Права уполномоченного по охране труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Права уполномоченного по охране труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Председатель профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)"...В связи с обращением С. [истца - ред.]... в адрес генерального директора АО... о выдаче ему постоянного пропуска на территорию предприятия как председателю местного комитета первичной профорганизации и уполномоченному по охране труда был дан ответ об отказе в выдаче постоянного пропуска, разъяснены право на посещение территории предприятия по разовому пропуску и порядок его получения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В связи с обращением С. [истца - ред.]... в адрес генерального директора АО... о выдаче ему постоянного пропуска на территорию предприятия как председателю местного комитета первичной профорганизации и уполномоченному по охране труда был дан ответ об отказе в выдаче постоянного пропуска, разъяснены право на посещение территории предприятия по разовому пропуску и порядок его получения.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение и проверка знаний требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, ответчик не обеспечил... истцу возможность сдачи экзамена по охране труда составу комиссии, уполномоченному на прием экзамена у истца, сдавать экзамен комиссии, не имеющей права его принимать, у истца обязанности не было. С учетом изложенного отказ истца от сдачи экзамена по охране труда... не является дисциплинарным проступком, нарушением трудовой дисциплины.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, ответчик не обеспечил... истцу возможность сдачи экзамена по охране труда составу комиссии, уполномоченному на прием экзамена у истца, сдавать экзамен комиссии, не имеющей права его принимать, у истца обязанности не было. С учетом изложенного отказ истца от сдачи экзамена по охране труда... не является дисциплинарным проступком, нарушением трудовой дисциплины.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О предмете и методе правового регулирования и самостоятельности исполнительного права сквозь призму общетеоретических исследований и взглядов А.Т. Боннера: новый виток дискуссии
(Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)В доктрине гражданского процесса предложено выделять действия, стимулирующие самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа; к ним могут быть отнесены предупреждение судебным приставом должника о последствиях неисполнения исполнительного документа добровольно, уведомление должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства о примерной стоимости расходов, которые понесет должник в случае, если соответствующие действия будут выполняться третьими лицами, уведомление должника о том, что в случае принудительного исполнения прокурор, органы опеки и попечительства, органы, осуществляющие надзор за охраной труда, уполномоченный по правам ребенка и т.д. будут извещены об обнаруженных в ходе исполнения соответствующих нарушениях, разъяснение угрозы возможных репутационных потерь и др., что может стимулировать должника к добровольному исполнению <89>. Следует согласиться с Е.Г. Стрельцовой, что такие действия следует производить при возможности в течение всего исполнительного производства, не ограничиваясь периодом, установленным законом для добровольного исполнения.
(Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)В доктрине гражданского процесса предложено выделять действия, стимулирующие самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа; к ним могут быть отнесены предупреждение судебным приставом должника о последствиях неисполнения исполнительного документа добровольно, уведомление должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства о примерной стоимости расходов, которые понесет должник в случае, если соответствующие действия будут выполняться третьими лицами, уведомление должника о том, что в случае принудительного исполнения прокурор, органы опеки и попечительства, органы, осуществляющие надзор за охраной труда, уполномоченный по правам ребенка и т.д. будут извещены об обнаруженных в ходе исполнения соответствующих нарушениях, разъяснение угрозы возможных репутационных потерь и др., что может стимулировать должника к добровольному исполнению <89>. Следует согласиться с Е.Г. Стрельцовой, что такие действия следует производить при возможности в течение всего исполнительного производства, не ограничиваясь периодом, установленным законом для добровольного исполнения.
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Согласно статье 19 Федерального закона N 10 и статье 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, полномочия которых должны соответствовать части 6 статьи 370 ТК РФ о правах профсоюзных инспекторов труда и их уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свои инспекции труда по части 4 статьи 370 ТК РФ также могут создавать межрегиональные объединения профсоюзов. Здесь имеется коллизия, так как согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 10 создавать инспекции труда могут любые профсоюзы, то есть и межрегиональные, но в силу статьи 5 ТК РФ приоритет необходимо отдать нормам ТК РФ.
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Согласно статье 19 Федерального закона N 10 и статье 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, полномочия которых должны соответствовать части 6 статьи 370 ТК РФ о правах профсоюзных инспекторов труда и их уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свои инспекции труда по части 4 статьи 370 ТК РФ также могут создавать межрегиональные объединения профсоюзов. Здесь имеется коллизия, так как согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 10 создавать инспекции труда могут любые профсоюзы, то есть и межрегиональные, но в силу статьи 5 ТК РФ приоритет необходимо отдать нормам ТК РФ.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
(ред. от 29.09.2025)Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П
"По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских"профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (часть шестая).
"По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских"профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (часть шестая).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30, институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30, институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
Готовое решение: Как провести вводный инструктаж по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Инструктаж по охране труда на рабочем месте (в том числе и первичный) проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем, и включает в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим. Для вводного инструктажа работодателем разрабатывается отдельная программа. Она утверждается с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) (п. п. 11, 18 Правил обучения по охране труда).
(КонсультантПлюс, 2025)Инструктаж по охране труда на рабочем месте (в том числе и первичный) проводится в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем, и включает в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим. Для вводного инструктажа работодателем разрабатывается отдельная программа. Она утверждается с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) (п. п. 11, 18 Правил обучения по охране труда).
Статья: Особенности проведения СОУТ микропредприятиями
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Внесение поданных в соответствии с Особенностями проведения СОУТ деклараций в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и передача в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда сведений о результатах проведения СОУТ в отношении рабочих мест микропредприятия, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Приказ Минтруда России N 406н, ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ).
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Внесение поданных в соответствии с Особенностями проведения СОУТ деклараций в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и передача в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда сведений о результатах проведения СОУТ в отношении рабочих мест микропредприятия, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Приказ Минтруда России N 406н, ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов вправе участвовать профсоюзы (п. 5 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Также профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов вправе участвовать профсоюзы (п. 5 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Также профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).
Статья: Профсоюзы - как они себя чувствуют сегодня: права на бумаге или на деле?
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 2)Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Реализация этих прав в соответствии с проводимой государством политикой в сфере сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе в период трудовой деятельности, обеспечивается нормативно-правовым регулированием отношений по охране труда, гарантирующим право работников на охрану труда, созданием систем управления охраной труда и контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных органов.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Реализация этих прав в соответствии с проводимой государством политикой в сфере сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе в период трудовой деятельности, обеспечивается нормативно-правовым регулированием отношений по охране труда, гарантирующим право работников на охрану труда, созданием систем управления охраной труда и контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных органов.
Статья: Безопасность и гигиена труда: правовые новации
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда" в разд. X ТК РФ вряд ли обоснованно и правильно. Согласно ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда" в разд. X ТК РФ вряд ли обоснованно и правильно. Согласно ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
Вопрос: Как организовать систему управления охраной труда в организации?
(Консультация эксперта, 2025)Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию (п. 65 Примерного положения N 776н).
(Консультация эксперта, 2025)Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию (п. 65 Примерного положения N 776н).
Вопрос: Какова ответственность главного бухгалтера, который временно исполняет обязанности генерального директора, за несчастный случай на производстве?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Обязанностью работодателя являются в том числе соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. ст. 22, 214 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Обязанностью работодателя являются в том числе соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. ст. 22, 214 ТК РФ).
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Составным элементом СУОТ является комитет (комиссия) по охране труда. Комитета (комиссии) у вас может и не быть. Инициировать его создание вправе работодатель и (или) работники либо их уполномоченный представительный орган. Действует комитет (комиссия) в соответствии с положением, которое нужно утвердить приказом (распоряжением) работодателя. За основу локального нормативного акта используйте Примерное положение о комитете (комиссии) (ч. 1, 3 ст. 224 ТК РФ, п. 2 Примерного положения о комитете (комиссии)).
(КонсультантПлюс, 2025)Составным элементом СУОТ является комитет (комиссия) по охране труда. Комитета (комиссии) у вас может и не быть. Инициировать его создание вправе работодатель и (или) работники либо их уполномоченный представительный орган. Действует комитет (комиссия) в соответствии с положением, которое нужно утвердить приказом (распоряжением) работодателя. За основу локального нормативного акта используйте Примерное положение о комитете (комиссии) (ч. 1, 3 ст. 224 ТК РФ, п. 2 Примерного положения о комитете (комиссии)).