Права унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Права унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приватизация государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных [Законом о приватизации - ред.]... при условии, если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных [Законом о приватизации - ред.]... при условии, если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Государственное (муниципальное) унитарное предприятие: понятие, имущество, порядок совершения сделок и обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каким имуществом и на каком праве владеет унитарное предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каким имуществом и на каком праве владеет унитарное предприятие
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Глава 7.2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ,
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Глава 7.2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ,
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Унитарное предприятие на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Унитарное предприятие на праве оперативного управления
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Как следует из разъяснений, данных в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, для привлечения публично-правового образования к субсидиарной ответственности необходимо выяснить несколько обстоятельств: во-первых, на каком праве основано унитарное предприятие (в частности, основано ли оно на праве оперативного управления) и, во-вторых, является ли оно казенным. Если хотя бы одно из приведенных условий не выполняется, то основанием наступления субсидиарной ответственности публично-правового образования будет несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, вызванная действиями собственника <406>. Законодатель, а вслед за ним и судебная практика, конструируют весьма специфическое правило: субсидиарная ответственность государства наступает не в момент неисполнения обязательства основным должником - неказенным предприятием, а в момент, когда просрочивший должник находится в состоянии несостоятельности (банкротства). Вместе с тем, как учит общая теория обязательственного права, "в силу идеального характера обязательства они по большей части возникают из действий человека" <407>. Но, как было показано в рассмотренном разъяснении высшей судебной инстанции, субсидиарная ответственность государства ставится в зависимость не от действий должника, а от его юридического состояния, что не вполне последовательно.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Как следует из разъяснений, данных в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, для привлечения публично-правового образования к субсидиарной ответственности необходимо выяснить несколько обстоятельств: во-первых, на каком праве основано унитарное предприятие (в частности, основано ли оно на праве оперативного управления) и, во-вторых, является ли оно казенным. Если хотя бы одно из приведенных условий не выполняется, то основанием наступления субсидиарной ответственности публично-правового образования будет несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, вызванная действиями собственника <406>. Законодатель, а вслед за ним и судебная практика, конструируют весьма специфическое правило: субсидиарная ответственность государства наступает не в момент неисполнения обязательства основным должником - неказенным предприятием, а в момент, когда просрочивший должник находится в состоянии несостоятельности (банкротства). Вместе с тем, как учит общая теория обязательственного права, "в силу идеального характера обязательства они по большей части возникают из действий человека" <407>. Но, как было показано в рассмотренном разъяснении высшей судебной инстанции, субсидиарная ответственность государства ставится в зависимость не от действий должника, а от его юридического состояния, что не вполне последовательно.
Статья: О применении льготы по транспортному налогу: общий и частные случаи
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Вправе ли унитарные предприятия, бюджетные учреждения рассчитывать на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, если основной вид их деятельности не связан с осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок? Зависит ли применение льготы по транспортному налогу от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, а также от доли доходов от перевозок?
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Вправе ли унитарные предприятия, бюджетные учреждения рассчитывать на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, если основной вид их деятельности не связан с осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок? Зависит ли применение льготы по транспортному налогу от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, а также от доли доходов от перевозок?
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Вместе с тем титульные владельцы чужих вещей в силу закона или договора в соответствии со ст. 305 ГК РФ могут защищать свое право владения вещью даже против ее собственника. Не вызывает сомнений, что такая защита может использоваться субъектами ограниченных вещных прав (например, унитарными предприятиями или отказополучателями). Однако владельцы чужих вещей по договорам (например, арендаторы) состоят в обязательственных взаимоотношениях с собственниками, в силу чего должны использовать обязательственные, а не вещно-правовые способы защиты своих прав. Если, например, арендодатель-собственник в нарушение договора не передает арендатору в установленный срок арендованное помещение, последний должен использовать не виндикационный (вещный), а обязательственный иск (п. 3 ст. 611 ГК РФ), равно как и арендодатель вправе требовать от арендатора использования переданной ему вещи в строгом соответствии с условиями договора по обязательственному (ст. 619 ГК РФ), а не по негаторному иску (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 153).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Вместе с тем титульные владельцы чужих вещей в силу закона или договора в соответствии со ст. 305 ГК РФ могут защищать свое право владения вещью даже против ее собственника. Не вызывает сомнений, что такая защита может использоваться субъектами ограниченных вещных прав (например, унитарными предприятиями или отказополучателями). Однако владельцы чужих вещей по договорам (например, арендаторы) состоят в обязательственных взаимоотношениях с собственниками, в силу чего должны использовать обязательственные, а не вещно-правовые способы защиты своих прав. Если, например, арендодатель-собственник в нарушение договора не передает арендатору в установленный срок арендованное помещение, последний должен использовать не виндикационный (вещный), а обязательственный иск (п. 3 ст. 611 ГК РФ), равно как и арендодатель вправе требовать от арендатора использования переданной ему вещи в строгом соответствии с условиями договора по обязательственному (ст. 619 ГК РФ), а не по негаторному иску (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 153).
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):
(КонсультантПлюс, 2025)Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<140> Полномочия собственника в отношении закрепленного на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями и казенными учреждениями государственного имущества также могут быть возложены на иные органы государственной власти, в чьем ведении находятся такие организации, а также на государственную корпорацию и государственную компанию. См.: п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1112; п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<140> Полномочия собственника в отношении закрепленного на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями и казенными учреждениями государственного имущества также могут быть возложены на иные органы государственной власти, в чьем ведении находятся такие организации, а также на государственную корпорацию и государственную компанию. См.: п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1112; п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
Вопрос: Законна ли сдача в аренду нежилых помещений, собственником которых является Российская Федерация, переданных на праве хозяйственного ведения федеральному государственному унитарному предприятию, признанному на основании решения суда банкротом, в процедуре конкурсного производства, без согласия собственника?
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Однако некоторое имущество, которое может принадлежать должнику - унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения:
(КонсультантПлюс, 2025)Однако некоторое имущество, которое может принадлежать должнику - унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения: