Права уполномоченного по охране труда



Подборка наиболее важных документов по запросу Права уполномоченного по охране труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Председатель профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)
"...В связи с обращением С. [истца - ред.]... в адрес генерального директора АО... о выдаче ему постоянного пропуска на территорию предприятия как председателю местного комитета первичной профорганизации и уполномоченному по охране труда был дан ответ об отказе в выдаче постоянного пропуска, разъяснены право на посещение территории предприятия по разовому пропуску и порядок его получения.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение и проверка знаний требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)
Таким образом, ответчик не обеспечил... истцу возможность сдачи экзамена по охране труда составу комиссии, уполномоченному на прием экзамена у истца, сдавать экзамен комиссии, не имеющей права его принимать, у истца обязанности не было. С учетом изложенного отказ истца от сдачи экзамена по охране труда... не является дисциплинарным проступком, нарушением трудовой дисциплины.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О предмете и методе правового регулирования и самостоятельности исполнительного права сквозь призму общетеоретических исследований и взглядов А.Т. Боннера: новый виток дискуссии
(Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)
В доктрине гражданского процесса предложено выделять действия, стимулирующие самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа; к ним могут быть отнесены предупреждение судебным приставом должника о последствиях неисполнения исполнительного документа добровольно, уведомление должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства о примерной стоимости расходов, которые понесет должник в случае, если соответствующие действия будут выполняться третьими лицами, уведомление должника о том, что в случае принудительного исполнения прокурор, органы опеки и попечительства, органы, осуществляющие надзор за охраной труда, уполномоченный по правам ребенка и т.д. будут извещены об обнаруженных в ходе исполнения соответствующих нарушениях, разъяснение угрозы возможных репутационных потерь и др., что может стимулировать должника к добровольному исполнению <89>. Следует согласиться с Е.Г. Стрельцовой, что такие действия следует производить при возможности в течение всего исполнительного производства, не ограничиваясь периодом, установленным законом для добровольного исполнения.
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)
Согласно статье 19 Федерального закона N 10 и статье 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, полномочия которых должны соответствовать части 6 статьи 370 ТК РФ о правах профсоюзных инспекторов труда и их уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свои инспекции труда по части 4 статьи 370 ТК РФ также могут создавать межрегиональные объединения профсоюзов. Здесь имеется коллизия, так как согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 10 создавать инспекции труда могут любые профсоюзы, то есть и межрегиональные, но в силу статьи 5 ТК РФ приоритет необходимо отдать нормам ТК РФ.
показать больше документов

Нормативные акты

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П
"По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских"
профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (часть шестая).
показать больше документов