Права инвалидов в области трудоустройства
Подборка наиболее важных документов по запросу Права инвалидов в области трудоустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 208 "Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Доводы кассационной жалобы со ссылкой на решение суда по делу N 2а-7571/2022 о том, что административный истец является субъектом оспариваемых правоотношений, поскольку в рассматриваемый период состоял на учете в центре занятости и ему было отказано в трудоустройстве, об обратном не свидетельствует, поскольку решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20 декабря 2022 года по делу N 2а-7571/2022 принято по результатам рассмотрения индивидуального трудового спора между Л. и АО "Почта России", связанным с отказом в заключении трудового договора на квотируемое рабочее место, тогда как Порядком вопросы, связанные с трудоустройством инвалидов, не регулировались, отмена Порядка на объем прав Л. не повлияла.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости вас могут привлечь к административной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости вас могут привлечь к административной ответственности.
Статья: Последствия сокрытия работником инвалидности при трудоустройстве
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)- Обязан ли был работник сообщать о своей инвалидности при трудоустройстве? Имел ли право это скрыть?
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)- Обязан ли был работник сообщать о своей инвалидности при трудоустройстве? Имел ли право это скрыть?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Тема сообщения: процесс набора персонала; дискриминация в процессе применения национального законодательства о праве инвалидов на трудоустройство.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Тема сообщения: процесс набора персонала; дискриминация в процессе применения национального законодательства о праве инвалидов на трудоустройство.
Статья: Работник заболел перед датой сокращения. Какие вакансии ему следует предлагать?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)В отношении должностей, выделенных в рамках квоты для инвалидов, апелляционный суд указал, что по смыслу Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатель не вправе отказывать инвалидам в приеме на работу на специально созданное или выделенное рабочее место в рамках установленной квоты. Обратное означало бы уклонение от обеспечения исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и их трудоустройства. Работник к указанной категории лиц не относится.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)В отношении должностей, выделенных в рамках квоты для инвалидов, апелляционный суд указал, что по смыслу Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатель не вправе отказывать инвалидам в приеме на работу на специально созданное или выделенное рабочее место в рамках установленной квоты. Обратное означало бы уклонение от обеспечения исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и их трудоустройства. Работник к указанной категории лиц не относится.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Отменяя решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ <1> пришла к обоснованному выводу о том, что положения Конвенции о правах инвалидов (2006 г.), нормы права, регулирующие отношения по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места, нормы ТК РФ, устанавливающие запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, и разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (абз. 4, 5 п. 10) по этому вопросу, при рассмотрении исковых требований С.В. Хайбрахманова судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Отменяя решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ <1> пришла к обоснованному выводу о том, что положения Конвенции о правах инвалидов (2006 г.), нормы права, регулирующие отношения по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места, нормы ТК РФ, устанавливающие запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, и разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (абз. 4, 5 п. 10) по этому вопросу, при рассмотрении исковых требований С.В. Хайбрахманова судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно.
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Квотирование по праву можно считать доминирующей формой трудоустройства инвалидов <3>, наиболее распространенным способом оказания содействия им в трудоустройстве <4>. Оно, несомненно, представляет собой весьма эффективный и действенный механизм обеспечения права инвалидов на участие в трудовой деятельности. Так, численность инвалидов, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, в 2023 г. составила 424,9 тыс. человек (в том числе на специальных рабочих местах - 34,2 тыс. человек) и увеличилась на 3,1 процента по сравнению с предыдущим 2022 г. (на 12,8 тыс. человек) <5>.
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Квотирование по праву можно считать доминирующей формой трудоустройства инвалидов <3>, наиболее распространенным способом оказания содействия им в трудоустройстве <4>. Оно, несомненно, представляет собой весьма эффективный и действенный механизм обеспечения права инвалидов на участие в трудовой деятельности. Так, численность инвалидов, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, в 2023 г. составила 424,9 тыс. человек (в том числе на специальных рабочих местах - 34,2 тыс. человек) и увеличилась на 3,1 процента по сравнению с предыдущим 2022 г. (на 12,8 тыс. человек) <5>.
Статья: Особенности правового статуса детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Представляется, что для реализации должного механизма соблюдения прав детей с ограниченными возможностями в исследуемом Законе должна быть прямо закреплена специальная статья, устанавливающая гражданско-правовую ответственность граждан, а также должностных лиц за нарушение прав детей с ограниченными возможностями, гарантированных исследуемым Законом, в виде фиксированного размера компенсации в диапазоне от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, необходимо пересмотреть размеры штрафов в сторону их постепенного увеличения в рамках административной ответственности, которая сейчас, согласно действующему КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение ряда прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а также в сфере доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Представляется, что для реализации должного механизма соблюдения прав детей с ограниченными возможностями в исследуемом Законе должна быть прямо закреплена специальная статья, устанавливающая гражданско-правовую ответственность граждан, а также должностных лиц за нарушение прав детей с ограниченными возможностями, гарантированных исследуемым Законом, в виде фиксированного размера компенсации в диапазоне от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, необходимо пересмотреть размеры штрафов в сторону их постепенного увеличения в рамках административной ответственности, которая сейчас, согласно действующему КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение ряда прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а также в сфере доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.