Правила благоустройства мо
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила благоустройства мо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная программа
(КонсультантПлюс, 2025)...По... мнению [истца - ред.], реализация Муниципальной программы... с учетом положений, предусмотренных Правилами благоустройства МО... предполагает реализацию комплекса мероприятий по благоустройству, в том числе разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства. Запрет на разработку проектной (проектно-сметной) документации в отношении мероприятий по благоустройству, не предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, действующим законодательством не предусмотрен.
(КонсультантПлюс, 2025)...По... мнению [истца - ред.], реализация Муниципальной программы... с учетом положений, предусмотренных Правилами благоустройства МО... предполагает реализацию комплекса мероприятий по благоустройству, в том числе разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства. Запрет на разработку проектной (проектно-сметной) документации в отношении мероприятий по благоустройству, не предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, действующим законодательством не предусмотрен.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)...Частью 1 статьи 3.2 КоАП НО предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами области требований к надлежащему состоянию и уборке объектов, нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по вывозу мусора, грунта или снега, отходов спила, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности, образовавшихся в результате мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, а равно нарушение периодичности осуществления данных мер.
(КонсультантПлюс, 2025)...Частью 1 статьи 3.2 КоАП НО предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами области требований к надлежащему состоянию и уборке объектов, нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по вывозу мусора, грунта или снега, отходов спила, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности, образовавшихся в результате мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, а равно нарушение периодичности осуществления данных мер.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время обязанность по созданию мест накопления ТКО может быть возложена на орган местного самоуправления, если решение о создании места накопления ТКО собственниками помещений не принималось, а также если отсутствует возможность обустроить на земельном участке место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям законодательства (в частности, санитарно-эпидемиологическим) и правилам благоустройства муниципального образования (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; п. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ; п. 2 Правил N 1039; п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время обязанность по созданию мест накопления ТКО может быть возложена на орган местного самоуправления, если решение о создании места накопления ТКО собственниками помещений не принималось, а также если отсутствует возможность обустроить на земельном участке место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям законодательства (в частности, санитарно-эпидемиологическим) и правилам благоустройства муниципального образования (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; п. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ; п. 2 Правил N 1039; п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ
(ред. от 12.11.2025)
"О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области"
(принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 N 17/110-П)Статья 5. Благоустройство территорий Московской области
(ред. от 12.11.2025)
"О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области"
(принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 N 17/110-П)Статья 5. Благоустройство территорий Московской области
Статья: Нарушение некоторых принципов жилищного права в отношениях по проведению капитального ремонта жилых домов, относящихся к объектам культурного наследия
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)Истец (Инспекция ОКН Оренбургской области) указал, что в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 г. N 416 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Правила N 416) размещение дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений должно производиться без ущерба для внешнего вида и технического состояния фасадов <6>.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)Истец (Инспекция ОКН Оренбургской области) указал, что в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 г. N 416 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Правила N 416) размещение дополнительного оборудования на фасадах зданий и сооружений должно производиться без ущерба для внешнего вида и технического состояния фасадов <6>.
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении) правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Ситуация, однако, решительно изменилась в июне 2018 года, когда вступили в действие новые положения, внесенные в Федеральный закон N 131 и Градостроительный кодекс РФ <8>. Первый был дополнен ст. 45.1, предусматривающей, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы "участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий" (п. 13 ч. 2), "определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 14 ч. 2), "порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования" (п. 16 ч. 2).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Ситуация, однако, решительно изменилась в июне 2018 года, когда вступили в действие новые положения, внесенные в Федеральный закон N 131 и Градостроительный кодекс РФ <8>. Первый был дополнен ст. 45.1, предусматривающей, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы "участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий" (п. 13 ч. 2), "определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 14 ч. 2), "порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования" (п. 16 ч. 2).
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к вывескам могут быть установлены и органами власти субъектов РФ. Так, в Москве действуют Правила размещения и содержания информационных конструкций в г. Москве и Административный регламент "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП). Также требования к вывескам могут предусматриваться и в правилах благоустройства муниципальных образований (п. 6 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к вывескам могут быть установлены и органами власти субъектов РФ. Так, в Москве действуют Правила размещения и содержания информационных конструкций в г. Москве и Административный регламент "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП). Также требования к вывескам могут предусматриваться и в правилах благоустройства муниципальных образований (п. 6 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
Готовое решение: Как заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора)
(КонсультантПлюс, 2025)Место (площадка) накопления отходов должно соответствовать требованиям законодательства и правилам благоустройства муниципальных образований (п. п. 1, 3 ст. 13.4 Закона об отходах). Такие требования предусмотрены на региональном уровне, в частности, в ст. 15 Закона о благоустройстве в Московской области.
(КонсультантПлюс, 2025)Место (площадка) накопления отходов должно соответствовать требованиям законодательства и правилам благоустройства муниципальных образований (п. п. 1, 3 ст. 13.4 Закона об отходах). Такие требования предусмотрены на региональном уровне, в частности, в ст. 15 Закона о благоустройстве в Московской области.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Суд указал, что согласно пункту 3 Правил N 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Суд указал, что согласно пункту 3 Правил N 1039 органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункт 10 Постановления администрации муниципального образования г. Краснодара от 24.01.2013 N 650 "Об утверждении Порядка обращения с временными конструкциями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления и (или) использования земельных участков, установленного действующим законодательством Российской Федерации, либо Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункт 10 Постановления администрации муниципального образования г. Краснодара от 24.01.2013 N 650 "Об утверждении Порядка обращения с временными конструкциями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления и (или) использования земельных участков, установленного действующим законодательством Российской Федерации, либо Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)К вопросам местного значения поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов сегодня относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования (далее - правила благоустройства). Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ правила благоустройства утверждаются представительным органом муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35, ч. 1 ст. 45.1) и могут регулировать вопросы, перечисленные в данном Федеральном законе (п. 1 - 16 ч. 2 ст. 45.1). Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (ч. 3 ст. 45.1). Тот же подход был предусмотрен в проекте нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (N 40361-8), принятом Государственной Думой в первом чтении 25 января 2022 г.
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)К вопросам местного значения поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов сегодня относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования (далее - правила благоустройства). Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ правила благоустройства утверждаются представительным органом муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35, ч. 1 ст. 45.1) и могут регулировать вопросы, перечисленные в данном Федеральном законе (п. 1 - 16 ч. 2 ст. 45.1). Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (ч. 3 ст. 45.1). Тот же подход был предусмотрен в проекте нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (N 40361-8), принятом Государственной Думой в первом чтении 25 января 2022 г.