Правила делового поведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила делового поведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные проблемы соблюдения права человека на достоинство личности на государственной службе
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Однако имеется принятый до вступления в силу названного Федерального закона Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный Приказом МЧС России от 7 июля 2011 г. N 354. В соответствии с названным Кодексом государственные служащие МЧС России, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в частности, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (подп. "ж" п. 2.1), а в служебном поведении (в числе прочего) им предписано воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, а также угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение (подп. "б" и "в" п. 3.2).
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Однако имеется принятый до вступления в силу названного Федерального закона Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный Приказом МЧС России от 7 июля 2011 г. N 354. В соответствии с названным Кодексом государственные служащие МЧС России, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в частности, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (подп. "ж" п. 2.1), а в служебном поведении (в числе прочего) им предписано воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, а также угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение (подп. "б" и "в" п. 3.2).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Например, Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 N 88-5474/2022 было признано законным привлечение к дисциплинарной ответственности медицинского работника за нарушение норм этики, допущенное в ходе конфликтной ситуации с коллегой. Истец работал в медицинском учреждении на должности судмедэксперта. Однажды утром в кабинете, выделенном для приема пищи медицинскими работниками, произошел конфликт заведующего с истцом, в ходе которого последний оскорблял работников отдела нецензурной бранью. Свидетелями случившегося стали работники отдела из соседних кабинетов, которые в ходе служебного расследования подтвердили произошедшее. В результате данного инцидента истец был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение Кодекса этики и служебного поведения как создавший конфликтную ситуацию, в ходе которой он оскорблял работников. Ситуация была не связана с осуществлением профессиональной медицинской деятельности или с общением с пациентами, однако расценена работодателем как нарушающая нормы служебной и профессиональной этики, правил делового поведения и общения Кодекса этики и служебного поведения сотрудников медицинского учреждения. С такой квалификацией работодателя согласился и суд.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Например, Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 N 88-5474/2022 было признано законным привлечение к дисциплинарной ответственности медицинского работника за нарушение норм этики, допущенное в ходе конфликтной ситуации с коллегой. Истец работал в медицинском учреждении на должности судмедэксперта. Однажды утром в кабинете, выделенном для приема пищи медицинскими работниками, произошел конфликт заведующего с истцом, в ходе которого последний оскорблял работников отдела нецензурной бранью. Свидетелями случившегося стали работники отдела из соседних кабинетов, которые в ходе служебного расследования подтвердили произошедшее. В результате данного инцидента истец был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение Кодекса этики и служебного поведения как создавший конфликтную ситуацию, в ходе которой он оскорблял работников. Ситуация была не связана с осуществлением профессиональной медицинской деятельности или с общением с пациентами, однако расценена работодателем как нарушающая нормы служебной и профессиональной этики, правил делового поведения и общения Кодекса этики и служебного поведения сотрудников медицинского учреждения. С такой квалификацией работодателя согласился и суд.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)Совершая мнимые сделки, аффилированные по отношению друг к другу стороны, заинтересованные в сокрытии от третьих лиц истинных мотивов своего поведения, как правило, верно оформляют все деловые бумаги, но создавать реальные правовые последствия, соответствующие тем, что указаны в составленных ими документах, не стремятся. Поэтому при наличии в рамках дела о банкротстве возражений о мнимости договора суд не должен ограничиваться проверкой документов, представленных кредитором, на соответствие формальным требованиям, установленным законом. Суду необходимо выяснить, представлены ли достаточные доказательства существования фактических отношений по договору.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)Совершая мнимые сделки, аффилированные по отношению друг к другу стороны, заинтересованные в сокрытии от третьих лиц истинных мотивов своего поведения, как правило, верно оформляют все деловые бумаги, но создавать реальные правовые последствия, соответствующие тем, что указаны в составленных ими документах, не стремятся. Поэтому при наличии в рамках дела о банкротстве возражений о мнимости договора суд не должен ограничиваться проверкой документов, представленных кредитором, на соответствие формальным требованиям, установленным законом. Суду необходимо выяснить, представлены ли достаточные доказательства существования фактических отношений по договору.
"Этический кодекс АО "Почта России" (редакция N 1.0)"
(утв. Советом директоров АО "Почта России", Протокол от 20.12.2019 N 03-2019)4. Правила делового поведения и этики
(утв. Советом директоров АО "Почта России", Протокол от 20.12.2019 N 03-2019)4. Правила делового поведения и этики
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2. Примером определения недобросовестного поведения является п. 2 ст. I.-1:103 "Добросовестность и честная деловая практика" Модельных правил европейского частного права: "Поведением, противоречащим добросовестности и честной деловой практике, является, в частности, поведение, не соответствующее предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона, действуя себе в ущерб, разумно положилась на них" <1>. Приведенное положение характеризуется также тем, что определение недобросовестного поведения сформулировано посредством его приравнивая к противоречивому и непоследовательному поведению.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2. Примером определения недобросовестного поведения является п. 2 ст. I.-1:103 "Добросовестность и честная деловая практика" Модельных правил европейского частного права: "Поведением, противоречащим добросовестности и честной деловой практике, является, в частности, поведение, не соответствующее предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона, действуя себе в ущерб, разумно положилась на них" <1>. Приведенное положение характеризуется также тем, что определение недобросовестного поведения сформулировано посредством его приравнивая к противоречивому и непоследовательному поведению.
Статья: Этика взаимодействия следователя и адвоката
(Черемисина Т.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В свою очередь, следователь руководствуется Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. Кодекс предписывает сотрудникам СК России в процессе взаимодействия с защитником быть независимым от влияния граждан или представителей каких-либо профессий; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным, социальным группам и организациям; соблюдать служебную, профессиональную этику и правила делового поведения; проявлять корректность и внимание.
(Черемисина Т.В.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В свою очередь, следователь руководствуется Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. Кодекс предписывает сотрудникам СК России в процессе взаимодействия с защитником быть независимым от влияния граждан или представителей каких-либо профессий; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным, социальным группам и организациям; соблюдать служебную, профессиональную этику и правила делового поведения; проявлять корректность и внимание.
Статья: Правовой анализ ст. 5.61 КоАП РФ "Оскорбление" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 513-ФЗ
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих <19> закреплено, что служащие при осуществлении своих полномочий должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих <19> закреплено, что служащие при осуществлении своих полномочий должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
Статья: Профессиональная этика муниципальных служащих: конституционно-правовые вопросы
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)2. Шамарова Г. Профессиональная этика и правила делового поведения муниципальных служащих / Г. Шамарова // Муниципальная служба: Институт муниципального управления. 2012. N 1. С. 2 - 8.
(Гарифуллина А.Р., Юн Л.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)2. Шамарова Г. Профессиональная этика и правила делового поведения муниципальных служащих / Г. Шамарова // Муниципальная служба: Институт муниципального управления. 2012. N 1. С. 2 - 8.
Статья: Легальный механизм соперничества в современной рыночной системе
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Законодательство в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования позволяет классифицировать конкурентную деятельность на два типа. Первый тип включает легальные методы ведения бизнеса в рамках правового поля (добросовестная конкуренция), а второй - противоправные действия, нарушающие установленные государством нормы (недобросовестная конкуренция). При этом именно государственные органы выступают ключевым регулятором, обеспечивающим соблюдение правил конкурентной борьбы на рынке. В рамках добросовестной конкуренции компании стремятся завоевать ограниченные рыночные ресурсы. Для этого они следуют общепринятым правилам делового поведения, оптимизируют затраты, повышают качество обслуживания и совершенствуют свою продукцию. Такой подход позволяет достичь преимущества над конкурентами законным путем.
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Законодательство в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования позволяет классифицировать конкурентную деятельность на два типа. Первый тип включает легальные методы ведения бизнеса в рамках правового поля (добросовестная конкуренция), а второй - противоправные действия, нарушающие установленные государством нормы (недобросовестная конкуренция). При этом именно государственные органы выступают ключевым регулятором, обеспечивающим соблюдение правил конкурентной борьбы на рынке. В рамках добросовестной конкуренции компании стремятся завоевать ограниченные рыночные ресурсы. Для этого они следуют общепринятым правилам делового поведения, оптимизируют затраты, повышают качество обслуживания и совершенствуют свою продукцию. Такой подход позволяет достичь преимущества над конкурентами законным путем.
Статья: Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Учитывая, что встречи сейчас все чаще проводятся онлайн, рекомендуем прописать также правила поведения при дистанционной работе, удаленной деловой коммуникации. Помните истории во время пандемии, когда на онлайн-совещаниях местами неподобающе одетые сотрудники случайно попадали в кадр целиком? А особо отличившиеся умудрялись подключаться к деловой встрече даже из душа. Чтобы этого избежать, лучше зафиксировать соответствующие ограничения во внутреннем документе (образец формулировок см. в примере 3).
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Учитывая, что встречи сейчас все чаще проводятся онлайн, рекомендуем прописать также правила поведения при дистанционной работе, удаленной деловой коммуникации. Помните истории во время пандемии, когда на онлайн-совещаниях местами неподобающе одетые сотрудники случайно попадали в кадр целиком? А особо отличившиеся умудрялись подключаться к деловой встрече даже из душа. Чтобы этого избежать, лучше зафиксировать соответствующие ограничения во внутреннем документе (образец формулировок см. в примере 3).