штрафстоянку
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 данного Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 и 3 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19, ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Нормативные акты
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)Технический регламент содержит: определения применяемых терминов; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию объектов технического регулирования; требования безопасности; процедуры оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств, транспортных средств, находящихся в эксплуатации, типов компонентов транспортных средств; требования к маркировке продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; защитительную оговорку; заключительные положения о применении удостоверяющих соответствие документов, полученных до вступления технического регламента в силу.
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)Технический регламент содержит: определения применяемых терминов; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию объектов технического регулирования; требования безопасности; процедуры оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств, транспортных средств, находящихся в эксплуатации, типов компонентов транспортных средств; требования к маркировке продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; защитительную оговорку; заключительные положения о применении удостоверяющих соответствие документов, полученных до вступления технического регламента в силу.
Статья: Понятие и критерии малозначительности совершенного административного правонарушения
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Действительно, при разрешении вопроса малозначительности административного правонарушения в первую очередь необходимо анализировать именно признаки объективной стороны. Например, с трудом представляется ситуация, при которой нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ), не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
(Попов А.В., Фомина И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 2)Действительно, при разрешении вопроса малозначительности административного правонарушения в первую очередь необходимо анализировать именно признаки объективной стороны. Например, с трудом представляется ситуация, при которой нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ), не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья: Правовое регулирование ятрогении как социально-правового явления
(Грунтовский И.И., Хандкаров Ю.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации <17> (далее - УК РФ) существует несколько общих составов преступлений, которые применяются в том числе в сфере медицины (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 238 УК РФ) <18>, и несколько специальных "медицинских" составов (ч. 4 ст. 122, ст. 123, ст. 124, ст. 235 УК РФ). Специальные составы регулируют частные вопросы неисполнения (неоказание помощи больному) или ненадлежащего исполнения (заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное прерывание беременности, незаконное осуществление медицинской деятельности) врачебных обязанностей. В свою очередь, общие составы устанавливают ответственность за врачебные ошибки, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, а также ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Последний случай характеризуется следующим: медицинский работник осознает, что оказывает некачественную услугу (умысел), но в то же время в силу легкомыслия или небрежности не желает причинения в результате этого вреда (неосторожность) <19>. Приведенных выше составов достаточно, чтобы привлекать врачей к уголовной ответственности за наиболее общественно опасные ятрогенные деяния. Необходимо лишь, чтобы правоприменители грамотно их использовали <20>. В Германии и Франции придерживаются похожего подхода и используют для уголовной ответственности в сфере медицины общие составы преступления <21>. Вводить уголовную ответственность за причинение по неосторожности вреда здоровью средней или легкой тяжести, по нашему мнению, неуместно. При отсутствии умысла такое причинение вреда не является настолько общественно опасным, чтобы применять в отношении причинителя вреда жесткие карательные санкции. Достаточными будут использование правовосстановительной ответственности и присуждение к возмещению причиненного вреда в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Кроме того, сотрудник медицинской организации в этом случае может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Вместе с тем правильным будет установление административной ответственности за нарушение стандартов оказания медицинской помощи <22>, если это повлекло причинение вреда здоровью пациента средней или легкой тяжести. Аналогичная ответственность уже существует за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <23>, далее - КоАП РФ) и нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства (ст. 12.24 КоАП РФ).
(Грунтовский И.И., Хандкаров Ю.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации <17> (далее - УК РФ) существует несколько общих составов преступлений, которые применяются в том числе в сфере медицины (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 238 УК РФ) <18>, и несколько специальных "медицинских" составов (ч. 4 ст. 122, ст. 123, ст. 124, ст. 235 УК РФ). Специальные составы регулируют частные вопросы неисполнения (неоказание помощи больному) или ненадлежащего исполнения (заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное прерывание беременности, незаконное осуществление медицинской деятельности) врачебных обязанностей. В свою очередь, общие составы устанавливают ответственность за врачебные ошибки, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, а также ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Последний случай характеризуется следующим: медицинский работник осознает, что оказывает некачественную услугу (умысел), но в то же время в силу легкомыслия или небрежности не желает причинения в результате этого вреда (неосторожность) <19>. Приведенных выше составов достаточно, чтобы привлекать врачей к уголовной ответственности за наиболее общественно опасные ятрогенные деяния. Необходимо лишь, чтобы правоприменители грамотно их использовали <20>. В Германии и Франции придерживаются похожего подхода и используют для уголовной ответственности в сфере медицины общие составы преступления <21>. Вводить уголовную ответственность за причинение по неосторожности вреда здоровью средней или легкой тяжести, по нашему мнению, неуместно. При отсутствии умысла такое причинение вреда не является настолько общественно опасным, чтобы применять в отношении причинителя вреда жесткие карательные санкции. Достаточными будут использование правовосстановительной ответственности и присуждение к возмещению причиненного вреда в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Кроме того, сотрудник медицинской организации в этом случае может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Вместе с тем правильным будет установление административной ответственности за нарушение стандартов оказания медицинской помощи <22>, если это повлекло причинение вреда здоровью пациента средней или легкой тяжести. Аналогичная ответственность уже существует за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <23>, далее - КоАП РФ) и нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства (ст. 12.24 КоАП РФ).
Статья: Институт ответственности за вред, причиненный дефектной продукцией, в законодательстве России: большой потенциал или клубок противоречий?
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)<52> Подобное основание для освобождения изготовителя от ответственности (usual risk) хотя и неизвестно российскому законодательству, однако встречается в судебной практике. См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2020 N 33-30915/2020 по делу N 2-871/2019 (суд отказал в иске о возмещении вреда вдове собственника автомобиля, погибшего вследствие его воспламенения, отметив, что "опасность досушивания травяного покрова с последующим его загоранием, вследствие длительной стоянки автомобиля с работающим двигателем... находится в рамках общепринятых представлений о правилах эксплуатации транспортного средства").
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2022, N 11)<52> Подобное основание для освобождения изготовителя от ответственности (usual risk) хотя и неизвестно российскому законодательству, однако встречается в судебной практике. См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2020 N 33-30915/2020 по делу N 2-871/2019 (суд отказал в иске о возмещении вреда вдове собственника автомобиля, погибшего вследствие его воспламенения, отметив, что "опасность досушивания травяного покрова с последующим его загоранием, вследствие длительной стоянки автомобиля с работающим двигателем... находится в рамках общепринятых представлений о правилах эксплуатации транспортного средства").
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)- решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)- решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
Статья: Уголовная ответственность за незаконные действия при отсутствии регулятивного закона
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, отдельные авторы указывают на неопределенность понятия "правила эксплуатации транспортных средств" для целей применения ст. 264 УК и предлагают в целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и приведения к единообразному применению ст. 264 УК в части установления ответственности за преступное нарушение правил эксплуатации транспортных средств скорейшее принятие Правительством РФ нормативного правового документа, устанавливающего единые правила эксплуатации механических транспортных средств <3>. Между тем наличие множества несистематизированных регулятивных актов, не сведенных в единый документ, хотя и создает дополнительные сложности в правоприменении, не является непреодолимым препятствием и в любом случае не свидетельствует о неопределенности и неконституционности уголовно-правовой нормы.
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, отдельные авторы указывают на неопределенность понятия "правила эксплуатации транспортных средств" для целей применения ст. 264 УК и предлагают в целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и приведения к единообразному применению ст. 264 УК в части установления ответственности за преступное нарушение правил эксплуатации транспортных средств скорейшее принятие Правительством РФ нормативного правового документа, устанавливающего единые правила эксплуатации механических транспортных средств <3>. Между тем наличие множества несистематизированных регулятивных актов, не сведенных в единый документ, хотя и создает дополнительные сложности в правоприменении, не является непреодолимым препятствием и в любом случае не свидетельствует о неопределенности и неконституционности уголовно-правовой нормы.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Эксплуатация автономных колесных транспортных средств попадает в сферу действия существующих правил и положений об эксплуатации автотранспортных средств в соответствии с Законом "О наземном транспорте" (Land Transport Act, 1998) [1172].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Эксплуатация автономных колесных транспортных средств попадает в сферу действия существующих правил и положений об эксплуатации автотранспортных средств в соответствии с Законом "О наземном транспорте" (Land Transport Act, 1998) [1172].
Статья: О некоторых вопросах, возникающих у судей судов общей юрисдикции при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<14> Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<14> Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Статья: Хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ)
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Ключевые слова: хулиганство, хулиганские действия, транспортное средство, транспортная безопасность, нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Ключевые слова: хулиганство, хулиганские действия, транспортное средство, транспортная безопасность, нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств.
Статья: О некоторых проблемах обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике в условиях экономической интеграции в рамках ЕАЭС
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Кыргызстане предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств согласно ч. 7 ст. 182 нового Кодекса КР "О правонарушениях" от 28 октября 2021 г. N 128 <10> взамен утратившего силу Кодекса КР "О нарушениях".
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Кыргызстане предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств согласно ч. 7 ст. 182 нового Кодекса КР "О правонарушениях" от 28 октября 2021 г. N 128 <10> взамен утратившего силу Кодекса КР "О нарушениях".
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта при эксплуатации беспилотных транспортных средств: уголовно-правовой анализ
(Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д.)
("Уголовное право", 2023, N 4)В сущности, здесь имеет место нарушение специальных правил, которое повлекло наступление общественно опасных последствий. В классических ситуациях, когда в результате нарушения Правил дорожного движения причиняется тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступает его смерть, применяется ст. 264 УК РФ. Представляется, что водитель-испытатель высокоавтоматизированного транспортного средства также будет подлежать уголовной ответственности именно по ст. 264 УК РФ, даже если управление автомобилем осуществлял не он, а автопилот. Дело в том, что в силу абз. 4 п. 2 Программы водитель-испытатель высокоавтоматизированного транспортного средства признается водителем в понимании Правил дорожного движения. Как следствие, требования Правил дорожного движения будут применяться и к водителю-испытателю, когда транспортное средство осуществляет движение в автоматическом режиме. Кроме того, обязанности водителя-испытателя, установленные Программой, можно оценивать как правила эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства, нарушение которых также влечет ответственность по ст. 264 УК РФ (при наличии, разумеется, криминообразующих последствий).
(Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д.)
("Уголовное право", 2023, N 4)В сущности, здесь имеет место нарушение специальных правил, которое повлекло наступление общественно опасных последствий. В классических ситуациях, когда в результате нарушения Правил дорожного движения причиняется тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступает его смерть, применяется ст. 264 УК РФ. Представляется, что водитель-испытатель высокоавтоматизированного транспортного средства также будет подлежать уголовной ответственности именно по ст. 264 УК РФ, даже если управление автомобилем осуществлял не он, а автопилот. Дело в том, что в силу абз. 4 п. 2 Программы водитель-испытатель высокоавтоматизированного транспортного средства признается водителем в понимании Правил дорожного движения. Как следствие, требования Правил дорожного движения будут применяться и к водителю-испытателю, когда транспортное средство осуществляет движение в автоматическом режиме. Кроме того, обязанности водителя-испытателя, установленные Программой, можно оценивать как правила эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства, нарушение которых также влечет ответственность по ст. 264 УК РФ (при наличии, разумеется, криминообразующих последствий).