Права юридических лиц при проверках прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Права юридических лиц при проверках прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наименование филиала юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемые действия и решение Управления не соответствуют Закону... и нарушают права и законные интересы Общества, что... является основанием для удовлетворения заявленных требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемые действия и решение Управления не соответствуют Закону... и нарушают права и законные интересы Общества, что... является основанием для удовлетворения заявленных требований..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц... общество... зарегистрировано в качестве юридического лица, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор общества - М...
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц... общество... зарегистрировано в качестве юридического лица, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор общества - М...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации учет проверок осуществляется в двух смежных информационных системах - Едином реестре проверок (ЕРП) и Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), оператором которых выступает Генеральная прокуратура. Так как в настоящее время в России в изучаемой сфере продолжают действовать два федеральных закона, то выбор реестра зависит от правового основания проведения проверки. Обязанность внесения сведений в реестры возложена на контрольные органы, за исключением сведений о планируемых в порядке Закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля проверках, которые вносят в ЕРП органы прокуратуры при рассмотрении соответствующих проектов планов.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации учет проверок осуществляется в двух смежных информационных системах - Едином реестре проверок (ЕРП) и Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), оператором которых выступает Генеральная прокуратура. Так как в настоящее время в России в изучаемой сфере продолжают действовать два федеральных закона, то выбор реестра зависит от правового основания проведения проверки. Обязанность внесения сведений в реестры возложена на контрольные органы, за исключением сведений о планируемых в порядке Закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля проверках, которые вносят в ЕРП органы прокуратуры при рассмотрении соответствующих проектов планов.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что проведение внеплановой проверки противоречит действующему законодательству, поскольку в заявлении о проведении проверки не сообщается, что она проводится в связи с выявлением фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок расследования несчастного случая установлен статьей 229.2 ТК РФ, в связи с чем положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применяются.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что проведение внеплановой проверки противоречит действующему законодательству, поскольку в заявлении о проведении проверки не сообщается, что она проводится в связи с выявлением фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок расследования несчастного случая установлен статьей 229.2 ТК РФ, в связи с чем положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применяются.
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки, должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки, должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Практика свидетельствует, однако, об обратном. Отдельные виды деятельности, полномочия прокуратуры нашли отражение в иных федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокуратура обязана изучать проекты ежегодных планов проведения контролирующими органами проверок объектов государственного и муниципального контроля на предмет законности включения их в план проверки. При этом прокуроры вправе делать замечания, подлежащие учету контролирующими органами, в том числе предлагать проведение ими совместных проверок. На основании данных, поступивших из нижестоящих прокуратур, Генеральная прокуратура Российской Федерации ежегодно готовит сводный план проведения проверок и размещает его на своем официальном сайте. Следует заметить, что предлагаемые в законе виды деятельности прокуратуры в значительной степени имеют признаки не надзорной, а управленческой функции.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Практика свидетельствует, однако, об обратном. Отдельные виды деятельности, полномочия прокуратуры нашли отражение в иных федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокуратура обязана изучать проекты ежегодных планов проведения контролирующими органами проверок объектов государственного и муниципального контроля на предмет законности включения их в план проверки. При этом прокуроры вправе делать замечания, подлежащие учету контролирующими органами, в том числе предлагать проведение ими совместных проверок. На основании данных, поступивших из нижестоящих прокуратур, Генеральная прокуратура Российской Федерации ежегодно готовит сводный план проведения проверок и размещает его на своем официальном сайте. Следует заметить, что предлагаемые в законе виды деятельности прокуратуры в значительной степени имеют признаки не надзорной, а управленческой функции.
Готовое решение: Проводит ли прокуратура плановые проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Не путайте их с планом проверок организаций, который публикуется на сайте Генпрокуратуры России. В него входят проверки, которые регулируются Законом о защите прав юридических лиц и ИП. Его положения применяются до 31 декабря 2025 г. включительно в отношении некоторых специфических видов контроля (надзора) (ч. 1 ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц и ИП). Данные проверки проводят профильные ведомства. Органы прокуратуры лишь проверяют и согласовывают планы этих проверок, оценивая законность включения в них тех или иных организаций и ИП. Генпрокуратура России формирует сводный план и размещает его на указанном сайте (ч. 6.1, 6.4, 7 ст. 9 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Не путайте их с планом проверок организаций, который публикуется на сайте Генпрокуратуры России. В него входят проверки, которые регулируются Законом о защите прав юридических лиц и ИП. Его положения применяются до 31 декабря 2025 г. включительно в отношении некоторых специфических видов контроля (надзора) (ч. 1 ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц и ИП). Данные проверки проводят профильные ведомства. Органы прокуратуры лишь проверяют и согласовывают планы этих проверок, оценивая законность включения в них тех или иных организаций и ИП. Генпрокуратура России формирует сводный план и размещает его на указанном сайте (ч. 6.1, 6.4, 7 ст. 9 названного Закона).
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться за общественной защитой своих прав. Защита осуществляется объединениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемыми организациями, которые вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и в суд - в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений. Данные полномочия установлены статьей 24 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Однако Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ упоминания об объединениях предпринимателей, их саморегулируемых организациях как субъектах обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов не содержит. Полагаем, что этот пробел, учитывая положения статьи 55 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, целесообразно устранить.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться за общественной защитой своих прав. Защита осуществляется объединениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемыми организациями, которые вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и в суд - в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений. Данные полномочия установлены статьей 24 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Однако Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ упоминания об объединениях предпринимателей, их саморегулируемых организациях как субъектах обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов не содержит. Полагаем, что этот пробел, учитывая положения статьи 55 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, целесообразно устранить.
Готовое решение: Как проходят прокурорские проверки организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Проводя проверки юрлиц, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов управления и руководителей, требовать документы и информацию, вызывать любых лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).
(КонсультантПлюс, 2025)Проводя проверки юрлиц, прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов управления и руководителей, требовать документы и информацию, вызывать любых лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Нередко основанием для признания незаконными актов прокурорского реагирования являются нарушения порядка проведения проверок. Вместе с тем в отличие от ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Закон о прокуратуре не содержит положений, согласно которым нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания результатов, полученных в ходе ее проведения, недействительными (незаконными). С учетом позиции, изложенной в абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, вывод о том, что нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания ее результатов, оформленных актами прокурорского реагирования, недействительными, представляется обоснованным. На правомерность этого вывода указывает и складывающаяся судебная практика.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Нередко основанием для признания незаконными актов прокурорского реагирования являются нарушения порядка проведения проверок. Вместе с тем в отличие от ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Закон о прокуратуре не содержит положений, согласно которым нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания результатов, полученных в ходе ее проведения, недействительными (незаконными). С учетом позиции, изложенной в абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, вывод о том, что нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания ее результатов, оформленных актами прокурорского реагирования, недействительными, представляется обоснованным. На правомерность этого вывода указывает и складывающаяся судебная практика.
Статья: Использование прокурором специальных знаний при осуществлении надзора
(Нагорный В.А.)
("Законность", 2023, N 9)Ю. Карпышева предложила дополнить п. 13 ст. 21 Закона о прокуратуре правом прокурора привлекать к участию в проведении проверки представителей иных государственных, муниципальных органов, юридических лиц для выяснения возникающих в ходе проверки вопросов, а также осуществления экспертно-аналитической помощи с одновременной корректировкой положений ст. 6 Закона о прокуратуре <8>.
(Нагорный В.А.)
("Законность", 2023, N 9)Ю. Карпышева предложила дополнить п. 13 ст. 21 Закона о прокуратуре правом прокурора привлекать к участию в проведении проверки представителей иных государственных, муниципальных органов, юридических лиц для выяснения возникающих в ходе проверки вопросов, а также осуществления экспертно-аналитической помощи с одновременной корректировкой положений ст. 6 Закона о прокуратуре <8>.
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плановые проверки, область применения которых установлена в ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц, проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плановые проверки, область применения которых установлена в ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц, проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В то же время некоторые ограничения, первоначально установленные для защиты прав субъектов малого предпринимательства, были распространены на всех контролируемых лиц (на все юридические лица и на индивидуальных предпринимателей), например учет органами прокуратуры внеплановых выездных проверок и ежегодный мониторинг <1>; был введен запрет требовать от проверяемого в ходе документарной проверки представления сведений и документов, которые могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия. Определенность относительно исчисления продолжительности проведения проверок в отношении юридического лица, имеющего филиалы, представительства или обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, внесло положение о том, что общий срок всех проверок не может превышать 60 рабочих дней. С 2014 г. контролируемые лица получили право привлекать федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей к участию в проверке <2>. В том же году законодатель ограничил предмет внеплановой проверки исполнения предписания, запретив оценивать соблюдение иных, не отмеченных в предписании обязательных требований <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В то же время некоторые ограничения, первоначально установленные для защиты прав субъектов малого предпринимательства, были распространены на всех контролируемых лиц (на все юридические лица и на индивидуальных предпринимателей), например учет органами прокуратуры внеплановых выездных проверок и ежегодный мониторинг <1>; был введен запрет требовать от проверяемого в ходе документарной проверки представления сведений и документов, которые могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия. Определенность относительно исчисления продолжительности проведения проверок в отношении юридического лица, имеющего филиалы, представительства или обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, внесло положение о том, что общий срок всех проверок не может превышать 60 рабочих дней. С 2014 г. контролируемые лица получили право привлекать федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей к участию в проверке <2>. В том же году законодатель ограничил предмет внеплановой проверки исполнения предписания, запретив оценивать соблюдение иных, не отмеченных в предписании обязательных требований <3>.