Правила благоустройства прилегающая территория
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила благоустройства прилегающая территория (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, обязанность по содержанию объектов благоустройства определяется в соответствии с правилами благоустройства и распределяется с учетом границ прилегающей и придомовой территории, которые по смыслу приведенных правовых норм не тождественны границе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Доводы апелляционной жалобы о том, что, физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области, противоречит действующему законодательству, в частности, положениям ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Автор полагает возможным выделить благоустройство территорий муниципальных образований, регулируемое муниципальными правилами, и отдельно - благоустройство прилегающих территорий как составную часть строительной деятельности, осуществляемой в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Автор полагает возможным выделить благоустройство территорий муниципальных образований, регулируемое муниципальными правилами, и отдельно - благоустройство прилегающих территорий как составную часть строительной деятельности, осуществляемой в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Ситуация: Предусмотрена ли административная ответственность за зарастание садовых земельных участков сорными растениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За ненадлежащее состояние и содержание территории в Московской области для граждан установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. Обязанность по уборке и содержанию земельных участков несут их собственники, владельцы или пользователи. Границы уборки территории определяются границами земельного участка (на основании правоподтверждающих документов), а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории соответствующего муниципального образования (ч. 1 ст. 6.11 КоАП МО; ч. 2 ст. 56, пп. "е" ч. 1 ст. 68 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За ненадлежащее состояние и содержание территории в Московской области для граждан установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. Обязанность по уборке и содержанию земельных участков несут их собственники, владельцы или пользователи. Границы уборки территории определяются границами земельного участка (на основании правоподтверждающих документов), а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории соответствующего муниципального образования (ч. 1 ст. 6.11 КоАП МО; ч. 2 ст. 56, пп. "е" ч. 1 ст. 68 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Разрешая исковые требования А., суды в нарушение указанного законодательства, возлагая обязанность по возмещению вреда здоровью на Л., руководствовались не федеральным законом или договором, а правилами благоустройства, согласно которым обязанности по уборке десятиметровой территории, прилегающей к границам занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, к огражденным забором территориям, а также подъездов к ним и десятиметровой территории, прилегающей к подъездным путям, в том числе по вывозу образовавшегося на прилегающей территории мусора, возлагаются на лиц, осуществляющих на указанных территориях или в зданиях хозяйственную или иную деятельность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Разрешая исковые требования А., суды в нарушение указанного законодательства, возлагая обязанность по возмещению вреда здоровью на Л., руководствовались не федеральным законом или договором, а правилами благоустройства, согласно которым обязанности по уборке десятиметровой территории, прилегающей к границам занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, к огражденным забором территориям, а также подъездов к ним и десятиметровой территории, прилегающей к подъездным путям, в том числе по вывозу образовавшегося на прилегающей территории мусора, возлагаются на лиц, осуществляющих на указанных территориях или в зданиях хозяйственную или иную деятельность.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Подходы к определению границ прилегающих территорий в правилах благоустройства различных муниципалитетов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации дифференцированы по способам (методам) их определения, указанию конкретных пределов. Например, встречаются следующие подходы к определению границ прилегающей территории для МКД в законах субъектов Российской Федерации:
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Подходы к определению границ прилегающих территорий в правилах благоустройства различных муниципалитетов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации дифференцированы по способам (методам) их определения, указанию конкретных пределов. Например, встречаются следующие подходы к определению границ прилегающей территории для МКД в законах субъектов Российской Федерации:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что прилегающая территория - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены Правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Как отмечено в Письме Минстроя России от 28.03.2024 N 7968-ОГ/00 "О благоустройстве прилегающей к МКД территории", прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается МКД, входящему в состав общего имущества собственников.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 37 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что прилегающая территория - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены Правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Как отмечено в Письме Минстроя России от 28.03.2024 N 7968-ОГ/00 "О благоустройстве прилегающей к МКД территории", прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается МКД, входящему в состав общего имущества собственников.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Субъектами РФ были приняты многочисленные нормативные акты по регламентации благоустройства на своих территориях. Не пытаясь охватить все действующие правовые акты, ограничимся одним примером. Согласно ст. 69.1 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", правилам благоустройства территории муниципалитета размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно, исходя из функционального назначения зданий, сооружений, земельных участков (или их групп), с учетом следующих ограничений: размер прилегающих территорий не может быть более 5 м для объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки и др.; размер прилегающей территории для объектов социального обслуживания и оказания социальной помощи населению, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта не устанавливается; для многоквартирных жилых домов данный размер устанавливается в размере 5 - 30 м или в размере охранной зоны линейного объекта.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Субъектами РФ были приняты многочисленные нормативные акты по регламентации благоустройства на своих территориях. Не пытаясь охватить все действующие правовые акты, ограничимся одним примером. Согласно ст. 69.1 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", правилам благоустройства территории муниципалитета размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно, исходя из функционального назначения зданий, сооружений, земельных участков (или их групп), с учетом следующих ограничений: размер прилегающих территорий не может быть более 5 м для объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки и др.; размер прилегающей территории для объектов социального обслуживания и оказания социальной помощи населению, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта не устанавливается; для многоквартирных жилых домов данный размер устанавливается в размере 5 - 30 м или в размере охранной зоны линейного объекта.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.