Права сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Права сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в гражданском судопроизводстве: Заявитель не согласен с передачей дела в другой суд
(КонсультантПлюс, 2025)иск о восстановлении трудовых прав сотрудника органов внутренних дел предъявлен в суд по месту жительства истца
(КонсультантПлюс, 2025)иск о восстановлении трудовых прав сотрудника органов внутренних дел предъявлен в суд по месту жительства истца
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно членов семьи работника Крайнего Севера и приравненных местностей
(КонсультантПлюс, 2025)Положения ст. 33 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и ст. 325 ТК РФ о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам Крайнего Севера и приравненных местностей не подлежат применению в отношении сотрудников ОВД, право которых на аналогичные социальные гарантии предусмотрено специальным законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Положения ст. 33 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и ст. 325 ТК РФ о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам Крайнего Севера и приравненных местностей не подлежат применению в отношении сотрудников ОВД, право которых на аналогичные социальные гарантии предусмотрено специальным законодательством
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.36. Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.36. Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных законами.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных законами.
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматривается проблема социального обеспечения сотрудников Министерства внутренних дел РФ и народных дружинников. На основании проведенного анализа конституционно-правовых положений можно выделить отдельные проблемы правового регулирования, а также предложить пути их решения. Проанализированы проблемы в сфере реализации социальных прав сотрудников ОВД во взаимосвязи с кадровым дефицитом сотрудников в субъектах Российской Федерации. Реализация данных предложений, по мнению авторов, позволит снизить дефицит кадров ведомства в субъектах Федерации и будет способствовать снижению оттока кадров из субъектов в центр, повысит социальные гарантии сотрудников МВД России и народных дружинников.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматривается проблема социального обеспечения сотрудников Министерства внутренних дел РФ и народных дружинников. На основании проведенного анализа конституционно-правовых положений можно выделить отдельные проблемы правового регулирования, а также предложить пути их решения. Проанализированы проблемы в сфере реализации социальных прав сотрудников ОВД во взаимосвязи с кадровым дефицитом сотрудников в субъектах Российской Федерации. Реализация данных предложений, по мнению авторов, позволит снизить дефицит кадров ведомства в субъектах Федерации и будет способствовать снижению оттока кадров из субъектов в центр, повысит социальные гарантии сотрудников МВД России и народных дружинников.
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Комахин Борис Николаевич, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Комахин Борис Николаевич, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Ситуация: Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время алкогольное опьянение устанавливается с помощью специальных приборов - газоанализаторов (алкотестеров) путем исследования выдыхаемого водителем воздуха на наличие в нем паров этилового спирта, а наркотическое и психотропное опьянение - путем проведения химико-токсикологического исследования биологической жидкости (урины) водителя. Проводить исследования на установление состояния наркотического опьянения вправе только специализированные врачи, имеющие соответствующее разрешение, в специальных лицензированных медицинских учреждениях. Также проводить такие исследования вправе сотрудники полиции (инспекторы ГИБДД). Причем для проведения исследований закон устанавливает обязательные основания - визуальное наличие у водителя хотя бы одного из признаков опьянения. Этих признаков всего пять: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке (п. 2 Правил N 1882).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время алкогольное опьянение устанавливается с помощью специальных приборов - газоанализаторов (алкотестеров) путем исследования выдыхаемого водителем воздуха на наличие в нем паров этилового спирта, а наркотическое и психотропное опьянение - путем проведения химико-токсикологического исследования биологической жидкости (урины) водителя. Проводить исследования на установление состояния наркотического опьянения вправе только специализированные врачи, имеющие соответствующее разрешение, в специальных лицензированных медицинских учреждениях. Также проводить такие исследования вправе сотрудники полиции (инспекторы ГИБДД). Причем для проведения исследований закон устанавливает обязательные основания - визуальное наличие у водителя хотя бы одного из признаков опьянения. Этих признаков всего пять: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке (п. 2 Правил N 1882).
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Предметом рассмотрения настоящего исследования по большей части являются законные требования, реализуемые полицией в области БДД, которые в рассматриваемом контексте могут быть интерпретированы как специальные, то есть направленные на реализацию конкретных функций, возложенных на полицию. В основном они закреплены в п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Заслуживает внимания тот факт, что до внесения изменений в ч. 2 ст. 13 Закона о полиции реализация таких прав сотрудниками полиции ограничивалась Госавтоинспекцией <93>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Предметом рассмотрения настоящего исследования по большей части являются законные требования, реализуемые полицией в области БДД, которые в рассматриваемом контексте могут быть интерпретированы как специальные, то есть направленные на реализацию конкретных функций, возложенных на полицию. В основном они закреплены в п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Заслуживает внимания тот факт, что до внесения изменений в ч. 2 ст. 13 Закона о полиции реализация таких прав сотрудниками полиции ограничивалась Госавтоинспекцией <93>.
Статья: Верховный Суд РФ утвердил Обзор судебной практики N 1 (2025)
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Условия и порядок предоставления социальной гарантии в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленной статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат применению в отношении сотрудников органов внутренних дел, право которых на аналогичную по своей правовой природе социальную гарантию предусмотрено нормами специального законодательства.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- Условия и порядок предоставления социальной гарантии в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленной статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат применению в отношении сотрудников органов внутренних дел, право которых на аналогичную по своей правовой природе социальную гарантию предусмотрено нормами специального законодательства.
Статья: Личное страхование одного из супругов в свете раздела супружеского имущества
(Прибыткова М.В.)
("Российская юстиция", 2025, NN 3, 4)В то же время есть несколько решений Верховного Суда РФ, в которых он занял иную позицию. Например, Суд посчитал, что бюджетные денежные средства на приобретение или строительство военнослужащим жилого помещения выделялись семье военнослужащего <20>. Надо сказать, что отличие этой позиции Суда от позиции по поводу аналогичной целевой выплаты, перечисляемой сотруднику правоохранительных органов, представляется удивительным, поскольку часть 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21> и пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <22> абсолютно одинаково описывают подобную выплату и не связывают ее с семейным статусом служилых людей. Конституционный Суд РФ обосновал <23> такой подход тем, что государственные гарантии жилищных прав военнослужащих направлены в итоге на обеспечение потребностей в жилище как непосредственно самих военнослужащих, так и членов их семей, что служит укреплению социальной базы исполнения гражданами обязанностей по защите Отечества и реализации тем самым требований статей 40 и 59 Конституции РФ на основе уважения и защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства. Но, на наш взгляд, ровно то же самое можно сказать и о государственных гарантиях жилищных прав сотрудников органов внутренних дел. В любом случае, какое бы решение ни было принято высшими судами относительно характера этой выплаты (общая она или личная), оно должно быть одинаковым. Ведь, как провозглашает сам Конституционный Суд, Конституция РФ закрепляет принцип равенства, а значит, различия в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
(Прибыткова М.В.)
("Российская юстиция", 2025, NN 3, 4)В то же время есть несколько решений Верховного Суда РФ, в которых он занял иную позицию. Например, Суд посчитал, что бюджетные денежные средства на приобретение или строительство военнослужащим жилого помещения выделялись семье военнослужащего <20>. Надо сказать, что отличие этой позиции Суда от позиции по поводу аналогичной целевой выплаты, перечисляемой сотруднику правоохранительных органов, представляется удивительным, поскольку часть 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21> и пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <22> абсолютно одинаково описывают подобную выплату и не связывают ее с семейным статусом служилых людей. Конституционный Суд РФ обосновал <23> такой подход тем, что государственные гарантии жилищных прав военнослужащих направлены в итоге на обеспечение потребностей в жилище как непосредственно самих военнослужащих, так и членов их семей, что служит укреплению социальной базы исполнения гражданами обязанностей по защите Отечества и реализации тем самым требований статей 40 и 59 Конституции РФ на основе уважения и защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства. Но, на наш взгляд, ровно то же самое можно сказать и о государственных гарантиях жилищных прав сотрудников органов внутренних дел. В любом случае, какое бы решение ни было принято высшими судами относительно характера этой выплаты (общая она или личная), оно должно быть одинаковым. Ведь, как провозглашает сам Конституционный Суд, Конституция РФ закрепляет принцип равенства, а значит, различия в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.