Права недропользователя
Подборка наиболее важных документов по запросу Права недропользователя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Следовательно, действующим законодательством не ограничено право пользователя недр на продление срока пользования недрами на период отработки месторождения полезных ископаемых после ранее предоставленного краткосрочного права пользования участками недр, которое в данном случае не было связано с досрочным прекращением такого права в соответствии с исчерпывающим перечнем оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о недрах."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах"При этом, права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)пользователи недр, лица, чье право пользования недрами было досрочно прекращено согласно ст. 20 Закона о недрах, при осуществлении пользования недрами которыми образованы эти породы, - если такие породы не используются в целях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах;
(КонсультантПлюс, 2025)пользователи недр, лица, чье право пользования недрами было досрочно прекращено согласно ст. 20 Закона о недрах, при осуществлении пользования недрами которыми образованы эти породы, - если такие породы не используются в целях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 23.5 Закона о недрах;
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.6.6. Неучтенные убытки предыдущего недропользователя
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.6.6. Неучтенные убытки предыдущего недропользователя
Вопрос: Если нарушения отсутствуют, допускается вносить изменения в лицензию? Можно ли вносить изменения в лицензию в период приостановления права пользования недрами по этой лицензии, если решение о приостановлении принято по инициативе недропользователя по его заявлению?
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Несмотря на то что в Республике Казахстан действуют инвестиционные налоговые преференции в отношении объектов производственного назначения, которые предполагают право налогоплательщика на отнесение в качестве вычетов по корпоративному подоходному налогу стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию, таковые не распространяются на сооружения для спорта (ст. 123 НК РК). Как отмечалось выше, спортивные сооружения в Республике Казахстан относятся к объектам социальной сферы, поэтому к ним применимы предусмотренные для указанной категории объектов налоговые льготы (например, предоставляемые недропользователям льготы по корпоративному подоходному налогу). В соответствии с Налоговым кодексом РК недропользователи имеют право на вычеты расходов, фактически вложенных ими в развитие социальной сферы регионов, в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование (ст. 112). При этом к расходам на развитие социальной сферы регионов также относятся расходы на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры регионов и средства, перечисляемые на эти цели в государственный бюджет.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Несмотря на то что в Республике Казахстан действуют инвестиционные налоговые преференции в отношении объектов производственного назначения, которые предполагают право налогоплательщика на отнесение в качестве вычетов по корпоративному подоходному налогу стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию, таковые не распространяются на сооружения для спорта (ст. 123 НК РК). Как отмечалось выше, спортивные сооружения в Республике Казахстан относятся к объектам социальной сферы, поэтому к ним применимы предусмотренные для указанной категории объектов налоговые льготы (например, предоставляемые недропользователям льготы по корпоративному подоходному налогу). В соответствии с Налоговым кодексом РК недропользователи имеют право на вычеты расходов, фактически вложенных ими в развитие социальной сферы регионов, в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование (ст. 112). При этом к расходам на развитие социальной сферы регионов также относятся расходы на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры регионов и средства, перечисляемые на эти цели в государственный бюджет.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что право собственности на полезные ископаемые может возникать у хозяйствующего субъекта не только с момента образования полупродукта, как это указано в нормах НК РФ, но и с момента выделения конкретных видов полезных ископаемых в чистом виде, например после аффинажного производства, что в полной мере соответствует положениям гражданского права и законодательства о недропользовании. Это возможно при условии включения данного процесса в технический проект добычи, а также соответствия конечной продукции переработки отходов недропользования в виде конкретного полезного ископаемого определенному стандарту. В связи с чем представляется необходимым внести дополнения в п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах в части регламентации прав пользователя недр: приобретать право собственности на добытые полезные ископаемые и полезные компоненты в соответствии с условиями лицензии или соглашения о разделе продукции, с момента, определяемого техническим проектом разработки месторождения, при условии их соответствия национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что право собственности на полезные ископаемые может возникать у хозяйствующего субъекта не только с момента образования полупродукта, как это указано в нормах НК РФ, но и с момента выделения конкретных видов полезных ископаемых в чистом виде, например после аффинажного производства, что в полной мере соответствует положениям гражданского права и законодательства о недропользовании. Это возможно при условии включения данного процесса в технический проект добычи, а также соответствия конечной продукции переработки отходов недропользования в виде конкретного полезного ископаемого определенному стандарту. В связи с чем представляется необходимым внести дополнения в п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах в части регламентации прав пользователя недр: приобретать право собственности на добытые полезные ископаемые и полезные компоненты в соответствии с условиями лицензии или соглашения о разделе продукции, с момента, определяемого техническим проектом разработки месторождения, при условии их соответствия национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Отдельного внимания заслуживает тот факт, что арбитражные суды в своих решениях уделили повышенное внимание анализу причин списания запасов полезных ископаемых, в то время как законодатель в пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ право недропользователя на льготу не ставит в зависимость от причин списания полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Отдельного внимания заслуживает тот факт, что арбитражные суды в своих решениях уделили повышенное внимание анализу причин списания запасов полезных ископаемых, в то время как законодатель в пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ право недропользователя на льготу не ставит в зависимость от причин списания полезных ископаемых.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.