Права и обязанности волонтеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности волонтеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 N 77-87/2024 (УИД 40RS0020-04-2022-000590-95)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Длительность нахождения К. под стражей, наличие у нее детей и малолетних внуков, состояние их здоровья, оказание помощи нуждающимся членам семьи, а также участие в волонтерской деятельности, на что осужденной указано в кассационной жалобе, само по себе не может являться основанием для признания назначенного К. судом первой инстанции по обжалуемому приговору наказания несправедливым и изменения приговора, поскольку признание смягчающим наказание иных обстоятельств, прямо не предусмотренных в качестве таковых ч. 1 ст. 61 УК РФ, в том числе приведенных выше, по смыслу ч. 2 указанной нормы закона является правом суда, а не его обязанностью.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Длительность нахождения К. под стражей, наличие у нее детей и малолетних внуков, состояние их здоровья, оказание помощи нуждающимся членам семьи, а также участие в волонтерской деятельности, на что осужденной указано в кассационной жалобе, само по себе не может являться основанием для признания назначенного К. судом первой инстанции по обжалуемому приговору наказания несправедливым и изменения приговора, поскольку признание смягчающим наказание иных обстоятельств, прямо не предусмотренных в качестве таковых ч. 1 ст. 61 УК РФ, в том числе приведенных выше, по смыслу ч. 2 указанной нормы закона является правом суда, а не его обязанностью.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2023 N 77-3794/2023 (УИД 64RS0007-01-2022-003823-44)
Приговор: По п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.То обстоятельство, что осужденная принимает участие в волонтерской деятельности по оказанию помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации, не является безусловным основанием для смягчения назначенного наказания, поскольку оно прямо не предусмотрено в ч. 1 ст. 61 УК РФ в качестве смягчающего наказание обстоятельства, а признание его таковым в порядке ч. 2 ст. 61 УК РФ является правом суда ФИО2 инстанции, а не обязанностью.
Приговор: По п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.То обстоятельство, что осужденная принимает участие в волонтерской деятельности по оказанию помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации, не является безусловным основанием для смягчения назначенного наказания, поскольку оно прямо не предусмотрено в ч. 1 ст. 61 УК РФ в качестве смягчающего наказание обстоятельства, а признание его таковым в порядке ч. 2 ст. 61 УК РФ является правом суда ФИО2 инстанции, а не обязанностью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы взаимодействия добровольческих поисково-спасательных отрядов со следственными органами Следственного комитета России при организации поиска без вести пропавших граждан
(Пономарева Н.С., Сизых А.Д.)
("Современное право", 2024, N 11)Но, несмотря на вовлечение волонтерских организаций и добровольцев в процесс поиска безвестно пропавшего человека, в подавляющем большинстве случаев проводимого в рамках уголовного судопроизводства, до настоящего времени остается открытым вопрос о форме рассматриваемого взаимодействия и необходимости закрепления процессуального статуса волонтеров и добровольцев, в том числе определения их прав, обязанностей и ответственности в уголовно-процессуальном законе. Безусловно, неопределенность правового положения волонтеров и добровольцев как иных участников уголовного судопроизводства, а также отсутствие принципов, на которых строится взаимодействие и сотрудничество в уголовном процессе, осложняет выполнение должностными лицами возложенных на них полномочий и влечет несогласованность действий.
(Пономарева Н.С., Сизых А.Д.)
("Современное право", 2024, N 11)Но, несмотря на вовлечение волонтерских организаций и добровольцев в процесс поиска безвестно пропавшего человека, в подавляющем большинстве случаев проводимого в рамках уголовного судопроизводства, до настоящего времени остается открытым вопрос о форме рассматриваемого взаимодействия и необходимости закрепления процессуального статуса волонтеров и добровольцев, в том числе определения их прав, обязанностей и ответственности в уголовно-процессуальном законе. Безусловно, неопределенность правового положения волонтеров и добровольцев как иных участников уголовного судопроизводства, а также отсутствие принципов, на которых строится взаимодействие и сотрудничество в уголовном процессе, осложняет выполнение должностными лицами возложенных на них полномочий и влечет несогласованность действий.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Особенности кооперативов в странах Европы обусловлены неидентичным положением различных уязвимых категорий населения, однако их объединяет наличие не менее трех категорий участников кооператива, обладающих различным статусом, а также соответствующими ему правами и обязанностями: наименее социально защищенных лиц, наемных работников, волонтеров.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Особенности кооперативов в странах Европы обусловлены неидентичным положением различных уязвимых категорий населения, однако их объединяет наличие не менее трех категорий участников кооператива, обладающих различным статусом, а также соответствующими ему правами и обязанностями: наименее социально защищенных лиц, наемных работников, волонтеров.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"Статья 17.1. Права и обязанности добровольца (волонтера)
(ред. от 31.07.2025)
"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"Статья 17.1. Права и обязанности добровольца (волонтера)
Статья: К вопросу о повышении качества деятельности медиаторов в контексте развития внутреннего и въездного туризма в России
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Упомянув о важности для медиатора знаний в сфере психологии, мы сталкиваемся с проблемой - недостаточным правовым регулированием психологической помощи в стране. Правоприменительная практика изобилует примерами противоправных действий граждан, которые используют статус психолога (могут использовать статус психолога-медиатора) в своих корыстных целях, связанных с противоправным манипулированием сторонами. Психологи (И.В. Дубровина) обращают внимание на то, что в мире популярны "методы управления человеческим поведением и мышлением, основанные на знании психологии" <14>; и "особенно это заметно в отношении психосоциальной и... социально-юридической работы" <15>. Необходимо принятие закона, регулирующего психологическую деятельность (отражающего вопросы медиации). Государству важно оптимизировать контрольные и надзорные функции в сфере образования (особенно дополнительного). В 2023 г. Н.И. Минкина писала, что в "условиях отсутствия единой образовательной программы" происходит ориентация "на трудовые действия и... функцию, описанные в профессиональном стандарте" (указанном выше), сложилась ситуация, при которой "по разным образовательным программам по-разному толкуется и ложится в основу... профессиональный стандарт медиатора" <16>. Это стало негативным последствием изначально слишком формального подхода к определению прав и обязанностей медиатора в нормах закона. Убеждены, крайне важна унификация требований к подготовке медиаторов. В этом мы поддерживаем указанного автора. Также Н.И. Минкина приводит мнение экспертов, что лица, прошедшие обучение, но не достигшие возраста, необходимого для получения профессионального статуса медиатора (ценз - 25 лет), "осуществляют помощь профессиональным медиаторам, отрабатывая навык" <17>, также непрофессиональные медиаторы могут участвовать в урегулировании споров как волонтеры. Ситуация схожа с выделением отдельно статусов адвоката и его стажера. Первый из них осуществляет адвокатскую деятельность, второй не вправе самостоятельно ею заниматься (ответственность за оказание юридической помощи всецело лежит на адвокате, стажер же выполняет отдельные поручения под его руководством). По аналогии стоит отличать субъекта, который может быть стажером или помощником профессионального медиатора (увы, в законе не прописано, но должно), и непрофессионального медиатора как самостоятельного и несущего полную ответственность субъекта медиации. Мы солидарны с авторами, обосновывающими, что "непрофессиональные медиаторы" как субъекты медиативной деятельности из законодательства должны быть исключены. Медиация должна стать сугубо профессиональной.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Упомянув о важности для медиатора знаний в сфере психологии, мы сталкиваемся с проблемой - недостаточным правовым регулированием психологической помощи в стране. Правоприменительная практика изобилует примерами противоправных действий граждан, которые используют статус психолога (могут использовать статус психолога-медиатора) в своих корыстных целях, связанных с противоправным манипулированием сторонами. Психологи (И.В. Дубровина) обращают внимание на то, что в мире популярны "методы управления человеческим поведением и мышлением, основанные на знании психологии" <14>; и "особенно это заметно в отношении психосоциальной и... социально-юридической работы" <15>. Необходимо принятие закона, регулирующего психологическую деятельность (отражающего вопросы медиации). Государству важно оптимизировать контрольные и надзорные функции в сфере образования (особенно дополнительного). В 2023 г. Н.И. Минкина писала, что в "условиях отсутствия единой образовательной программы" происходит ориентация "на трудовые действия и... функцию, описанные в профессиональном стандарте" (указанном выше), сложилась ситуация, при которой "по разным образовательным программам по-разному толкуется и ложится в основу... профессиональный стандарт медиатора" <16>. Это стало негативным последствием изначально слишком формального подхода к определению прав и обязанностей медиатора в нормах закона. Убеждены, крайне важна унификация требований к подготовке медиаторов. В этом мы поддерживаем указанного автора. Также Н.И. Минкина приводит мнение экспертов, что лица, прошедшие обучение, но не достигшие возраста, необходимого для получения профессионального статуса медиатора (ценз - 25 лет), "осуществляют помощь профессиональным медиаторам, отрабатывая навык" <17>, также непрофессиональные медиаторы могут участвовать в урегулировании споров как волонтеры. Ситуация схожа с выделением отдельно статусов адвоката и его стажера. Первый из них осуществляет адвокатскую деятельность, второй не вправе самостоятельно ею заниматься (ответственность за оказание юридической помощи всецело лежит на адвокате, стажер же выполняет отдельные поручения под его руководством). По аналогии стоит отличать субъекта, который может быть стажером или помощником профессионального медиатора (увы, в законе не прописано, но должно), и непрофессионального медиатора как самостоятельного и несущего полную ответственность субъекта медиации. Мы солидарны с авторами, обосновывающими, что "непрофессиональные медиаторы" как субъекты медиативной деятельности из законодательства должны быть исключены. Медиация должна стать сугубо профессиональной.
Статья: Взаимодействие с волонтерскими организациями и добровольцами при розыске лиц, пропавших без вести: теоретические и прикладные аспекты
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)С учетом совокупности теоретических и прикладных аспектов анализируемой проблематики предлагается проработать вопрос о дополнительном законодательном закреплении статуса волонтерских организаций и добровольцев, участвующих в розыске лиц, пропавших без вести, посредством принятия федерального закона по аналогии со статусом добровольных пожарных, предусмотренным Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" <16>, что позволит системно и четко определить их права и обязанности, рассматривать вопрос об их страховании, обеспечении необходимыми компенсациями и льготами, вести реестр добровольцев, проводить их регулярное обучение и в конечном итоге наладить более эффективное взаимодействие, устранить ряд сложностей в повседневной правоприменительной деятельности.
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)С учетом совокупности теоретических и прикладных аспектов анализируемой проблематики предлагается проработать вопрос о дополнительном законодательном закреплении статуса волонтерских организаций и добровольцев, участвующих в розыске лиц, пропавших без вести, посредством принятия федерального закона по аналогии со статусом добровольных пожарных, предусмотренным Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" <16>, что позволит системно и четко определить их права и обязанности, рассматривать вопрос об их страховании, обеспечении необходимыми компенсациями и льготами, вести реестр добровольцев, проводить их регулярное обучение и в конечном итоге наладить более эффективное взаимодействие, устранить ряд сложностей в повседневной правоприменительной деятельности.
Статья: Правомерное поведение и злоупотребление правом
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Что касается правомерного поведения, то в юридической литературе его лаконично определяют как поведение в соответствии с нормами права, как поведение участника правовых отношений, осознанно действующего согласно правовым предписаниям, не противоречащее им. В широком смысле под ним понимают социально значимые действия лица или коллективных субъектов, а также субъектов, наделенных правами, или обязанных лиц, подконтрольные их сознанию и воле, которые соответствуют праву <2>. Правомерное поведение характеризуется также совпадением правовой регламентации и реального действия (бездействия). Выделяют несколько видов правомерного поведения: маргинальное (для него характерна боязнь осуждения, ответственности), конформистское (ориентация на поведение окружающих), положительное (выполнение должностных обязанностей), социально активное поведение (например, волонтерское движение). Указанные виды правомерного поведения, на наш взгляд, приемлемы вне зависимости от обусловливающих их причин. Но все же более продуктивной для общественного развития является ситуация, когда проявляется социально активное поведение.
(Василевич Г.А., Василевич С.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Что касается правомерного поведения, то в юридической литературе его лаконично определяют как поведение в соответствии с нормами права, как поведение участника правовых отношений, осознанно действующего согласно правовым предписаниям, не противоречащее им. В широком смысле под ним понимают социально значимые действия лица или коллективных субъектов, а также субъектов, наделенных правами, или обязанных лиц, подконтрольные их сознанию и воле, которые соответствуют праву <2>. Правомерное поведение характеризуется также совпадением правовой регламентации и реального действия (бездействия). Выделяют несколько видов правомерного поведения: маргинальное (для него характерна боязнь осуждения, ответственности), конформистское (ориентация на поведение окружающих), положительное (выполнение должностных обязанностей), социально активное поведение (например, волонтерское движение). Указанные виды правомерного поведения, на наш взгляд, приемлемы вне зависимости от обусловливающих их причин. Но все же более продуктивной для общественного развития является ситуация, когда проявляется социально активное поведение.
Статья: Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне
(Савельев А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Представляется, что все вышеперечисленное, а также механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребенка. Подписав Конвенцию ООН 1989 г. "О правах ребенка", наше государство начало приводить свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного права. Параллельно с этим процессом формируются механизмы защиты прав детей, основанные на нормах различных отраслей российского права. В настоящее время документ ратифицировали 193 государства. Конвенция накладывает обязанность на государства, которые ее ратифицировали, в максимальной степени защищать права несовершеннолетних в деятельности со стороны всех органов государственной власти и негосударственных структур.
(Савельев А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Представляется, что все вышеперечисленное, а также механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребенка. Подписав Конвенцию ООН 1989 г. "О правах ребенка", наше государство начало приводить свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного права. Параллельно с этим процессом формируются механизмы защиты прав детей, основанные на нормах различных отраслей российского права. В настоящее время документ ратифицировали 193 государства. Конвенция накладывает обязанность на государства, которые ее ратифицировали, в максимальной степени защищать права несовершеннолетних в деятельности со стороны всех органов государственной власти и негосударственных структур.
Статья: Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Именно поэтому так важно расширять формы наставничества, в которых наставником для ребенка будет выступать лицо не из числа сотрудников организаций для детей-сирот. Представляется, что важное значение в развитии системы наставничества приобретает организация взаимодействия интернатных учреждений с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) (п. 58 Положения). Такие проекты реализуются, к примеру, благотворительными фондами "Солнечный город" и "Арифметика добра". Полагаем, что в целях формирования единого подхода к организации наставничества для детей-сирот следует законодательно закрепить понятие, формы наставничества, требования к наставникам, их права и обязанности.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Именно поэтому так важно расширять формы наставничества, в которых наставником для ребенка будет выступать лицо не из числа сотрудников организаций для детей-сирот. Представляется, что важное значение в развитии системы наставничества приобретает организация взаимодействия интернатных учреждений с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) (п. 58 Положения). Такие проекты реализуются, к примеру, благотворительными фондами "Солнечный город" и "Арифметика добра". Полагаем, что в целях формирования единого подхода к организации наставничества для детей-сирот следует законодательно закрепить понятие, формы наставничества, требования к наставникам, их права и обязанности.
Статья: Соотношение понятий "право" и "свобода" в контексте исследования механизмов ограничения конституционных прав в период пандемии
(Грищенко Т.А., Когут В.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Законодательство европейских стран неоднозначно относится и к политике недопущения к работе невакцинированных сотрудников. Так, предлагаемые в Англии поправки к Закону о здравоохранении и социальном обеспечении 2008 г. предусматривают с октября 2021 г. обязанность пройти вакцинацию от COVID-19 всем, кто работает в домах престарелых (все работники, независимые подрядчики и волонтеры, работающие на объекте).
(Грищенко Т.А., Когут В.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Законодательство европейских стран неоднозначно относится и к политике недопущения к работе невакцинированных сотрудников. Так, предлагаемые в Англии поправки к Закону о здравоохранении и социальном обеспечении 2008 г. предусматривают с октября 2021 г. обязанность пройти вакцинацию от COVID-19 всем, кто работает в домах престарелых (все работники, независимые подрядчики и волонтеры, работающие на объекте).
Статья: Обзор писем Минтруда по применению трудового законодательства
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)В Письме отмечено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)В Письме отмечено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Таким образом, рассмотренные нами меры социальной поддержки в комплексе направлены на исполнение конституционных обязанностей по защите здоровья населения и социальную защиту граждан, в том числе лиц пенсионного возраста как в России, так и за рубежом. Среди мер, направленных на соблюдение прав лиц пенсионного возраста, которые могут быть заимствованы и внедрены в отечественную практику в период пандемии, выделим следующие: 1) оказание государственного содействия благотворительным организациям, волонтерам, оказывающим помощь пенсионерам; 2) получение материальной помощи пенсионерами; 3) повышение роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных, в защите прав пожилых лиц; 4) онлайн-трансляции церемоний захоронения с соблюдением социальной дистанции среди тех лиц, которые пришли на похороны; 5) использование электронных сервисов для получения государственных услуг, в том числе реализации права на пенсионное обеспечение; 6) введение аналога телефона доверия для лиц пенсионного возраста с целью помочь пережить одиночество и иные неблагоприятные психологические состояния, возникающие в связи с постоянным нахождением дома; 7) введение для лиц пенсионного возраста определенных часов посещения магазинов с последующим проведением дезинфекции; 8) установление коммунально-бытовых льгот для лиц пенсионного возраста и малоимущих; 9) установление запрета на отключение Интернета и телевидения данным категориям населения, даже если имеется задолженность по платежам.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Таким образом, рассмотренные нами меры социальной поддержки в комплексе направлены на исполнение конституционных обязанностей по защите здоровья населения и социальную защиту граждан, в том числе лиц пенсионного возраста как в России, так и за рубежом. Среди мер, направленных на соблюдение прав лиц пенсионного возраста, которые могут быть заимствованы и внедрены в отечественную практику в период пандемии, выделим следующие: 1) оказание государственного содействия благотворительным организациям, волонтерам, оказывающим помощь пенсионерам; 2) получение материальной помощи пенсионерами; 3) повышение роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных, в защите прав пожилых лиц; 4) онлайн-трансляции церемоний захоронения с соблюдением социальной дистанции среди тех лиц, которые пришли на похороны; 5) использование электронных сервисов для получения государственных услуг, в том числе реализации права на пенсионное обеспечение; 6) введение аналога телефона доверия для лиц пенсионного возраста с целью помочь пережить одиночество и иные неблагоприятные психологические состояния, возникающие в связи с постоянным нахождением дома; 7) введение для лиц пенсионного возраста определенных часов посещения магазинов с последующим проведением дезинфекции; 8) установление коммунально-бытовых льгот для лиц пенсионного возраста и малоимущих; 9) установление запрета на отключение Интернета и телевидения данным категориям населения, даже если имеется задолженность по платежам.
Вопрос: Какие полномочия имеет уголовно-исполнительная инспекция (УИИ)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация.
Вопрос: О включении в трудовой договор условия об обязанности работника осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность.
(Письмо Минтруда России от 27.01.2025 N 14-6/10/В-1112)При этом частью второй статьи 9 Кодекса установлено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
(Письмо Минтруда России от 27.01.2025 N 14-6/10/В-1112)При этом частью второй статьи 9 Кодекса установлено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.