Правила благоустройства 16/32
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила благоустройства 16/32 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2025 N 13АП-29571/2024 по делу N А56-52222/2023
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец ссылается на использование ответчиком земельного участка за пределами отведенных границ землепользования.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.По результатам обследования участка, проведенного 16.04.2021 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, установлен факт самовольного размещения Обществом части торгового павильона, с адресным ориентиром: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 32, корпус 5, литер А, площадью 230 кв. м и высотой 8.8. м, на земельном участке площадью 60 кв. м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедшем государственный кадастровый учет, не обремененными правами третьих лиц, прилегающих к участку, предоставленному по договору аренды от 08.09.2006 N 08-ЗК-01652, без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.4 приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец ссылается на использование ответчиком земельного участка за пределами отведенных границ землепользования.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.По результатам обследования участка, проведенного 16.04.2021 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, установлен факт самовольного размещения Обществом части торгового павильона, с адресным ориентиром: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 32, корпус 5, литер А, площадью 230 кв. м и высотой 8.8. м, на земельном участке площадью 60 кв. м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедшем государственный кадастровый учет, не обремененными правами третьих лиц, прилегающих к участку, предоставленному по договору аренды от 08.09.2006 N 08-ЗК-01652, без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.4 приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании положений п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Закона о местном самоуправлении утверждение правил благоустройства территории муниципального образования входит в перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) муниципальных образований.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании положений п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Закона о местном самоуправлении утверждение правил благоустройства территории муниципального образования входит в перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) муниципальных образований.
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)В структурной организации муниципальной власти традициям также стоит уделить внимание. По смыслу прежнего и нового законодательства закрепляются две группы компетенции представительного органа: исключительная и иные полномочия. Исключительные полномочия содержат четкий перечень вопросов. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Отметим одно исключительное полномочие представительного органа в статье 16, часть 1, пункт 10, Закона N 33 2025 г. - "Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования".
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)В структурной организации муниципальной власти традициям также стоит уделить внимание. По смыслу прежнего и нового законодательства закрепляются две группы компетенции представительного органа: исключительная и иные полномочия. Исключительные полномочия содержат четкий перечень вопросов. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Отметим одно исключительное полномочие представительного органа в статье 16, часть 1, пункт 10, Закона N 33 2025 г. - "Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования".
Вопрос: Какие требования установлены к размещению и устройству площадок для выгула собак?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, а также осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления муниципального образования; данные правила утверждаются на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32, ст. 58).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, а также осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления муниципального образования; данные правила утверждаются на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32, ст. 58).
Вопрос: В каком порядке осуществляется муниципальный контроль в сфере благоустройства территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Утверждение правил благоустройства территории поселения, муниципального и городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Утверждение правил благоустройства территории поселения, муниципального и городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Вопрос: Какие устанавливаются требования к содержанию объектов благоустройства территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городских округов, внутригородского района отнесены утверждение правил благоустройства территорий, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является в том числе соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами. Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городских округов, внутригородского района отнесены утверждение правил благоустройства территорий, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является в том числе соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами. Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Вопрос: Какие требования установлены к благоустройству скверов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитываются при благоустройстве скверов и положения нормативных правовых актов местного уровня. Это связано с тем, что установление правил благоустройства территории поселения отнесено к вопросам местного значения, находится в компетенции соответствующих органов городского/сельского поселения, внутригородского района и др. Правила благоустройства территории могут регулировать и вопросы размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, организации озеленения территории муниципального образования и т.п. (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32, ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"). Таким образом, по смыслу указанных положений местные органы власти могут утверждать в том числе и требования к благоустройству скверов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитываются при благоустройстве скверов и положения нормативных правовых актов местного уровня. Это связано с тем, что установление правил благоустройства территории поселения отнесено к вопросам местного значения, находится в компетенции соответствующих органов городского/сельского поселения, внутригородского района и др. Правила благоустройства территории могут регулировать и вопросы размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, организации озеленения территории муниципального образования и т.п. (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32, ст. 58 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"). Таким образом, по смыслу указанных положений местные органы власти могут утверждать в том числе и требования к благоустройству скверов.
Вопрос: Что понимается под благоустройством территории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующим законодательством утверждение правил благоустройства территории отнесено к вопросам местного значения (п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Закона об общих принципах местного самоуправления), поэтому более подробно понятие благоустройства наполняется тем или иным содержанием в рамках регионального и муниципального законодательства (ч. 1 ст. 58, п. 3 ч. 1 ст. 59 Закона об общих принципах местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующим законодательством утверждение правил благоустройства территории отнесено к вопросам местного значения (п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Закона об общих принципах местного самоуправления), поэтому более подробно понятие благоустройства наполняется тем или иным содержанием в рамках регионального и муниципального законодательства (ч. 1 ст. 58, п. 3 ч. 1 ст. 59 Закона об общих принципах местного самоуправления).
Вопрос: Каков порядок спила аварийных деревьев?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является в том числе соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является в том числе соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12, пп. "б" п. 29 ч. 2 ст. 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы организации благоустройства территории в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципальных, городских округов, внутригородского района. Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы организации благоустройства территории в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) относятся к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципальных, городских округов, внутригородского района. Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 12 ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).