Права иностранных граждан на земельные участки
Подборка наиболее важных документов по запросу Права иностранных граждан на земельные участки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц" ЗК РФИз изложенного выше следует, что запрет иностранным гражданам обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, не ограничивает их права владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, находящихся на указанных земельных участках."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц" ЗК РФПравильно определив и применив приведенные положения закона, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик Л.О., являясь иностранным гражданином, не может обладать правом собственности на спорный земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками", что является основанием для применения в установленном порядке положений статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации о принудительной продаже земельного участка с последующей передачей собственнику вырученной суммы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174
"Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации"в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;
"Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации"в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;
Ситуация: Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату (в том числе если иностранные граждане являются участниками долевой собственности в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке, который находится в пользовании таких лиц). Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату (в том числе если иностранные граждане являются участниками долевой собственности в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке, который находится в пользовании таких лиц). Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
Статья: Проблемы регулирования земельных правоотношений на приграничных территориях
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2023, N 8)В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о внесении дополнений в ст. 27 Закона N 218-ФЗ, предусматривающих обязанность государственного регистратора принимать решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности иностранных граждан на земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2023, N 8)В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о внесении дополнений в ст. 27 Закона N 218-ФЗ, предусматривающих обязанность государственного регистратора принимать решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности иностранных граждан на земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).