Права беженцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Права беженцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в защите прав экологических мигрантов
(Аль Ганими Д.Б.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)"Российский юридический журнал", 2022, N 6
(Аль Ганими Д.Б.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)"Российский юридический журнал", 2022, N 6
Статья: Проблемы афганских беженцев в контексте общей проблемы международно-правового регулирования
(Пайтян Р.Х.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 1)Настоящая статья посвящена анализу недостатков универсальных механизмов защиты прав беженцев, которые отразились на правовом положении афганских беженцев. Ситуация в Афганистане несет дестабилизирующий характер не только для региона, но и мира в целом. События в этом государстве развиваются динамично и усложняются значительным числом внутренних и внешних игроков. Предлагается привлекать к ответственности те государства, которые спровоцировали возникновение конфликта, в результате которого пострадало мирное население и было вынуждено покинуть свое привычное место жительства. Проблема афганских беженцев рассматривается в свете общей проблемы системы международно-правовой защиты прав беженцев. Указывается на несовершенства универсальных нормативно-правовых и институциональных механизмов управления миграционными потоками. Предлагается принять императивные нормы, которые касались бы процедуры предоставления такого статуса, как беженец. В частности, рекомендуется принять императивные нормы, касающиеся процедуры предоставления статуса беженца. Помимо этого, Декларация о беженцах и мигрантах, принятая в 2016 г., является рекомендательной по своей природе, но способна восполнить недостатки в этой сфере. Кроме того, необходимо обратить внимание на придание императивной силы Глобальному договору ООН о беженцах 2018 г., который, в отличие от Конвенции 1951 г., позволяет ослабить нагрузку на принимающие страны и беженцам самостоятельно обеспечивать себя.
(Пайтян Р.Х.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 1)Настоящая статья посвящена анализу недостатков универсальных механизмов защиты прав беженцев, которые отразились на правовом положении афганских беженцев. Ситуация в Афганистане несет дестабилизирующий характер не только для региона, но и мира в целом. События в этом государстве развиваются динамично и усложняются значительным числом внутренних и внешних игроков. Предлагается привлекать к ответственности те государства, которые спровоцировали возникновение конфликта, в результате которого пострадало мирное население и было вынуждено покинуть свое привычное место жительства. Проблема афганских беженцев рассматривается в свете общей проблемы системы международно-правовой защиты прав беженцев. Указывается на несовершенства универсальных нормативно-правовых и институциональных механизмов управления миграционными потоками. Предлагается принять императивные нормы, которые касались бы процедуры предоставления такого статуса, как беженец. В частности, рекомендуется принять императивные нормы, касающиеся процедуры предоставления статуса беженца. Помимо этого, Декларация о беженцах и мигрантах, принятая в 2016 г., является рекомендательной по своей природе, но способна восполнить недостатки в этой сфере. Кроме того, необходимо обратить внимание на придание императивной силы Глобальному договору ООН о беженцах 2018 г., который, в отличие от Конвенции 1951 г., позволяет ослабить нагрузку на принимающие страны и беженцам самостоятельно обеспечивать себя.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)защита прав несовершеннолетних (предоставление социального
(подготовлен Верховным Судом РФ)защита прав несовершеннолетних (предоставление социального
"ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 231 Права лица, признанного беженцем, и прибывших с ним членов его семьи
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 231 Права лица, признанного беженцем, и прибывших с ним членов его семьи
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
Статья: Интенсивность судебного контроля в России: международные стандарты, конституционные основы и практика административного судопроизводства
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На распространение доктрины интенсивности в российском административном судопроизводстве влияют международные стандарты прав человека. Гуманитарные по своей природе международно-правовые принципы и нормы исходят из необходимости обеспечения пропорции между значимостью права и тяжестью административных вмешательств в эти права. Такая идея прослеживается в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2020 г.), подготовленном Верховным Судом РФ <1>. Нижестоящим судам предписывается учитывать данные позиции при рассмотрении административных дел. Среди прочего в Обзоре раскрываются подходы Европейского суда по правам человека "в сфере административно-правовых отношений" по поводу условий длительного пребывания нескольких иностранцев в транзитной зоне аэропорта Шереметьево до рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища <2>. Квалифицируя такое пребывание в качестве лишения свободы, "следует исходить из конкретной ситуации в действительности и учитывать целый ряд факторов (таких, как тип, длительность, последствия и характер применения рассматриваемой меры). Разница между лишением и ограничением свободы заключается в степени и интенсивности мер, но они не отличаются по сути или природе. Одновременно важно признавать право государств согласно их международным обязательствам, контролировать свои границы и принимать меры в отношении иностранцев, обходящих иммиграционные ограничения". Верховный Суд РФ, ориентируясь на практику международного правосудия, подчеркивает необходимость принимать во внимание обозначенные факторы. Российские суды, столкнувшиеся с похожей ситуацией, в зависимости от их наличия или отсутствия могут изменять интенсивность судебного контроля административной меры по принудительному содержанию мигрантов в аэропортах. Стоит подчеркнуть, что вопросы миграции относятся к наиболее чувствительным аспектам национальной и международной политики. В российском деле оспаривались действия Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ по изъятию паспортов и ограничению свободы заявителей. По такой категории споров суды во многих странах не склонны вмешиваться в прерогативы органов безопасности и правопорядка. Однако в подобных делах затрагиваются наиболее основополагающие права, а их носители относятся к числу уязвимых категорий по международному праву (беженцы и лица, ищущие убежище).
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На распространение доктрины интенсивности в российском административном судопроизводстве влияют международные стандарты прав человека. Гуманитарные по своей природе международно-правовые принципы и нормы исходят из необходимости обеспечения пропорции между значимостью права и тяжестью административных вмешательств в эти права. Такая идея прослеживается в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2020 г.), подготовленном Верховным Судом РФ <1>. Нижестоящим судам предписывается учитывать данные позиции при рассмотрении административных дел. Среди прочего в Обзоре раскрываются подходы Европейского суда по правам человека "в сфере административно-правовых отношений" по поводу условий длительного пребывания нескольких иностранцев в транзитной зоне аэропорта Шереметьево до рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища <2>. Квалифицируя такое пребывание в качестве лишения свободы, "следует исходить из конкретной ситуации в действительности и учитывать целый ряд факторов (таких, как тип, длительность, последствия и характер применения рассматриваемой меры). Разница между лишением и ограничением свободы заключается в степени и интенсивности мер, но они не отличаются по сути или природе. Одновременно важно признавать право государств согласно их международным обязательствам, контролировать свои границы и принимать меры в отношении иностранцев, обходящих иммиграционные ограничения". Верховный Суд РФ, ориентируясь на практику международного правосудия, подчеркивает необходимость принимать во внимание обозначенные факторы. Российские суды, столкнувшиеся с похожей ситуацией, в зависимости от их наличия или отсутствия могут изменять интенсивность судебного контроля административной меры по принудительному содержанию мигрантов в аэропортах. Стоит подчеркнуть, что вопросы миграции относятся к наиболее чувствительным аспектам национальной и международной политики. В российском деле оспаривались действия Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ по изъятию паспортов и ограничению свободы заявителей. По такой категории споров суды во многих странах не склонны вмешиваться в прерогативы органов безопасности и правопорядка. Однако в подобных делах затрагиваются наиболее основополагающие права, а их носители относятся к числу уязвимых категорий по международному праву (беженцы и лица, ищущие убежище).
Статья: О проблеме публично-правового регулирования реализации статуса вынужденных мигрантов в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<7> Нуссбергер А. Судьбы беженцев: между политикой и международным правом. О правоприменительной практике Европейского суда по правам человека в сфере ответственности государств в вопросах прав беженцев // Международное правосудие. 2016. N 4. С. 62.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<7> Нуссбергер А. Судьбы беженцев: между политикой и международным правом. О правоприменительной практике Европейского суда по правам человека в сфере ответственности государств в вопросах прав беженцев // Международное правосудие. 2016. N 4. С. 62.
Ситуация: Как физическому лицу оформить доверенность на иностранного гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если иностранный гражданин является беженцем - применяется право страны, предоставившей ему убежище.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если иностранный гражданин является беженцем - применяется право страны, предоставившей ему убежище.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующий право обжалования решения и отказывающийся от добровольного выезда;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующий право обжалования решения и отказывающийся от добровольного выезда;
Ситуация: Как и куда встать на учет по беременности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К застрахованным лицам в системе ОМС относятся, в частности, граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за некоторым исключением), а также имеющие право на медицинскую помощь беженцы, которые (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 10 Закона N 326-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К застрахованным лицам в системе ОМС относятся, в частности, граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за некоторым исключением), а также имеющие право на медицинскую помощь беженцы, которые (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 10 Закона N 326-ФЗ):
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Личному закону физического лица посвящена ст. 1195 части третьей ГК РФ, которой установлено следующее: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1); если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право (п. 2); если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право (п. 3); при наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 4); личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 5); личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Личному закону физического лица посвящена ст. 1195 части третьей ГК РФ, которой установлено следующее: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п. 1); если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право (п. 2); если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право (п. 3); при наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 4); личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 5); личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6).
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Для беженца таковым является удостоверение беженца. Оно подтверждает также его право на пребывание на территории РФ. Этот документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356). Удостоверение действительно на всей территории РФ. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356. Приведенные выводы следуют из абз. 1, 2, 5, 7 п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Для беженца таковым является удостоверение беженца. Оно подтверждает также его право на пребывание на территории РФ. Этот документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356). Удостоверение действительно на всей территории РФ. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356. Приведенные выводы следуют из абз. 1, 2, 5, 7 п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1.